12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена4661
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Учитель  Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2017

Технологическая карта урока органической химии

«Ферменты»

Предмет

Органическая химия

Класс

10 класс

Учебник

О.С. Габриелян, Химия 10 класс, базовый уровень, М., Дрофа 2014,

рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян, С.А. Сладков, Дрофа 2014.

Тема урока

Ферменты

Тип урока

Урок новых знаний, умений и навыков; комбинированный урок

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами

Изучить ферменты, узнать о каталитической активности и специфичности.

Деятельностная: организовать деятельность учеников по нахождению информации о ферментах и их свойствах разными способами, ввести новые понятия, термины. Провести опыты.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Межпредметные связи

Биохимия, биология, физиология

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР по химии и биологии).

Материалы и оборудование

Рабочая тетрадь, учебник, простая тетрадь, мультимедийное оборудование, ЭОР, индикаторные полоски рН, крахмальные бумажные полоски, раствор йода, пробирки, пинцет.

Методы обучения

Словесный метод обучения, наглядный. Исследовательский, практический метод. Самостоятельная работа, заполнение и составление таблиц в рабочей тетради, запись формул. Метод логических рассуждений, анализ.

Список используемой литературы

Справочник химика http://chem21.info/info/70335/; Википедия «Ферменты»


 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Организационный этап. 2 мин.

Приветствует учащихся, напоминает о технике безопасности при проведении химических опытов.

Приветствуют учителя, достают учебник и рабочую тетрадь; вспоминают ТБ.

Вежливость, аккуратность.

Мотивация.

5 мин

Показывает опыт с ферментами слюны: амилазой и мальтазой. Крахмальную бумажную полоску-индикатор смачивает слюной наполовину. Через пару минут опускает ее в 0,1%-ный раствор йода. Половинка полоски, не смоченная слюной, окрашивается в синий цвет (качественная реакция на крахмал). Половинка, смоченная слюной, не окрашивается. Почему? Ферменты слюны «расщепляют» крахмал до глюкозы за пару минут.

Смотрят опыт, слушают, запоминают, удивляются.

Записывают реакцию, катализируемую ферментами слюны:

(С₆Н₁₀О₅)n + nH₂O= декстрины = С₁₂Н₂₂О₁₁

Описывают ход реакции. Под влиянием ферментов слюны крахмал гидролизуется до глюкозы постепенно, проходя стадии декстринов.

Перевод практической задачи - в теоретическую.

Опытническая практика

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа учеников.

"открытие" нового знания

25 мин.

1.Объясняет, что ферменты – органические катализаторы белковой природы, ускоряющие биохимические реакции в живых организмах. Свойства специфичны.

2.Дает задание заполнить таблицу свойств ферментов, ища примеры различных ферментов и их свойств в тексте параграфа №19.

3. Сравнивает работу ферментов с действием неорганических катализаторов. В чем особенность?

4.Отмечает значение ферментов –огромное! Только в человеческом организме ежесекундно происходят тысячи химических ферментативных реакций.

5. Перечисляет использование ферментов в промышленности.

6.Резюмирует изученное.

 

1.Записывают определение в рабочую тетрадь.

2.Заполняют таблицу «Характерные признаки ферментов» в рабочей тетради.

Отмечают химическую природу, механизм действия, температуру,   избирательность, , рН-среды, эффективность разных ферментов.

3.Заполняют таблицу «Сравнительная характеристика ферментов и неорганических катализаторов» в рабочей тетради.

Сравнивают по признакам: химическая природа, избирательность действия, оптимальная температура, механизм действия, эффективность.

4.Понимают значение ферментов в живом организме

5.Читают таблицу №7 учебника: «Некоторые примеры использования ферментов в промышленности»

6.Делают выводы об активности ферментов,- они схожи с неорганическими катализаторами по результатам реакции, но более избирательны и специфичны.

Постановка учебных целей.

Перевод познавательной задачи - в теоретическую и практическую.

Изучение новых понятий и терминов.

Умение находить взаимосвязь свойства и функции.

Умение выделять свойства веществ, пригодных для технического прогресса.

Закрепление знаний. 5 мин.

Проверяет правильность заполнения таблиц учениками

Корректирует, исправляет, отвечает на вопросы школьников. Организует ролевую игру, предлагая школьникам по таблице №7 учебника, рассказать в каких отраслях промышленности используют какие ферменты и для чего?

Игра. Школьники делятся на команды по профессиям в разных отраслях промышленности: пищевая, хлебопекарная, пивоваренная, сыроделие, текстильная, кожевенная, фармацевтическая. 

Ищут информацию в таблице №7 учебника и кратко рассказывают остальным о том, какие ферменты, в каких отраслях промышленности используются и зачем.

Соотнесение предметного содержания с действиями.

фиксирование результатов своей деятельности в тетради.

Проверка усвоения знаний. 5 мин.

1.Задает вопросы из учебника (в конце параграфа): Какие вещества называют ферментами? Каков механизм действия ферментов? Почему при повышении температуры тела до 42˚С ферменты перестают «работать»?

2.Предлагает вспомнить из курса биологии известные ученикам пищеварительные ферменты и рассказать об их действии (межпредметные связи).

1.Отвечают на вопросы, сверяясь с учебником.

2.Приводят примеры пищеварительных ферментов: амилаза слюны «расщепляет» крахмал до глюкозы, пепсин желудочного сока разлагает белки до аминокислот. Липаза превращает жиры в глицерин и жирные кислоты. В тонких кишках пища продолжает разлагаться под действием таких ферментов, как трипсин, эрипсин. Под действием этих ферментов получаются растворимые в воде вещества, которые легко проникают в кровь и вместе с ней разносятся по всем клеткам тела человека.

Записывают уравнения реакций, катализируемых: пепсином, амилазой, каталазой.

Указывают после уравнений реакций значение рН реакций, сверяясь с таблицей №6 учебника.

Умение задавать вопросы.

Умение слушать учителя.

Умение отвечать на вопросы.

Умение описать биохимический процесс словесно и символами химических уравнений

Рефлексия.

2 мин.

Оценивает успешность учеников. Подводит итоги урока

Делятся впечатлениями друг с другом, делают выводы

Оценочные умения

Домашнее задание. 1 мин.

Читать параграф 19 «Ферменты». Подготовить сообщение об использовании ферментов в различных отраслях промышленности: нефтяной, металлургической (не из учебника), а из Интернета.

записывают домашнее задание

Внимательность и точность

3

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.