12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия Миронова25

Урок химии

Класс: 9

Продолжительность урока: 45 минут

Тема урока: «Классы неорганических соединений»

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений.

Задачи: - развить умения устанавливать связь между строением и свойствами веществ;

- развить коммуникабельность;

- развить навыки анализа;

- повторить знания о генетической связи между классами неорганических веществ.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы и методы работы: групповая работа, проблемно-развивающий метод, аналитический метод, практическая работа с элементами демонстрации, дифференцированный подход.

Дидактический материал: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г., приложение 1 (дидактическая карта урока), приложение 2 (разноуровневое домашнее задание)

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, стеклянные палочки и трубочки.

Реактивы: растворы индикаторов, универсальная индикаторная бумага, растворы различных кислот, солей, щелочей, вода.

Ожидаемый результат: установление генетической связи между классами неорганических веществ.

Ход урока: Девиз урока: «Повторение – мать учения!» и учащимся предстоит вспомнить вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений.

Запись на доске: Классы неорганических соединений

t1572370717aa.gift1572370717ab.gift1572370717ac.gift1572370717ad.gif

t1572370717ae.gift1572370717af.gift1572370717ag.gift1572370717ah.gif

Чтобы вспомнить, какие есть классы неорганических соединений, предстоит отгадать загадки.

Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один – кислород.

Я отнесу к ним и известь и лед. (оксиды)

Они имеют кислый вкус.

В них изменяет цвет лакмус. (кислоты)

В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина? (основания)

Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли объединю в класс …. (соли)

При отгадывании загадок учащиеся заполняют индивидуальную дидактическую карту (Приложение 1).

На доске прикреплены формулы веществ, относящихся к разным классам (Н2SO4, CaSO4,H3PO4, Mg(OH)2, NO2, HCl, Al(OH)3,CuO, HNO3, ZnO, NaOH, NaBr ), учащимся нужно объединить эти формулы в группы. Ученик, работающий у доски, дает название каждого вещества и напоминает классификацию веществ, относящихся к этой группе. Все учащиеся работают с индивидуальной картой, записывая примеры веществ (Задание №1).

После того как объединили формулы в группы, более подробно останавливаемся на оксидах.

Задание №2. Распределите оксиды по группам.

формулы веществ

классы неорганических веществ

Кислотный оксид

Основный оксид

Амфотерный оксид

К2О

с

к

н

SO2

и

в

д

BaO

к

с

о

ZnO

в

н

л

CuO

й

о

г

Al2O3

у

п

т

Cl2O7

а

ф

я

2-3 минуты на самостоятельное выполнение задания, затем совместная проверка. Из выделенных букв получается слово «кислота».

Далее речь пойдет о классе неорганических веществ – кислоты. Вспомнить определение.

Задание - эксперимент: королева Кислота устроила бал-маскарад и пригласила на него своих друзей. Гостей прибыло много, и все они были в масках. Как Королеве отыскать среди гостей подруг – кислот?

Опыт: четыре пробирки, содержащие прозрачный раствор без запаха, необходимо определить, где раствор кислоты. Учащиеся коллективно предлагают варианты решения данной задачи, далее доказывают свою точку зрения экспериментально.

Если в формуле заметишь –

Впереди металл стоит

И своей ОН подвеской

Как большим хвостом вертит

Ты, не думая, ответишь

Знаю – это гидроксид.

Но гидроксид – начало названия,

А класс веществ – основания.

Задание - эксперимент: пронаблюдать, как основания изменяют окраску индикаторов. Данные эксперимента занести в индивидуальную карту.

Задание №3. Изменение окраски различных индикаторов в растворах щелочей.

Индикаторы

Нейтральная среда

Щелочная среда

Лакмус

Фиолетовый


Метиловый оранжевый

Оранжевый


Фенолфталеин

Прозрачный



Затем всем учащимся предлагается почувствовать себя исследователями. Для этого каждая группа получает свое задание:

(для 1 группы) Задание №4. В пронумерованных пробирках находятся вещества, принадлежащие к разным классам неорганических веществ. Среди этих веществ, используя необходимые индикаторы, необходимо распознать растворы соляной кислоты, гидроксида калия, воды. Все наблюдения оформить в таблицу, сделать вывод о проделанной работе.

Раствор

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

Универсальный индикатор

1





2





3






(для 2 группы) Задание №4. Выберите необходимые реактивы и практически осуществите цепочку превращений: Na2CO3NaClAgCl. Запишите соответствующие уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Сделайте вывод.

(для 3 группы) Задание №4. Используя имеющиеся реактивы, предположите в какие химические реакции будет вступать соляная кислота. Практически докажите и результаты занесите в таблицу:

Что прибавляем?

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций, выводы

1.



2.



3.



4.



5.



В ходе выполнения задания учащиеся работают в группах, обсуждая полученные результаты и делая выводы. При возникновении проблем вопросами подталкиваем учеников к правильному решению. Завершаем работу обсуждением исследования по группам.

Заканчиваем урок сказкой “Волшебные превращения”. Все учащиеся в своих картах составляют уравнения химических реакций согласно сюжету сказки.

На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем. Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным. Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!

Задание №5*(если останется время). Экспериментально осуществить цепочку превращений и написать уравнения химических реакций: CuSO4Cu(OH)2CuCl2

По окончанию урока учащиеся делают выводы о взаимосвязи веществ, относящихся к разным классам; об изменении окраски индикаторов в растворах различных веществ.

Домашнее задание:

На «3»: Из перечисленных веществ выписать формулы солей, оснований, кислот. Дать им названия. На какие ионы при растворении в воде распадаются эти вещества?

MgCl2 Ca(OH)2 H2S NaOH H3PO4 BaCl2 AgNO3

На «4»: Осуществить цепочку превращений: BaBaOBa(OH)2BaCl2. Записать уравнения в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах.

На «5»: 1. Предложите способ получения из гидроксида меди веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений. Докажите уравнениями реакций.

2. Для данного уравнения MgO(20,5г)+Н2(х)→ сформулируйте условие задачи и решите ее.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.