12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Ольга Александровна1271
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Луза
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »

 

Практико-ориентированный мини-проект

«За Астафьевской строкой»

В 2014 году исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева. В рамках празднования этой знаменательной даты коллектив учителей русского языка и литературы школы №2 г. Лузы подготовил и реализовал проект «За Астафьевской строкой»

Этот практико-ориентированный мини-проект рассчитан на месяц.

Выбор темы исходит из проблемы: чтение книг является приоритетом не у всех ребят нашей школы, что ведёт к утрате нравственных ценностей, к разобщённости, равнодушию, жестокости. Воспитывать грамотного читателя помогают уроки литературы. Но этого недостаточно.

В современном образовании внеклассная работа очень важна как составляющая общего образовательного процесса. Только благодаря внеклассной работе мы, педагоги, можем дифференцированно стимулировать интерес ребёнка к чтению классики и современной литературы, всесторонне развивать интеллектуальные и духовно-нравственные качества своих учеников.

Проблема:

противоречие между наличием лучших произведений отечественной литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Конечные цели проекта:

- формирование представления о личности В.П. Астафьева и его вкладе

в отечественную литературу;

- развитие потребности читать и задумываться над прочитанным;

- оказание помощи детям и подросткам в определении значимых нравственных и духовных ценностей на основе произведений Виктора Астафьева.

Задачи:

1.Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся путем знакомства с произведениями В. П. Астафьева.

2. Использовать различные методы популяризации творчества писателя, эффективность которых подтверждена практикой: чтение вслух с обсуждением и рисованием, инсценирование, исследование и др.

3. Способствовать развитию творческой инициативы детей и педагогов.

4.Обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации проекта.

Выход на гипотезу.

Наш писатель-земляк А.А. Лиханов говорит: «Ни для кого не секрет: дети стали мало читать. Больше думают о грядущих заработках, о так называемой успешности. Но успешности широкой, глубокой, размашистой достигнет тот, кто много думал, а это значит – читал. Так что чтение, стремление к этическим вершинам – это и есть золотой запас нашей личности».

Отсюда вытекает гипотеза.

Если вдохновить детей на чтение книг Виктора Астафьева, который стал совестью поколения, пережил войну, то это будет содействовать духовно-нравственному воспитанию наших детей.

Работа по реализации проекта.

Проект «За Астафьевской строкой» был разработан и реализован в МОКУ СОШ №2 г. Лузы.

Работа над проектом рассчитана на месяц и разбита на этапы.

С целью выявления проблемы и определения цели на первом этапе был проведён соцопрос обучающихся 5-11 классов. Результаты опроса показали, что школьники знают программные произведения Астафьева. Но хотелось бы, чтобы ученики познакомились и с другими книгами писателя.

Данные соцопроса были рассмотрены на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсовете, на классных родительских собраниях.

Решено реализовывать проект по этапам.

1 этап – подготовительный.

Он включает в себя:

подготовку мероприятий, предусматривающих активное участие ребят всех возрастных групп, начиная с 5 класса и заканчивая выпускниками: оформление стендов в кабинетах русского языка о жизни и творчестве писателя, презентации книг, составление диктантов по произведениям Астафьева, выставка книг и рисунков, написание отзывов, рефератов, подготовка классных часов;

распределение обязанностей и закрепление за каждым учителем того или иного направления работы по подготовке проекта на заседании МО учителей русского языка и литературы;

2 этап – практический.

Он включает в себя проведение недели литературы «Время открывать Астафьева» и участие в районной научно-практической конференции.

Неделя началась с классных часов, которые провела лекторская группа. Учащиеся не только познакомились с интересными фактами из жизни и творчества В.П. Астафьева, но и услышали малоизвестные рассказы автора.

Работники библиотеки имени В.А. Меньшикова провели во всех классах уроки внеклассного чтения: в 5-6кл. по рассказу «Монах в новых штанах»; в 7-8 по рассказу «Без приюта», а в 9-11 – по повести « Пастух и пастушка».

Кроме того, в школе была проведена викторина по творчеству В.П.Астафьева и в школьной библиотеке оформлена выставка книг писателя. В 6-х классах прошли открытые уроки по рассказу «Конь с розовой гривой».

В ходе недели ученики не только читали, слушали, обсуждали произведения, но и проверили свою грамотность. В каждом классе были написаны диктанты, составленные по произведениям В.П. Астафьева.

Закончилась неделя проведением литературной гостиной «Над Енисеем осени круженье», которая началась с романса на стихи Астафьева. Учащиеся декламировали прозаические отрывки, инсценировали произведения писателя.

Неделя закончилась, но работа по изучению творчества В.П.Астафьева продолжалась, потому что предстояло участие в районной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева.

В программе конференции было 3 секции: «Литературная», «Лингвистическая», «Творческая». В первой секции были представлены рефераты «Нравственная сила добра бабушки (по книге В.П. Астафьева «Последний поклон»), «Довоенное детство в произведениях В.П. Астафьева», презентация недели литературы «Время открывать Астафьева». В следующей – исследовательская работа педагога школы «Роль диалектизмов в произведениях Астафьева». Больше всего работ участвовало в «Творческой» секции: отзывы о книгах, рецензии на произведения, сочинения, рисунки, инсценирование и чтение наизусть прозы Астафьева.

3 этап – оценочный.

Рабочая группа по реализации проекта проанализировала проведённую работу, подвела итоги. Лучшие творческие работы, выступления были отмечены грамотами и призами.

Участникам было предложено оценить мероприятия, организованные в рамках проекта. Отзывы учащихся вы видите на слайдах.

Исходя из этих отзывов, можно сделать вывод, что мероприятия, проведённые в ходе проекта, заинтересовали обучающихся, родителей и учителей, способствовали росту интереса к произведениям В.П. Астафьева, оказали огромное влияние на их духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей.

Продуктом проекта стали:

фотогазета;

классные стенды;

отзывы и рецензии;

рефераты и рисунки;

исследовательская работа;

подборка диктантов, составленных на основе произведений Астафьева;

разработки уроков внеклассного чтения;

статья в районную газету «Северная правда».

«Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе…», - когда-то

сказал В.П. Астафьев. И мы надеемся, что та работа, которую мы провели, как зёрна, прорастет в душах наших детей добром, милосердием, неравнодушием и другими добродетелями.
 

Библиография

1.Астафьев В.П. Последний поклон. – М.: Просвещение, 1990

2.Астафьев В. «Как важно это - быть понятым»: [письма В.П. Астафьева

к Г. Семенову 1965 г.] // Лит. Газ. -  2000. - № 1/2. - C. 10.

3.Астафьев, В.П. "Расскажу о себе сам...": [Автобиография писателя  / В.П. Астафьев // День и ночь. - 2004. - Январь - апрель, №1/2. - С. 2-7 : фото

 4.  Астафьев, В.П. "Расскажу о себе сам...": [Автобиография писателя  / В.П. Астафьев // День и ночь. - 2004. - Январь - апрель, №1/2. - С. 2-7 : фото

5.Астафьев, В. Сопричастный всему живому: о себе и о своей работе / В. Астафьев // Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка.- Красноярск,1974. - С. 5 -19.- (Писатели на берегах Енисея).

6.Баранова О.С. Урок по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"  / О.С. Баранова // Литература - Первое сентября. - 2006. - 1-15 мая , N9. - С. 8-9.

7.Голикова  Г.А. Урок по рассказу В.П.  Астафьева "Фотография, на которой меня нет": личностно ориентированное обучение. Vl класс / Г.А. Голикова //Литература в школе. - 2007. -  № 5. - С. 42-44.

8.Емельянова, О.Н. Устойчивые обороты в прозе Виктора Астафьева / О.Н. Емельянова // Рус. яз. в шк. - М., 1998. - № 3. - С. 72-74.

9.Кононова, А.А. Всякая таежная дорога начинается с затесей. По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро". V класс [Текст] / А.А. Кононова // Литература в школе. - 2005. - N4. - С. 37-39

10.Курбатов, В.Я. Миг и вечность: размышления о творчестве В. Астафьева / В.Я. Курбатов. - Красноярск: Книжное издательство, 1983. - 166с

http://lit.1september.ru/

http://festival.1september.ru/subjects/9

www.proshkolu.ru/club/lit/

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/

Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.