Практико-ориентированный проект «Кино-это жизнь, из которой вырезано все скучное»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» г. Брянска
«Кино-это жизнь, из которой вырезано все скучное».
(Сборник медиа-игр)
Практико-ориентированный проект
Автор
Долганина Ангелина
7 класс,
руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и
литературы
Брянск
2018
Оглавление
1. Проектный продукт……………………………………………...…………….3
1.1 Медиа-игра «Кто есть кто на экране»……………………………………….3
1.2. Медиа-игра «Что ты знаешь о кинематографе»…………………….……11
1.3 Медиа-игра «О детском кино замолвите слово»…………………………..12
2. Аннотация……………………………………………………..…………..…..14
3. Этапы и методы работы над проектом………………………..………….…15
4. Описание процесса исполнения…………………………………………..…17
5. Заключение………………………………………………………………..…..22
Список использованной литературы……………………………………….…..23
Проектный продукт
1.1 Медиа-игра «Кто есть кто на экране»
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16.
Слайд 17.
Слайд 18.
Слайд 19.
Слайд 20.
Слайд 21.
Слайд 22.
Слайд 23.
Слайд 24.
Слайд 25.
Слайд 26.
Слайд 27.
Слайд 28.
1.2 «Что вы знаете о кинематографе?»
Известно, что все фильмы можно разделить на четыре основных вида (игровое, документальное, научно-популярное и мультипликационное). А какое другое название есть у игрового кино? (Художественное)
Известно, что излюбленный жанр мультипликации -сказка. Но сказка может быть специально написанной для мульткино. Таков, например, «Крокодил Гена» Р.А.Качанова. Какой второй мультфильм этого автора приобрел всесоюзную известность в прошлом веке? («Чебурашка»)
Известно, что в 1936 г. в Москве была создана студия «Союздетфильм», переименованная позже в Студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького. А как сейчас называется эта студия сейчас? (Центральная студия детских и юношеских фильмов)
Известно, что в годы войны съёмки фильмов для детей прекратились. Однако один фильм, рассказывающий о детях осаждённого Ленинграда, был снят в 1944 г. В. В. Эйсымонтом. Как называется этот фильм? («Жила-была девочка»)
Известно, что это вид киноискусства, основанный на съёмках подлинных жизненных фактов, событий и явлений. Можно сказать, сама история киноискусства началась с этого жанра кино. С какого жанра? (Документальное кино)
Известно, что в 1889 г. в Америку вернулся известный изобретатель Т. А. Эдисон. Переступив порог одной из комнат своей лаборатории, он увидел на стене изображение своего помощника Диксона, который сказал: «Надеюсь, что вы довольны кинефонографом?» Какое знаменательное событие произошло в этот день? (Создание звукового кино)
Известно, что между демонстрацией первого ролика и моментом возникновения звуковой кинопромышленности пролегла дистанция почти в сорок лет. Она вместила в себя целую историю развития и гибели этого кино. О каком жанре кино идёт речь? (Немое)
Известно, что человека, читающего книгу, называют читателем. Читать учат в детстве. А как называют человека, смотрящего фильм. (Кинозритель)
Известно, что этим термином принято обозначать кинопроизведения, в которых воссоздаются легендарные события: борьба народных масс и народных героев за освобождение, за установление нового, справедливого общественного строя. Как называется этот жанр кино? (Историко-революционный).
Известно, что этот жанр родился в театре. Однако с появлением кино широко распространился и в этой области искусства. Один из первых фильмов, снятых в этом жанре в 1895 г., называется «Политый поливальщик». Какой это жанр? (Комедия).
Известно, что этот термин также родился в театре. Придя в кино, он наполнился новым содержанием. Специфика нового вида искусства и породила эту ключевую кинематографическую профессию. Что это за профессия? (Кинорежиссёр)
Известно, что свою историю он ведёт с 1932 г., когда в Венеции был организован Первый международный ОН. ОН бывает тематическим: об отдельных фильмах, о короткометражных, о документальных и о лучших фильмах разных стран. Назовите ЕГО. (Кинофестиваль).
1.3 «О детском кино замолвите слово»
Известно, что именно в нашей стране детское кино впервые стало считаться особой, специальной областью кинематографа. В то время она называлась «Союздетфильм». А как она называется сегодня? (Студия детских и юношеских фильмов имени М. Горького)
Известно, что детей всегда привлекал этот жанр. Большая часть советских детских кинолент привлекала детей закрученным сюжетом и неожиданной развязкой. О каком жанре идёт речь? (Приключенческий)
Известно, что одна из лучших экранизаций классических произведений детской литературы - детский фильм, снятый по приключенческому роману Ж. Верна. Назовите этот фильм. («Дети капитана Гранта»)
Известно, что этот фильм Р. Быкова повествует о девочке, ставшей жертвой клеветы. Даже став изгоем, она остается верной своим нравственным принципам. Фильм был снят по известной детской книге. Назовите этот фильм. («Чучело»)
Известно, что за этот фильм режиссер мог бы получить «Оскар». Этот фильм о собачьей верности покорил сердца юных зрителей не одного поколения. Как называется этот фильм? («Белый Бим Чёрное ухо»)
Известно, что для детей в СССР снимали киноленты на основе народных русских сказок. Лучшим режиссером, создававшим фильмы в этом жанре, был Александр Роу. На его счету и картина о двух девочках побывавших в лесу, но вернувшихся с разными трофеями. Назовите этот фильм. («Морозко»)
Известно, что песни, прозвучавшие в этой киноленте, стали всенародными хитами. И, что примечательно, книгу Памелы Трэверс читали в Советском Союзе немногие. Фильм же, снятый по ней, смотрел каждый. Назовите этот фильм. («Мэри Поппинс, до свидания!»)
Известно, что это советский детский музыкальный трёхсерийный телефильм 1979 года, режиссёра Константина Бромберга. Снят на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова. Назовите этот фильм. («Приключения Электроника»)
Известно, что это один из самых любимых советских полнометражных художественных фильмов, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1963 году режиссёром Александром Роу по повести Виталия Губарева. Назовите этот фильм. («Королевство кривых зеркал»)
Известно, что это советский двухсерийный фильм по мотивам сказки Алексея Толстого, созданный на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году. Главным героем этого фильма является мальчик, изготовленный из того же, из чего сейчас изготавливается бумага на заводах. Назовите этот фильм. («Приключения Буратино»)
Известно, что советское кино не стеснялось показывать первую любовь, но обычно делало это с юмором и в шутку. Редкий пример драматического подхода к этому сюжету - эта картина. В основе фильма - повесть Галины Щербаковой. Назовите этот фильм. («Вам и не снилось…» )
1.2 Аннотация
В нашем гимназическом клубе знатоков «Мудрая сова» регулярно проводятся тренировочные игры «Что? Где? Когда?», которые готовят создатели этого клуба-учителя. Однако каждый участник клуба может самостоятельно подготовить и провести игру, согласовав ее с руководителями. После того как несколько ребят из моей команды решились на это и успешно выступили с созданной ими игрой, я тоже решила попробовать свои силы.
Наиболее интересен для меня кинематограф, поэтому я решила создать игру по просмотренным кинофильмам и сериалам, интересным моим сверстникам. Так родилась идея проекта.
1.3 Целевая аудитория
Созданный продукт адресован подросткам 12-15 лет, а также всем, кто интересуется современными фильмами и сериалами, считает себя наблюдательным зрителем, играет в интеллектуальные игры и просто хочет расширить свой кругозор.
1.4 Цель проекта
Создать медиа-игру «Кто есть кто на экране» в рамках проекта «Кино- это жизнь, из которой вырезано всё скучное», провести ее среди знатоков клуба «Мудрая сова».
Ожидаемый результат
Созданный продукт поможет подросткам осознать вспомнить интересные моменты из просмотренных фильмов, оценить известные поступки героев, содержательно провести время среди сверстников.
1.5 Задачи проекта
1) Изучить научную литературу по проблеме проекта;
2) создать медиа-игру «Кто есть кто на экране»;
3) презентовать созданный продукт перед членами клуба «Мудрая сова», опубликовать созданный продукт в электронных СМИ для школьников.
1.6 Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы |
Решаемые задачи |
Содержание работы и деятельность участников |
Предполагаемый результат |
Подготовительный (10 дней) |
Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта. |
Провожу анкетирование среди учащихся 6-х-7-х классов, знакомлюсь с его результатами, делаю выводы. (Приложение 1). Работаю в Интернет. Составляю библиографический список. Заполняю листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап». |
Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая направленность и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи записываю в лист «Банк идей». |
Планирование (7 дня) |
Уточняю источники изучения проблемы, знакомлюсь с научной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продукты. |
Уточняю правила составления медиа-игры. Составляю примерный план работы. Обдумываю итоги проделанной работы и заполняю листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)» |
Составляю медиа-игру, представляю его перед членами клуба «Мудрая сова», прошу их высказать свои предложения для улучшения работы. |
Разработка (3 месяца) проекта |
Составить несколько вопросов, предложить их решение одноклассникам; Составить интеллектуальные игры, предложить их решение интеллектуальному клубу «Мудрая сова». |
Компилирую отобранный материал, составляю медиа-игру, презентацию, отбираю иллюстративный материал для презентации. Предлагаю с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираю и анализирую отзывы. |
Медиа-игра составлена, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов учителя и одноклассников внесены. |
Оформление результатов (10дней) |
Закончить оформление сборника, сделать презентацию, знакомящую с проектным продуктом. |
Редактирую и оформляю медиа-игру в соответствии с пожеланиями учителей и учащихся. Заполняю листовку «Знаю/интересуюсь/узнал(а)» |
Портфолио творческого проекта оформлено. |
Презентация проекта (от 10 дней) |
Опубликовать сборник в электронных СМИ, принять участие в Фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин, в городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. |
Уточняю условия публикации и готовлю медиа-игру в соответствии с положением о публикации. Уточняю положения о различных конкурсах учебных проектов среди учащихся ОУ. |
Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов. |
Оценивание (1 день) |
Изучить критерии оценки учебных проектов, критерии различных конкурсов проектов среди учащихся ОУ. |
Обдумываю созданный мной продукт, выполняю самоанализ созданного проекта. Заполняю листовку «Осмысление и оценка проекта» |
Отзыв о работе руководителя проекта получен. Самоанализ работы выполнен. |
Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, анкетирование, социологический опрос.
1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение
Для реализации проекта потребуется:
Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;
программное обеспечение, бумага;
электронные ресурсы Интернета.
Описание процесса исполнения
1.Определение темы проекта.
Все мы любим смотреть фильмы и сериалы, играть в интеллектуальные игры, но я решила совместить приятное с полезным и создать игру, которая позволила бы моим сверстникам вспомнить интересные фильмы, весело провести время и развить свои умственные способности. Я провела анкетирование и, проанализировав результаты, убедилась в том, что многие наши сверстники, смотря фильмы, не задумываются над смыслом просмотренного и забывают имена второстепенных персонажей. Это проблема. Провожу социологический опрос среди учеников 6-7 классов и, к сожалению, убеждаюсь в том, что многие сверстники даже не вникают в сюжет фильма и смотрят кино только для того, чтобы занять время. Может, я смогла бы решить эту проблему?
2. Целеполагание: как решить сформулированную проблему? Существует множество типов проектов, различные проектные продукты. Какому отдать предпочтение? Проблема: как определиться с выбором типа проекта и формы проектного продукта? Посоветовавшись с учителем, познакомившись в Интернете с различными проектами школьников, прихожу к выводу, что самое эффективное в моём случае – создать медиа-игру, а потом представить собранный материал в виде презентации.
Проблема: смогу ли я, создав игру, заинтересовать членов клуба «Мудрая сова»? Будет ли мой продукт полезен детям старше меня? Можно ли при помощи моего продукта расширить свой кругозор?
3. Тщательно изучив научную литературу, я поняла, что не хочу использовать уже готовые вопросы или составлять их самостоятельно, чтобы они были чересчур просты и однообразны, а хочу выбрать новый для меня формат игры, чтобы, когда мои сверстники отвечали на вопросы, они не просто развивали свои умственные способности, а веселились, вспоминали что-то хорошее, а также, чтобы у всех был шанс набрать хорошие баллы. Интересная идея пришла ко мне далеко не сразу, но обстоятельства сложились очень удачно, ведь эта затея появилась у меня как раз незадолго до Нового года. Перед наступлением нового года людям всегда хочется вспомнить самое яркое, что случилось с ними в уходящем году. Я не исключение, и пока я вспоминала эти моменты, мне на ум пришла мысль пересмотреть хорошие фильмы уходящего года. В тот момент у меня появилась замечательная идея создать игру, в которой нужно будет угадать фильм по картинкам, ассоциирующимся с ним. Обсудив это с родителями и членами своей команды «Дети Альцгеймера», я пришла к выводу, что для того чтобы игра была более захватывающей и интересной, игроки должны будут угадать по картинкам не просто фильм, а персонажа из этого фильма. Также нельзя оставить незамеченным тот факт, что 2017 год запомнился людям как год сериалов, и поэтому также для того чтобы игра больше понравилась детям и для того, чтобы вопросов получилось больше, было принято решение, что игрокам надо будет угадать персонажа и фильм или сериал, где участвует этот персонаж. Игра была готова, и учительница, заметив, что мне понравилось составлять игру подобного формата, предложила мне углубиться в эту тему и написать творческий проект.
4. Описание литературы: для того, чтобы выбрать формат игры, мне требовалось найти книги, в которых описаны правила игры «Что? Где? Когда?». Руководитель проекта дала мне две книги. Одной из них являлась книга Владимира Рекута «Самые лучшие игры для умников и умниц» [ 6 ]. В ней описаны различные форматы интеллектуальных игр и вопросы в этих форматах. Автор в занимательной форме легко и доступно рассказывает о сложных вещах: «Кто из нас, сидя у экрана телевизора и следя за передачей «Что? Где? Когда?», не мечтал ощутить азарт этой интеллектуальной игры, оказавшись на месте игрока, блеснуть своей эрудицией?» После того как я изучила эту книгу, я поняла, что не нашла интересного для меня формата и продолжила поиски, работая с другой книгой под названием «Вторая книга для самых умных. Своя игра» [ 7 ]. В этой книге описывается только один формат интеллектуальной игры, но гораздо подробнее. Также в ней представлено большое количество интересных вопросов, которые могут послужить базой для формулировки собственных вопросов. После работы с этой книгой я решила взять на вооружение данный формат игры.
Конечно, при составлении игр я обращалась прежде всего к справочной литературе. Большую помощь при составлении вопросов оказал мне энциклопедический словарь «Кино». В этой книге мое внимание привлекли очерки о кинематографистах нашей страны и зарубежных стран, множество интересных статей, раскрывающих теоретические понятия, статьи, рассказывающие историю и современное состояние мирового киноискусства. Начала я с того, что обратилась к изучению самых, на первый взгляд, обычных понятий. Например, художественный фильм –«в наиболее употребительном значении - то же, что игровой фильм, т. е. создаваемый на основе сценарного сюжета (как правило, вымышленного), трактуемого режиссёром и воплощаемого средствами актёрской игры, операторского искусства; 2) в более широком смысле - вообще произведение киноискусства, т. е. фильм, обладающий художественностью ценностью и выступающий в художественной функции: он может быть создан не только в формах игрового кино, но также документального, мультипликационного и научно- популярного» [ 4, 621 ]. В этой же книге я узнала об учебных заведениях, готовящих творческих работников кино различных специальностей. Эта информация не вошла ни в одну из игр, но я задумалась о будущей профессии, когда узнала о тех факультетах, на которых обучают во ВГИКе: «постановочный с отделениями режиссёрским и актёрским, … сценарно-киноведческий; операторский, готовящий операторов кино и ТВ; художественный, готовящий художников-постановщиков, художников -мультипликаторов; экономический, готовящий организаторов производства, работников киносети и кинопроката; заочное отделение, аспирантуру». Я узнала о тех предметах, которые преподаются во ВГИКе: «кинорежиссура, мастерство киноактёра, кинодраматургия, мастерство кинооператора, монтаж, редактирование фильмов, история и теория кино, мастерство художественного кино» [ 4, 82 ].
Большое впечатление произвела на меня и книга Романа Перельштейна «Видимый и невидимый мир в киноискусстве», в которой яузнала о творчестве известных режиссеров прошлого века: И. Хейфица, А. Тарковского, А. Аскольдова, В. Абдрашитова, А. Германа-старшего, А. Сокурова, которым присущ поэтический тип мышления. Читать эту книгу мне было непросто, потому что она написана слишком наукообразно, однако после прочтения мне захотелось посмотреть некоторые фильмы, в частности, «Короткие встречи Киры Муратовой, «Андрей Рублев» А.Тарковского. [ 5 ].
Следующей книгой, с которой мне довелось познакомиться, был Энциклопедический словарь юного зрителя [ 9 ]. «Эта книга рассказывает о любимых миллионами зрителей видах искусствах - театре, эстраде, цирке, кино, телевидении». В словаре я увидела описание многих советских фильмов, и это стало ещё одной из причин, почему темой моего проекта стало современное кино «Словарь познакомит вас с историей мирового и советского киноискусства, с его виднейшими представителями». Я увидела, как интересно описано советское кино, и решила целью своего проекта сделать игру конкретно на тему кино, но чтобы не повторяться и заинтересовать больше сверстников, я решила для начала обратиться исключительно к современному кино! Чтобы лучше понимать, с чем мне предстоит работать, я изучила раздел энциклопедии для детей «Искусство. Музыка. Театр. Кино»- раздел кино, в котором описывается, что такое кино, как появились различные жанры кино, и как развивалось кино в разное время «Эта книга предлагает читателям очерк кино с момента появления и до наших дней». Наконец, до того как я провела анкетирование, мне нужно было увидеть рейтинг фильмов последних лет. В этом мне помогли журналы «Лавры кино» [ 2 ]. Это журнал непосредственно про русское кино «Этот журнал о великом и загадочном явлении, которое шествует по планете уже больше века и будоражит, волнует людские умы и сердца. Но не стареет, а, с каждым годом, не устаёт удивлять и восхищать нас. И имя ему – кинематограф». Не менее интересным показался мне и журнал журнал «TVBOOM» [ 3 ]. В этом журнале собраны рецензии, статьи эссе уже об иностранном кино, а также про голливудских звёзд, но эта информация мне не показалась нужной.
По совету одного из кинокритиков прочитанного мною журнала я обратилась к книге Бискинда «Беспечные ездоки, бешеные быки», которая, по мнению многих критиков, является гидом по современному Голливуду [ 1 ]. В книге описываются финансовые, творческие и личные обстоятельства актеров и режиссеров американского кинематографа. Читается книга почти как детектив, но у меня не возникло уверенности, что все приведенные в книге факты можно считать достоверными.
Таким образом, книги, с которыми я познакомилась, позволили мне составить некоторое представление о кинематографе как искусстве, осознать, что этот вид искусства такой же сложный, как и живопись, балет, музыка и т.д. Я убедилась, что для погружения в проблему необходимо продолжить знакомство с другими книгами и журналами о кино
5. Далее составляю график работы над проектом. Вношу в него и те шаги, которые мной уже сделаны.
№ п/п |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. |
19. 10.17. |
2. |
Формулировка темы. |
23. 10. 17 |
3. |
Анкетирование одноклассников. |
25-28.1017 |
4. |
Работа с материалами сайта http://project.1september.ru |
28-30.10.17 |
5. |
Работа в библиотеке и Интернете. |
26.10.17-7.11.17 |
6. |
Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта. |
8.11.17 |
7. |
Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы. |
10.11.17 |
8. |
Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта. |
11-13.11.17. |
9. |
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам |
14.11.17 |
10. |
Составление медиа-игры. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта. |
15-20.11.17 |
11. |
Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Совершенствование метиа-игры. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации. |
21-30.11.17 |
12. |
Редактирование медиа-игры и иллюстрирование ее рукописного варианта |
1-5.12.17 |
13. |
Презентация полученного продукта на тренировочных занятиях клуба «Мудрая сова» |
в течение декабря 2017 г. |
14. |
Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование медиа-игры и ее презентации с учетом замечаний и пожеланий. |
15.12.2017 г. |
18. |
Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ |
В течение января-мая 2018 г. |
19. |
Рефлексия. |
6. Теперь приступаю к непосредственной разработке самой медиа-игры: составляю вопросы. Составляю презентацию и выступаю с ней. После выступлений перед членами клуба «Мудрая сова» собираю отзывы, редактирую написанное.
7. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что мне особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, я вновь внимательно изучаю положение о проекте, оформляю папку портфолио, редактирую написанное.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии, публикации моей медиа-игры в электронном СМИ «Педагогический мир», Фестивале детского творчества «Южный полюс», Международном детском творческом фестивале «Апельсин».
В процессе работы над проектом автор приобрела следующие
умения: понимать проблему, подбирать аргументы, формулировать выводы; выступать перед аудиторией; вести диалог, составлять медиа-игры, организовать интеллектуальную игру;
навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, самостоятельной работы.
Я еще раз убедилась в том, как важно знать и уметь пользоваться своими знаниями, проверила себя в проектной деятельности. Я поняла, что для достижения любой цели необходимы трудолюбие, ответственность, умение планировать, просчитывать, рефлексировать. Я обязательно буду работать над совершенствованием этих способностей.
Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: составленная медиа-игра поможет обратить внимание на детали, указанные в фильмах, узнать больше интересных фильмов.
Работая над проблемой, я получила шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и почувствовать процесс собственной самореализации.
Однако в ходе работы над проектом автором были выявлены некоторые недочеты:
-нужно учитывать не только те фильмы, которые нравятся самому, но и те, которые пользуются популярностью среди сверстников;
-очень трудно удержать внимание подростковой аудитории, быть интересной и востребованной;
-при демонстрации результатов проектной деятельности необходимо тщательно продумывать запросы конкретной аудитории, ведь предпочтения подростков разных возрастов и групп могут существенно различаться.
Список использованной литературы
1. Бискинд П. Беспечные ездоки, бешеные быки. –М.: Издательство«АСТ», 2007, пер. С.Арбузова.
2. Журнал «Лавры кино» учрежденный ФГБУК «Государственным фондом кинофильмов Российской Федерации». (№45-№46 2017)
3. Журнал «TVBOOM» (№48-49 2016)
4. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 640 с. 96 л. ил.
5. Перельштейн Р. Видимый и невидимый мир в киноискусстве.-М.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.-388 с.
6. Самые лучшие игры для умников и умниц / В. А Рекут. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 224 с.: ил. – (Интеллектуальные игры).
7. Своя игра: Вторая книга для умных / Авторы И. Тюрикова, С. Пехлецкий, С. Бражников, В. Молчанов. – М.: ТЕРРА, 1996. – 320 с. ил.
8. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. Ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил.
9. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика. 1989. – 416 с.: ил.
Касимова Людмила Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Касимова Людмила Михайловна