Классификация реакций в неорганической и органической химии
Технологическая карта учебного занятия
по теме
«Классификация реакций в неорганической и органической химии» (11 класс)
Учитель химии
Тимохина Алёна Владимировна
Учебно-методический комплект. Габриелян O.C. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
Тема урока. Классификация реакций в неорганической и органической химии
Цель урока. Углубить и обобщить представления обучающихся о химических реакциях как о процессе превращения одного или нескольких веществ в вещества, отличающиеся от них по химическому строению и свойствам; ввести признаки классификации химических реакций и научить применять их в характеристике реакций в неорганической и органической химии; показать относительный характер различных типов химических реакций и взаимосвязь различных классификаций химических процессов.
Планируемые образовательные результаты.
1. Предметные: знать признаки классификации химических реакций. Уметь объяснять сущность химических реакций в неорганической и органической химии, составлять уравнения химических реакций, относящихся к определенному типу. Уметь решать генетические цепочки взаимосвязи неорганических и органических веществ.
2. Метапредметные:
– Познавательные. Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
– Регулятивные. Уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию; проводить наблюдения; умозаключения, делать выводы.
– Коммуникативные. Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, умение работать в коллективе и находить общие решения.
3. Личностные: понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Соблюдение инструкции охраны труда при проведении лабораторных опытов. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту. Относится бережно к своему здоровью.
Основные понятия, изучаемые на уроке. Реакции без изменения состава веществ: аллотропия и изомерия. Причины аллотропии. Классификация реакций по числу и составу реагентов и продуктов реакции: замещения, соединения, разложения, обмена. Реакции по тепловому эффекту: эндотермические и экзотермические.
Тип урока. Применение, совершенствование знаний и умений.
Педагогические технологии. Системно-деятельностное обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, ИКТ и медиаобразование.
Формы обучения. Фронтальная (беседа), групповая (лабораторный опыт, урок-семинар), индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий).
Оборудование и реактивы, ЭОР. Набор реактивов и оборудования для лабораторного опыта, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, дидактические карточки-задания.
Оборудование | Реактивы |
Штатив с пробирками | Порошок магния Mg |
Газоотводная трубка | Оксид кальция CaO (тв.) |
Ложечка для сжигания | Натрий Na (тв.) |
Лучинка | Нитрат калия KNO3 (тв.) |
Химический стакан | Перманганат калия KMnO4 (тв.) |
Колбы | Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (тв.) |
Спиртовка | Фосфор красный (Р кр.) |
Спички | Сульфат меди CuSO4 (р-р) |
Железная пластина | Гидроксид натрия NaOH (р-р) |
Карбонат натрия Na2CO3 (р-р) | |
Соляная кислота HCl (р-р) | |
Пероксид водорода Н2О2 (р-р) | |
Уксусная кислота СН3СООН (р-р) | |
Раствор йода I2 | |
Сырой картофель | |
Индикаторы – фенолфталеин, лакмус |
Структура урока.
1. Организационный момент (2 мин).
2. Сообщение темы и цели урока (5 мин).
3. Формирование мотивации (5 мин).
4. Вторичное закрепление (10 мин).
5. Применение знаний и умений (10 мин).
6. Рефлексия (подведение итогов работы) (5 мин).
7. Сообщение домашнего задания (3 мин).
Ход урока.
Этапы урока | Содержание и деятельность учителя | Содержание и деятельность ученика | Методы и средства обучения | Планируемые образовательные результаты |
Организационный момент | Приветствие: Здравствуйте! Я рада встрече с вами. Перед началом урока пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно (Слайд 1). | Обучающиеся приветствуют учителя. Староста отмечает отсутствующих. | | |
Сообщение темы и цели урока | Сегодня мы продолжим обобщать знания по известной вам теме, которую изучали на протяжении всего курса химии. Посмотрите на слайд (Слайд 2, 3). Перед вами представлены реакции. Что вы можете сказать про них (приложение LearningApp.org.). Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?» Записываем тему урока: Классификация реакций неорганической и органической химии. Давайте вместе составим цель и план сегодняшнего урока. Значит цель урока: закрепить и усовершенствовать знания об основных типах химических реакций в неорганической и органической химии. Продолжить формирование умения давать характеристику химическим уравнениям по различным классификациям реакций (Слайд 4). Наша сегодня учебная деятельность будет состоять из следующих элементов (Слайд 5): План урока. 1. Систематизация знаний по теме «Классификация химических реакций». 2. Проведение лабораторной работы по теме. 3. Закрепление изученной темы. | Обучающиеся дают характеристики реакциям: - соединения, окислительно-восстановительная, необратимая. - дегидрирования, каталитическая, гомогенная. - разложения, окислительно-восстановительная, гетерогенная. - изомеризация, каталитическая, гомогенная. Обучающиеся дают ответ, что тема сегодняшнего урока связана с химическими реакциями и их классификацией. Обучающиеся самостоятельно выдвигают предположения к цели урока: − обобщить реакции без изменения и с изменением состава реагирующих веществ и продуктов реакции. − классифицировать реакции неорганических и органических веществ. − показать взаимосвязь химических реакций. Затем совместно с учителем формируют окончательную цель урока. | Систематизирующая беседа | Предметные. Умения характеризовать реакции без изменения состава веществ и с изменением реагирующих веществ и продуктов реакции. Классифицировать типы реакций в неорганической и органической химии. Давать характеристику химическим уравнениям по известным типам реакций. Умение практически осуществлять генетические цепочки на взаимосвязи веществ в неорганической и органической химии. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся. Метапредметные. 1. Познавательные: анализировать и отбирать информацию; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. 2. Регулятивные: формировать умение формулировать выводы и заключения. 3. Коммуникативные: выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, коммуникативную компетентность и уважение к иной точке зрения при обсуждении результатов выполненной работы. |
Формирование мотивации | Задаю обучающимся проблемный вопрос: Могут ли неорганические и органические вещества быть взаимосвязаны? И каким способом это можно доказать? Предлагаю обучающимся создать кластер классификации химических реакций, которые показывают взаимосвязь неорганических и органических веществ (Слайд 6). | Обучающиеся самостоятельно размышляют над проблемой, выдвигают предположения. Записывают результаты в тетрадь в виде кластера. Проверяют с шаблоном на слайде презентации, корректируют свои ошибки. | Беседа с элементами проблематизации. Фронтальный опрос | |
Вторичное закрепление | Основная часть включает этапы: 1. Краткое повторение учебного материала (Слайды 7-17). При изучении курсов органической и неорганической химии мы изучали множество химических реакций. Назовите, по каким признакам делят все химические реакции? 2. Лабораторная работа «Классификация химических реакций» (Слайды 18-20). Теперь переходим к практической проверке знаний по изученной теме. До того, чтобы приступить к выполнению лабораторного опыта, ознакомимся с правилами техники безопасности (Приложение 1). Раздаю учащимся карты-инструкции с лабораторной работой (Приложение 2) и реактивы с оборудованием. 3. Обсуждение результатов лабораторной работы. | Обучающиеся перечисляют, записывают и приводят примеры реакций (несколько учащихся могут привести примеры у доски). Признаки классификации химических реакций (Слайд 7). 1. По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. 2. По тепловому эффекту. 3. По признаку обратимости. 4. По признаку изменения степеней окисления. 5. По агрегатному состоянию веществ. 6. По наличию катализатора. 7. По механизму. Обучающиеся делятся на группы, приступают к самостоятельному выполнению работы, затем ее оформляют. Обучающиеся по группам озвучивают и записывают поочередно результаты работы на доске. Проверяют на правильность и делают общий вывод на основе опыта о химических реакциях. | Фронтальный опрос Химический эксперимент (лабораторный опыт) Систематизирующая беседа | |
Применение знаний и умений | В завершении урока для закрепления изученного материала предлагаю обучающимся выполнить самостоятельную работу (Слайды 21-23), (Приложение 3). Дать характеристику уравнениям по различным классификациям, используя приложение Learningapp.org. | Обучающиеся получают карточки с заданиями по теме. Приступают к выполнению самостоятельно. Затем коллективная проверка выполняется у доски через приложение LearningApps.org. | Самостоятельная работа с интерактивной доской и последующей самопроверкой или взаимопроверкой. | Предметные. Умение систематизировать изученный материал по теме, применять знания в незнакомой ситуации. Метапредметные. 1. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Регулятивные: контроль в форме самостоятельной и коллективной работы. 3. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Рефлексия (подведение итогов работы) | Обобщение по уроку. Давайте вместе с вами обобщим то, что сегодня изучили и сделаем общий вывод. Общий вывод. Таким образом, независимо от того, между какими веществами - органическими или неорганическими - происходит химическое превращение, для них характерны одни и те же закономерности. Ежесекундно в организме человека происходят сотни и тысячи всевозможных реакций. Вы постоянно с ними сталкиваетесь (Слайд 24). Анализ достижений учащихся. Выставление отметок за работу. | Обучающиеся формируют свои выводы в группах: - обобщили на практике химические реакции, научились систематизировать неорганические и органические реакции; - повторили классификации химических реакций, закрепили знания на практике; - установили взаимосвязь химических реакций. | Систематизирующая беседа | Предметные. Обобщение изученного учебного материала. Самоанализ достигнутого результата. Метапредметные. 1. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. 3. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка своих действий и одноклассника. Личностные. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. |
Сообщение домашнего задания | Инструктирование по домашнему заданию: параграф 10, выучить основные понятия, выполнить домашнюю дидактическую карточку (Слайд 25), (Приложение 4). | Записывают домашнее задание. Проверяют дидактическую карточку на наличие проблемных вопросов. | | |
Учебно-методический комплект (литература)
1. Габриелян O.C. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. − М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
2. Габриелян O.C. Методическое пособие. Базовый уровень. 11 класс/ О.С. Габриелян, С. А. Сладков, 2017 г. − 160 с.
3. Габриелян O.C. Химия. Рабочая тетрадь. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков, И. Г. Остроумов. − М.: Просвещение, 2019.
4. Габриелян O.C. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. Г. Введенская, 2017 г. − 304 с.
5. Габриелян O.C. Тетрадь для оценки качества знаний по химии. Базовый уровень. 11 класс/ О. С. Габриелян, А. В. Купцова, 2017 г. − 112 с.
Приложение
Приложение 1
Инструкция охраны труда при проведении лабораторных работ по химии
Перед тем как приступить к выполнению лабораторного опыта, ознакомьтесь с правилами техники безопасности в химической лаборатории.
В лаборатории запрещается …
Выливать или высыпать остатки реактивов в банки, из которых они были взяты.
Запрещается! Есть, пить, пробовать вещества на вкус.
Громко разговаривать, смеяться во время исследования.
Оставлять открытыми склянки с жидкостями и сухими веществами.
Пользоваться открытым огнем и тушить водой пламя спиртовки или горелки.
Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые вещества.
Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок.
Набирать одной и той же ложкой или пипеткой различные вещества.
Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину.
Смешивать вещества в пробирках после проведения реакции.
Проводить опыты без разрешения учителя.
Приложение 2
Карта-инструкция к лабораторному опыту
Тема ««Классификация реакций в неорганической и органической химии»
Цель – практически осуществить химические превращения, характеризующие различные типы реакций в неорганической и органической химии.
Оборудование и реактивы.
Оборудование | Реактивы |
Штатив с пробирками | Порошок магния Mg |
Газоотводная трубка | Оксид кальция CaO (тв.) |
Ложечка для сжигания | Натрий Na (тв.) |
Лучинка | Нитрат калия KNO3 (тв.) |
Химический стакан | Перманганат калия KMnO4 (тв.) |
Колбы | Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (тв.) |
Спиртовка | Фосфор красный (Р кр.) |
Спички | Сульфат меди CuSO4 (р-р) |
Железная пластина | Гидроксид натрия NaOH (р-р) |
Карбонат натрия Na2CO3 (р-р) | |
Соляная кислота HCl (р-р) | |
Пероксид водорода Н2О2 (р-р) | |
Уксусная кислота СН3СООН (р-р) | |
Раствор йода I2 | |
Сырой картофель | |
Индикаторы – фенолфталеин, лакмус |
Техника безопасности.
Изучить инструкцию охраны труда при проведении лабораторных работ по химии (Приложение 1). Следует соблюдать правила работы с растворами кислот, щелочей. Не допускать попадания кислот, щелочей на кожу и слизистые оболочки.
Ход работы.
1. Осуществить химические реакции, которые характеризуют тип реакции соединения. Написать уравнения реакций.
2. Осуществить химические реакции, которые характеризуют тип реакции разложения. Написать уравнения реакций.
3. Осуществить химические реакции, которые характеризуют тип реакции замещения. Написать уравнения реакций.
4. Осуществить химические реакции, которые характеризуют тип реакции обмена. Написать уравнения реакций.
5. Заполнить таблицу при выполнении лабораторного опыта:
№ п/п | Уравнение химической реакции | Тип химической реакции | Признаки |
| | | |
Выводы ____________________.
Приложение 3
Дидактическая карточка-задание
Вариант 1
1. Напишите уравнения реакций, которые соответствуют следующей характеристике: а) реакция соединения, экзотермическая, окислительно-восстановительная; б) реакция обмена, необратимая.
2. Как можно получить оксид меди (II) при помощи реакции: а) разложения; б) соединения? Напишите уравнения соответствующих реакций, дайте полную характеристику каждой из них.
3. Осуществите генетическую цепочку взаимосвязи химических веществ. Укажите типы химических реакций.
Al Al2O3 AlCl3 Al(OH)3 Al2O3 Al Na[Al(OH)4] Al2(SO4)3 AlPO4
Вариант 2
1. Напишите уравнения реакций, которые соответствуют следующей характеристике: а) реакция замещения, гетерогенная, окислительно-восстановительная; б) реакция обмена, необратимая.
2. Напишите уравнения реакций получения водорода при помощи реакций: а) замещения; б) разложения. Дайте полную
характеристику каждой из них.
3. Осуществите генетическую цепочку взаимосвязи химических веществ. Укажите типы химических реакций.
Al4C3 CH4 CH3Cl C2H6 C2H4 C2H5OH CH3COOH (CH3COO)2Ca CH3C(O)CH3
Приложение 4
Дидактическая карточка с домашним заданием
1. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществит следующие переходы, дайте названия соединений и реакций.
Ca CaO CaCO3 CaO Ca(OH)2 CaCO3 Ca(HCO3)2
2. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществит следующие переходы, дайте названия соединений и реакций.
C2H2 C2H4 C2H5OH C2H4 C2H4Br2 C2H4(OH)2
3. Запишите молекулярные и ионные (там, где это имеет место) уравнения получения хлорида железа (III) для трех типов химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов.
Приложение 5
Презентация к уроку
46