Урок химии в 9 классе на тему «Классы неорганических соединений»
Урок химии
Класс: 9
Продолжительность урока: 45 минут
Тема урока: «Классы неорганических соединений»
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений.
Задачи: - развить умения устанавливать связь между строением и свойствами веществ;
- развить коммуникабельность;
- развить навыки анализа;
- повторить знания о генетической связи между классами неорганических веществ.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы и методы работы: групповая работа, проблемно-развивающий метод, аналитический метод, практическая работа с элементами демонстрации, дифференцированный подход.
Дидактический материал: учебник «Химия 9 класс» Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г., приложение 1 (дидактическая карта урока), приложение 2 (разноуровневое домашнее задание)
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель, стеклянные палочки и трубочки.
Реактивы: растворы индикаторов, универсальная индикаторная бумага, растворы различных кислот, солей, щелочей, вода.
Ожидаемый результат: установление генетической связи между классами неорганических веществ.
Ход урока: Девиз урока: «Повторение – мать учения!» и учащимся предстоит вспомнить вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений.
Запись на доске: Классы неорганических соединений
Чтобы вспомнить, какие есть классы неорганических соединений, предстоит отгадать загадки.
Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь и лед. (оксиды)
Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус. (кислоты)
В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина? (основания)
Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли объединю в класс …. (соли)
При отгадывании загадок учащиеся заполняют индивидуальную дидактическую карту (Приложение 1).
На доске прикреплены формулы веществ, относящихся к разным классам (Н2SO4, CaSO4,H3PO4, Mg(OH)2, NO2, HCl, Al(OH)3,CuO, HNO3, ZnO, NaOH, NaBr ), учащимся нужно объединить эти формулы в группы. Ученик, работающий у доски, дает название каждого вещества и напоминает классификацию веществ, относящихся к этой группе. Все учащиеся работают с индивидуальной картой, записывая примеры веществ (Задание №1).
После того как объединили формулы в группы, более подробно останавливаемся на оксидах.
Задание №2. Распределите оксиды по группам.
формулы веществ | классы неорганических веществ | ||
Кислотный оксид | Основный оксид | Амфотерный оксид | |
К2О | с | к | н |
SO2 | и | в | д |
BaO | к | с | о |
ZnO | в | н | л |
CuO | й | о | г |
Al2O3 | у | п | т |
Cl2O7 | а | ф | я |
2-3 минуты на самостоятельное выполнение задания, затем совместная проверка. Из выделенных букв получается слово «кислота».
Далее речь пойдет о классе неорганических веществ – кислоты. Вспомнить определение.
Задание - эксперимент: королева Кислота устроила бал-маскарад и пригласила на него своих друзей. Гостей прибыло много, и все они были в масках. Как Королеве отыскать среди гостей подруг – кислот?
Опыт: четыре пробирки, содержащие прозрачный раствор без запаха, необходимо определить, где раствор кислоты. Учащиеся коллективно предлагают варианты решения данной задачи, далее доказывают свою точку зрения экспериментально.
Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН подвеской
Как большим хвостом вертит
Ты, не думая, ответишь
Знаю – это гидроксид.
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.
Задание - эксперимент: пронаблюдать, как основания изменяют окраску индикаторов. Данные эксперимента занести в индивидуальную карту.
Задание №3. Изменение окраски различных индикаторов в растворах щелочей.
Индикаторы | Нейтральная среда | Щелочная среда |
Лакмус | Фиолетовый | |
Метиловый оранжевый | Оранжевый | |
Фенолфталеин | Прозрачный | |
Затем всем учащимся предлагается почувствовать себя исследователями. Для этого каждая группа получает свое задание:
(для 1 группы) Задание №4. В пронумерованных пробирках находятся вещества, принадлежащие к разным классам неорганических веществ. Среди этих веществ, используя необходимые индикаторы, необходимо распознать растворы соляной кислоты, гидроксида калия, воды. Все наблюдения оформить в таблицу, сделать вывод о проделанной работе.
Раствор | Лакмус | Метилоранж | Фенолфталеин | Универсальный индикатор |
№1 | | | | |
№2 | | | | |
№3 | | | | |
(для 2 группы) Задание №4. Выберите необходимые реактивы и практически осуществите цепочку превращений: Na2CO3→NaCl→AgCl. Запишите соответствующие уравнения в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Сделайте вывод.
(для 3 группы) Задание №4. Используя имеющиеся реактивы, предположите в какие химические реакции будет вступать соляная кислота. Практически докажите и результаты занесите в таблицу:
Что прибавляем? | Наблюдения, рисунки | Уравнения реакций, выводы |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
В ходе выполнения задания учащиеся работают в группах, обсуждая полученные результаты и делая выводы. При возникновении проблем вопросами подталкиваем учеников к правильному решению. Завершаем работу обсуждением исследования по группам.
Заканчиваем урок сказкой “Волшебные превращения”. Все учащиеся в своих картах составляют уравнения химических реакций согласно сюжету сказки.
На замечательной планете Химия было два царства – государства: царство Металлов и царство Неметаллов. В царстве Металлов родился принц Кальций. От рождения он был смел, активен и вспыльчив. А в царстве Неметаллов появилась на свет Сера, хрупкая и нежная, как настоящая принцесса. Принц и Принцесса знали, что им суждено встретиться однажды. Но прежде им нужно было познакомиться с великим волшебником Кислородом. Когда это произошло, Сера засветилась голубым пламенем, а Кальций активно засиял белым огнем. Они стали взрослее и почувствовали еще большую необходимость встречи друг с другом. Когда час свидания настал, разразился гром и пошел дождь. Волшебница Вода поглотила их немедленно. Только любовь их продолжала жить. Именно поэтому чувства принца окрашивали фенолфталеин в ярко-малиновый цвет, а лакмусовая бумага краснела от любви принцессы. Ничто не могло помешать влюбленным. Их чувства слились в единое целое. Фенолфталеин обесцветился, а в водном растворе родилась Соль. Ярко засияло солнце. И теперь каждый знает, почему соль и солнце – однокоренные слова. Солнце дарит свет и тепло, а соли лечат, строят и даже кормят. Великая слава вечной любви!
Задание №5*(если останется время). Экспериментально осуществить цепочку превращений и написать уравнения химических реакций: CuSO4→Cu(OH)2→CuCl2
По окончанию урока учащиеся делают выводы о взаимосвязи веществ, относящихся к разным классам; об изменении окраски индикаторов в растворах различных веществ.
Домашнее задание:
На «3»: Из перечисленных веществ выписать формулы солей, оснований, кислот. Дать им названия. На какие ионы при растворении в воде распадаются эти вещества?
MgCl2 Ca(OH)2 H2S NaOH H3PO4 BaCl2 AgNO3
На «4»: Осуществить цепочку превращений: Ba→BaO→Ba(OH)2→BaCl2. Записать уравнения в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах.
На «5»: 1. Предложите способ получения из гидроксида меди веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений. Докажите уравнениями реакций.
2. Для данного уравнения MgO(20,5г)+Н2(х)→ сформулируйте условие задачи и решите ее.