12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Урок химии в 9 классе. «____»____________ 20__ г.

Соединения алюминия.

Цель: Систематизировать знания учащихся об амфотерности алюминия и его соединений

Задачи.

Образовательные:рассмотреть важнейшие соединения алюминия, особенности их свойств, как амфотерных соединений; повторить и обобщить знания учащихся по генетическим рядам амфотерных элементов на примере алюминия;отработка умений в написании уравнений реакций с участием амфотерных соединений;

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы; совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию.

Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники безопасности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы: алюминий, растворы серной и соляной кислот, раствор щелочи, хлорид алюминия, оксид алюминия, вода, гидроксид аммония, спиртовка, держатель, пробирки.

Ход урока.

Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет готовность учащихся к работе на уроке, их рабочее место.

Тема урока: Соединения алюминия.

Цель нашего урока: закрепить знания о соединениях алюминия.

          Повторение изученного материала.

I вариант

1. Выберите правильный вариант ответа:

1. Число электронов в ионе Al3+ равно числу электронов в атоме:

а) S                  б) Ar                      в) Ne                  г) F

2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома алюминия равны соответственно:

а) 2,3                б) 3, 13                   в) 3,3                г) 3,1

3. Число протонов и нейтронов в атоме 26Al соответственно равно:

а) 13 и 26          б) 13 и 13                в) 3 и 26             г) 3 и 13

4.В реакцию с алюминием может вступать каждое из двухвеществ:

a) MgCl2 и H2O                                   б) CuSO4 и O2

в) S и Ca(OH)2                                    г)Na2SO4 и Hg(NO3)2

5.Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

исходные вещества                                   продукты реакции

1. Al + O2→                                                 a) Al2O3 + H2

2. Al + H2O→                                               б) AlCl3 + HgCl2

3. Al + HgCl2→                                             в) Al2O3

4. Al + NaOH+H2O→                                    г) AlCl3 + Hg

                                                                   д) Na[Al(OH)4]+ H2

                                                                   е) Al(OH)3 + H2

                                                                    ж) NaAlO2 + H2

1

2

3

4

       

II вариант

Выберите правильный вариант ответа

1. Электронная конфигурация 1s2 2s2 2p6 соответствует частице

а)S2-                  б) Al3+              в )Ca2+                     г)C+4

2. Число непарных электронов в атоме алюминия равно:

а) 3                    б) 2                   в) 1                             г) 0

3. Химическому элементу, расположенному в третьем периоде и в IIIА группе, соответствует:

а) водородное соединение Н2Э             б) кислотный оксид ЭО3

в) кислотный оксид ЭО2                        г) амфотерный оксид Э2О3

4. В реакцию с алюминием может вступать каждое из двух веществ:

a)KOHи NaNO3                                       б) O2иNa2SO4

в) SO2иHCl                                            г)H2SO4иNaOH

5.Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

исходные вещества                               продукты реакции

1. Al +Fe3O4→                                          a) Al2(SO4)3 + H2

2. Al + KOH +H2O→                                   б) K[Al(OH4 )] + H2

3. Al + ZnSO4→                                         в) Al2O3 + Fe

4. Al + H2SO4→                                          г) Al(OH)3 +K

                                                                 д) Al2(SO4)3 + H2O

                                                                 е) KAlO2 + H2

                                                                 ж) Al2(SO4)3 + Zn

1

2

3

4

       

 Изучение нового материала.

1. Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Инструкция.

1) Выполните опыты взаимодействия алюминия с раствором: а) серной кислоты, б) соляной кислоты.

2) Опишите наблюдения, объясните сущность реакций с позиций окислительно – восстановительных процессов. Напишите сокращенные ионные уравнения.

3) Выполните опыт взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия.

4) Опытным путем определите, какой газ выделяется. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

5) Сформулируйте вывод о свойстве алюминия.

2. Изучить свойства оксида алюминия.

Инструкция.

1) Предложите способы получения оксида алюминия. Напишите уравнения реакций.

2) Опишите физические свойства оксида алюминия. (стр.73)

3) Подумайте, взаимодействует ли оксид алюминия с водой? Налейте в пробирку 2-3 мл воды, добавьте 2-3 капли фенолфталеина и поместите немного оксида алюминия. Что наблюдаете? Сформулируйте вывод о взаимодействии оксида алюминия с водой.

4) Экспериментально подтвердите, что оксид алюминия взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

5) Исследуйте, взаимодействует ли оксид алюминия со щелочами. Для проведения реакции используйте раствор гидроксида натрия. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

Сформулируйте общий вывод о свойствах оксида алюминия.
 

3. Получите гидроксид алюминия и изучите его свойства.

Инструкция.

1) Выскажите обоснованное предположение, какие вещества: - можно использовать для получения гидроксида алюминия. Напишите уравнения реакций.

2) Подумайте, какой реактивов: раствор гидроксида натрия или водный раствор аммиака – целесообразнее использовать для получения гидроксида алюминия.

3) Получите гидроксид алюминия взаимодействием хлорида алюминия с водным раствором аммиака. Опишите и объясните наблюдения. Напишите ионные уравнения.

4) Экспериментально подтвердите, что гидроксид алюминия взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите ионные уравнения.

6) Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид алюминия со щелочами. Для проведения реакции используйте раствор гидроксида натрия. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

7) Сформулируйте общий вывод о свойствах гидроксида алюминия.

                Закрепление.

 На основании полученных данных о свойствах алюминия и его соединений, составьте генетический ряд алюминия.

Например, Al → Al2O3 →AlCl3→ Al(OH)3 → Na[Al(OH)4]

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить данные превращения.

4.Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Рабочая карта урока.

Ученика 9 «__» класса. _______________________________________

Тема урока: _________________________________________________

Проверим знания об алюминии.

I вариант

Выберите правильный вариант ответа:

1. Число электронов в ионе Al3+ равно числу электронов в атоме:

а) S                   б) Ar                 в) Ne               г) F

2. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома алюминия равны соответственно:

а) 2,3                  б) 3, 13           в) 3,3              г) 3,1

3. Число протонов и нейтронов в атоме 26Al соответственно равно:

а) 13 и 26            б) 13 и 13           в) 3 и 26       г) 3 и 13

4.В реакцию с алюминием может вступать каждое из двух веществ:

a) MgCl2и H2O                               б) CuSO4и O2

в) S и Ca(OH)2                              г) Na2SO4и Hg(NO3)2

5.Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

исходные вещества                          продукты реакции

1. Al + O2→                                    a) Al2O3 + H2

2. Al + H2O→                                   б) AlCl3 + HgCl2

3. Al + HgCl2→                                в) Al2O3

4. Al + NaOH +H2O →                      г) AlCl3 + Hg

                                                      д) Na[Al(OH)4]+ H2

                                                      е) Al(OH)3 + H2

                                                      ж) NaAlO2 + H2

1

2

3

4

       

Перед лабораторной работой вспомните правила техники безопасности.

Правила техники безопасности

• Не оставляйте открытые склянки с реактивами, закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

• Бережно обращайтесь с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

• Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

• Нагревайте сначала всю пробирку, затем, не вынимая ее из пламени, ту часть, где находится вещество.

• Будьте аккуратнее – работаете с щелочью и кислотой!

С правилами техники безопасности ознакомлен: __________________________________

1. Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам.

Инструкция.

1) Выполните опыты взаимодействия алюминия с раствором: а) серной кислоты, б) соляной кислоты.

2) Опишите наблюдения, объясните сущность реакций с позиций окислительно – восстановительных процессов. Напишите сокращенные ионные уравнения.

3) Выполните опыт взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия.

4) Опытным путем определите, какой газ выделяется. Опишите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

5) Сформулируйте вывод о свойстве алюминия.

2. Изучить свойства оксида алюминия.

Инструкция.

1) Предложите способы получения оксида алюминия. Напишите уравнения реакций.

 2) Опишите физические свойства оксида алюминия. (стр.73)

3) Подумайте, взаимодействует ли оксид алюминия с водой? Налейте в пробирку 2-3 мл воды, добавьте 2-3 капли фенолфталеина и поместите немного оксида алюминия. Что наблюдаете? Сформулируйте вывод о взаимодействии оксида алюминия с водой.

4) Экспериментально подтвердите, что оксид алюминия взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

5) Исследуйте, взаимодействует ли оксид алюминия со щелочами. Для проведения реакции используйте раствор гидроксида натрия. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

6) Сформулируйте общий вывод о свойствах оксида алюминия.

3. Получите гидроксид алюминия и изучите его свойства.

Инструкция.

1) Выскажите обоснованное предположение, какие вещества: - можно использовать для получения гидроксида алюминия. Напишите уравнения реакций.

2) Подумайте, какой реактивов: раствор гидроксида натрия или водный раствор аммиака – целесообразнее использовать для получения гидроксида алюминия.

3) Получите гидроксид алюминия взаимодействием хлорида алюминия с водным раствором аммиака. Опишите и объясните наблюдения. Напишите ионные уравнения.

4) Экспериментально подтвердите, что гидроксид алюминия взаимодействует с кислотами. Объясните наблюдения. Напишите ионные уравнения.

5) Исследуйте, взаимодействует ли гидроксид алюминия со щелочами. Для проведения реакции используйте раствор гидроксида натрия. Объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции.

6) Сформулируйте общий вывод о свойствах гидроксида алюминия.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.