Практико-ориентированный мини-проект «За Астафьевской строкой»
Практико-ориентированный мини-проект
«За Астафьевской строкой»
В 2014 году исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева. В рамках празднования этой знаменательной даты коллектив учителей русского языка и литературы школы №2 г. Лузы подготовил и реализовал проект «За Астафьевской строкой»
Этот практико-ориентированный мини-проект рассчитан на месяц.
Выбор темы исходит из проблемы: чтение книг является приоритетом не у всех ребят нашей школы, что ведёт к утрате нравственных ценностей, к разобщённости, равнодушию, жестокости. Воспитывать грамотного читателя помогают уроки литературы. Но этого недостаточно.
В современном образовании внеклассная работа очень важна как составляющая общего образовательного процесса. Только благодаря внеклассной работе мы, педагоги, можем дифференцированно стимулировать интерес ребёнка к чтению классики и современной литературы, всесторонне развивать интеллектуальные и духовно-нравственные качества своих учеников.
Проблема:
противоречие между наличием лучших произведений отечественной литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Конечные цели проекта:
- формирование представления о личности В.П. Астафьева и его вкладе
в отечественную литературу;
- развитие потребности читать и задумываться над прочитанным;
- оказание помощи детям и подросткам в определении значимых нравственных и духовных ценностей на основе произведений Виктора Астафьева.
Задачи:
1.Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся путем знакомства с произведениями В. П. Астафьева.
2. Использовать различные методы популяризации творчества писателя, эффективность которых подтверждена практикой: чтение вслух с обсуждением и рисованием, инсценирование, исследование и др.
3. Способствовать развитию творческой инициативы детей и педагогов.
4.Обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации проекта.
Выход на гипотезу.
Наш писатель-земляк А.А. Лиханов говорит: «Ни для кого не секрет: дети стали мало читать. Больше думают о грядущих заработках, о так называемой успешности. Но успешности широкой, глубокой, размашистой достигнет тот, кто много думал, а это значит – читал. Так что чтение, стремление к этическим вершинам – это и есть золотой запас нашей личности».
Отсюда вытекает гипотеза.
Если вдохновить детей на чтение книг Виктора Астафьева, который стал совестью поколения, пережил войну, то это будет содействовать духовно-нравственному воспитанию наших детей.
Работа по реализации проекта.
Проект «За Астафьевской строкой» был разработан и реализован в МОКУ СОШ №2 г. Лузы.
Работа над проектом рассчитана на месяц и разбита на этапы.
С целью выявления проблемы и определения цели на первом этапе был проведён соцопрос обучающихся 5-11 классов. Результаты опроса показали, что школьники знают программные произведения Астафьева. Но хотелось бы, чтобы ученики познакомились и с другими книгами писателя.
Данные соцопроса были рассмотрены на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсовете, на классных родительских собраниях.
Решено реализовывать проект по этапам.
1 этап – подготовительный.
Он включает в себя:
подготовку мероприятий, предусматривающих активное участие ребят всех возрастных групп, начиная с 5 класса и заканчивая выпускниками: оформление стендов в кабинетах русского языка о жизни и творчестве писателя, презентации книг, составление диктантов по произведениям Астафьева, выставка книг и рисунков, написание отзывов, рефератов, подготовка классных часов;
распределение обязанностей и закрепление за каждым учителем того или иного направления работы по подготовке проекта на заседании МО учителей русского языка и литературы;
2 этап – практический.
Он включает в себя проведение недели литературы «Время открывать Астафьева» и участие в районной научно-практической конференции.
Неделя началась с классных часов, которые провела лекторская группа. Учащиеся не только познакомились с интересными фактами из жизни и творчества В.П. Астафьева, но и услышали малоизвестные рассказы автора.
Работники библиотеки имени В.А. Меньшикова провели во всех классах уроки внеклассного чтения: в 5-6кл. по рассказу «Монах в новых штанах»; в 7-8 по рассказу «Без приюта», а в 9-11 – по повести « Пастух и пастушка».
Кроме того, в школе была проведена викторина по творчеству В.П.Астафьева и в школьной библиотеке оформлена выставка книг писателя. В 6-х классах прошли открытые уроки по рассказу «Конь с розовой гривой».
В ходе недели ученики не только читали, слушали, обсуждали произведения, но и проверили свою грамотность. В каждом классе были написаны диктанты, составленные по произведениям В.П. Астафьева.
Закончилась неделя проведением литературной гостиной «Над Енисеем осени круженье», которая началась с романса на стихи Астафьева. Учащиеся декламировали прозаические отрывки, инсценировали произведения писателя.
Неделя закончилась, но работа по изучению творчества В.П.Астафьева продолжалась, потому что предстояло участие в районной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева.
В программе конференции было 3 секции: «Литературная», «Лингвистическая», «Творческая». В первой секции были представлены рефераты «Нравственная сила добра бабушки (по книге В.П. Астафьева «Последний поклон»), «Довоенное детство в произведениях В.П. Астафьева», презентация недели литературы «Время открывать Астафьева». В следующей – исследовательская работа педагога школы «Роль диалектизмов в произведениях Астафьева». Больше всего работ участвовало в «Творческой» секции: отзывы о книгах, рецензии на произведения, сочинения, рисунки, инсценирование и чтение наизусть прозы Астафьева.
3 этап – оценочный.
Рабочая группа по реализации проекта проанализировала проведённую работу, подвела итоги. Лучшие творческие работы, выступления были отмечены грамотами и призами.
Участникам было предложено оценить мероприятия, организованные в рамках проекта. Отзывы учащихся вы видите на слайдах.
Исходя из этих отзывов, можно сделать вывод, что мероприятия, проведённые в ходе проекта, заинтересовали обучающихся, родителей и учителей, способствовали росту интереса к произведениям В.П. Астафьева, оказали огромное влияние на их духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей.
Продуктом проекта стали:
фотогазета;
классные стенды;
отзывы и рецензии;
рефераты и рисунки;
исследовательская работа;
подборка диктантов, составленных на основе произведений Астафьева;
разработки уроков внеклассного чтения;
статья в районную газету «Северная правда».
«Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе…», - когда-то
сказал В.П. Астафьев. И мы надеемся, что та работа, которую мы провели, как зёрна, прорастет в душах наших детей добром, милосердием, неравнодушием и другими добродетелями.
Библиография
1.Астафьев В.П. Последний поклон. – М.: Просвещение, 1990
2.Астафьев В. «Как важно это - быть понятым»: [письма В.П. Астафьева
к Г. Семенову 1965 г.] // Лит. Газ. - 2000. - № 1/2. - C. 10.
3.Астафьев, В.П. "Расскажу о себе сам...": [Автобиография писателя / В.П. Астафьев // День и ночь. - 2004. - Январь - апрель, №1/2. - С. 2-7 : фото
4. Астафьев, В.П. "Расскажу о себе сам...": [Автобиография писателя / В.П. Астафьев // День и ночь. - 2004. - Январь - апрель, №1/2. - С. 2-7 : фото
5.Астафьев, В. Сопричастный всему живому: о себе и о своей работе / В. Астафьев // Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка.- Красноярск,1974. - С. 5 -19.- (Писатели на берегах Енисея).
6.Баранова О.С. Урок по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" / О.С. Баранова // Литература - Первое сентября. - 2006. - 1-15 мая , N9. - С. 8-9.
7.Голикова Г.А. Урок по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет": личностно ориентированное обучение. Vl класс / Г.А. Голикова //Литература в школе. - 2007. - № 5. - С. 42-44.
8.Емельянова, О.Н. Устойчивые обороты в прозе Виктора Астафьева / О.Н. Емельянова // Рус. яз. в шк. - М., 1998. - № 3. - С. 72-74.
9.Кононова, А.А. Всякая таежная дорога начинается с затесей. По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро". V класс [Текст] / А.А. Кононова // Литература в школе. - 2005. - N4. - С. 37-39
10.Курбатов, В.Я. Миг и вечность: размышления о творчестве В. Астафьева / В.Я. Курбатов. - Красноярск: Книжное издательство, 1983. - 166с
http://festival.1september.ru/subjects/9
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/