Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука

0
0
Материал опубликован 25 November 2015

Штефанова Татьяна Георгиевна

 «Особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука»

 

 

Цель: расширить и углубить знания о типе Членистоногих, классе Насекомых  путём изучения внешнего строения майского жука.

            Оборудование: натуральный раздаточный материал, таблицы«Тип Членистоногие. Класс Насекомые», лупы, препаровальные иглы, чашки Петри, лист контроля и инструктивные карточки (на парту), линейки.

 

Ход урока

 

Учитель: Мы закончили теоретическое обоснование  темы «Тип Членистоногие, класс Насекомые» и сегодня нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему, чтобы подготовиться к контрольной работе. Но не только. Знания о представителях типа членистоногих в дальнейшем помогут вам осознать этапы эволюции жизни на Земле, ведь именно членистоногие (ракоскорпионы) были одними из первых животных, которые вышли на сушу. Но перед тем как приступить к выполнению заданий, вспомним общие особенности представителей этого типа.

 

I.  Фронтальная беседа

Ключевые тезисы, которые должны быть сформулированы учащимися:

·        Членистоногие имеют билатерально-симметричное сегментированное тело и членистые конечности;

·        Тело покрыто плотной хитинизированной кутикулой (наружный скелет, его роль);

·        Сегменты разных частей тела членистоногих имеют разное строение: различают головной, грудной и брюшной отделы, которые в разных комбинациях сливаются друг с другом. Так, голова образована головной лопастью и четырьмя первыми отделами тела. Число сегментов груди и брюшка сильно варьирует. Конечности могут преобразовываться в ротовые части, ходильные ноги, органы плавания, жабры, присоски, паутинные бородавки;

·        Дыхание лёгочное, трахейное или жаберное;

·        Нервная система членистоногих представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Многие представители типа имеют хорошо развитые органы чувств: сложные фасеточные глаза, механорецепторы и хеморецепторы, органы слуха;

·        Подавляющее большинство членистоногих – раздельнополые животные, развитие часто проходит с метаморфозом;

·         Рост возможен только путём периодических линек;

·         Кровеносная система незамкнутая, с метамерным сердцем над кишечником.

 

Осуществив повторение материала, учитель предлагает выполнить лабораторную работу в малых группах, т.е. парами.

 

II.  Выполнение заданий

 

 

Лабораторная работа  «Внешнее строение майского жука»

(выбор объекта для лабораторной работы зависит от материальной базы кабинета биологии)

На рабочий стол учащимся вместе с лабораторным оборудованием выдаётся инструктивная карточка и лист контроля. Учитель предлагает ознакомиться с  содержанием карточки, задать вопросы, выяснить непонятные элементы порядка выполнения работы и, если всё понятно, приступить к самостоятельным действиям.

 

Инструктивная карточка

1.      Возьмите в руки жука и осторожно потрогайте его покров; убедитесь, что он плотный. Из чего он состоит?

2.      Определите приблизительную величину тела жука. Для этого используйте обычную линейку.

3.      Найдите три отдела тела жука: голову, грудь, брюшко. Осторожно, с помощью пинцета и препаровальной иглы, расчлените тело на отделы. Поместите их на лист контроля, строго на рисунки.

4.      Найдите по бокам головы два сложных глаза, а впереди них – одну пару усиков, рассмотрите их на рисунке учебника. В тексте параграфа найдите ответ на вопрос: какое значение имеют эти органы в жизни жука?

5.      Рассмотрите грудной отдел жука с внутренней стороны, сосчитайте, сколько пар конечностей к нему прикрепляются, определите характер их строения.

6.      Найдите на спинной стороне жука плотные надкрылья, которые являются первой парой крыльев. Вторую пару составляют перепончатые крылья. Определите, к какому отделу тела они прикрепляются. Осторожно расчлените данный фрагмент на составные части и поместите их на лист контроля.

7.      Рассмотрите третий отдел тела жука – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Пользуясь рисунком учебника, найдите на брюшке дыхальца – небольшие отверстия, имеющие важное значение в дыхании жука.

8.      Поместите все расчленённые части тела жука на лист контроля, строго на рисунки, сделайте соответствующие подписи.

9.      Предложите преподавателю или консультанту проверить правильность расположения объекта на листе контроля. При условии правильного выполнения практической части, приступайте к выполнению задания в таблице.

10.  Внимательно рассмотрите записи в таблице, подчеркните одной чертой признаки класса насекомых, двумя – признаки типа членистоногих.

 

Особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука.

 

Признаки

Особенности

Покров

Величина тела

Отделы тела

Органы:

                головы

 

                груди

 

                брюшка

Хитиновый, плотный

2 – 2,5 см

Голова, грудь, брюшко

 

Одна пара усиков, грызущие ротовые органы, щупики, одна пара сложных глаз

Три пары членистых ног; крылья: первая пара – надкрылья, вторая пара – перепончатая

Брюшко из 8 члеников, на каждом из них имеются отверстия-дыхальца

 

 

Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1448474403.png


 В заключение урока учащиеся подводятся к выводу, в котором отмечают особенности класса насекомых и типа

В заключение урока учащиеся подводятся к выводу, в котором отмечают особенности класса насекомых и типа В заключение урока учащиеся подводятся к выводу, в котором отмечают особенности класса насекомых и типа членистоногих во внешнем строении майского жука.

 

Если после окончания работы и приведения в порядок рабочего места у учащихся остаётся несколько минут свободного времени, учитель предлагает им решить биологическую задачу с записью ответа на листе контроля ( за неё будет выставлена отдельная оценка).

 Биологическая задача.

·         Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?

(Ответ: Так как у насекомых трахейное дыхание, то смоченную в эфире вату нужно подносить не ко рту, а обмотать ею брюшко.)

 

 

III   Подведение итогов урока.

 

Учитель благодарит учащихся за грамотное сотрудничество, соблюдение правил техники безопасности, умелое взаимодействие в группах. Разъясняется порядок проверки работы и её оценка: лабораторная работа - оценка, заполнение таблицы -оценка, решение биологической задачи - оценка. Если ученик получит все результаты «отлично», он освобождается от тестового контроля на контрольной работе.

 

Лист контроля урока «Внешнее строение насекомых на примере майского жука»

 

Дата проведения:                                                                     

Работу выполнил:_______________

Тип _____________________________

Класс____________________________

Представитель____________________

 

Задание:  внимательно рассмотрите жука с помощью лупы. Проведите соответствующий анализ с помощью инструктивной карты и заполните таблицу.

С помощью препаровальной иглы осторожно расчлените жука. Поместите соответствующие части на указание рисунка. Определите и подпишите то, что вы поместили на рисунок.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/t1448475055.png (1423x1075)Рис 3

 

Особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука.

Признаки

Особенности

Покров

 

Величина тела

 

Отделы тела

 

Органы:                головы

 

груди

 

брюшка

 

 

·         Познавательная задача Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир? (Свой ответ обоснуйте).

 

Оценка работы на уроке______________/Т.Г. Штефанова/

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей