12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена4661 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока органической химии «Ферменты»
Учитель Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2017
Технологическая карта урока органической химии
«Ферменты»
Предмет | Органическая химия |
Класс | 10 класс |
Учебник | О.С. Габриелян, Химия 10 класс, базовый уровень, М., Дрофа 2014, рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян, С.А. Сладков, Дрофа 2014. |
Тема урока | Ферменты |
Тип урока | Урок новых знаний, умений и навыков; комбинированный урок |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами | Изучить ферменты, узнать о каталитической активности и специфичности. Деятельностная: организовать деятельность учеников по нахождению информации о ферментах и их свойствах разными способами, ввести новые понятия, термины. Провести опыты. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. |
Межпредметные связи | Биохимия, биология, физиология |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы | |
Материалы и оборудование | |
Методы обучения | Словесный метод обучения, наглядный. Исследовательский, практический метод. Самостоятельная работа, заполнение и составление таблиц в рабочей тетради, запись формул. Метод логических рассуждений, анализ. |
Список используемой литературы | Справочник химика |
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты, УУД |
Организационный этап. 2 мин. | Приветствует учащихся, напоминает о технике безопасности при проведении химических опытов. | Приветствуют учителя, достают учебник и рабочую тетрадь; вспоминают ТБ. | Вежливость, аккуратность. |
Мотивация. 5 мин | Показывает опыт с ферментами слюны: амилазой и мальтазой. Крахмальную бумажную полоску-индикатор смачивает слюной наполовину. Через пару минут опускает ее в 0,1%-ный раствор йода. Половинка полоски, не смоченная слюной, окрашивается в синий цвет (качественная реакция на крахмал). Половинка, смоченная слюной, не окрашивается. Почему? Ферменты слюны «расщепляют» крахмал до глюкозы за пару минут. | Смотрят опыт, слушают, запоминают, удивляются. Записывают реакцию, катализируемую ферментами слюны: (С₆Н₁₀О₅)n + nH₂O= декстрины = С₁₂Н₂₂О₁₁ Описывают ход реакции. Под влиянием ферментов слюны крахмал гидролизуется до глюкозы постепенно, проходя стадии декстринов. | Перевод практической задачи - в теоретическую. Опытническая практика |
Актуализация знаний. Самостоятельная работа учеников. "открытие" нового знания 25 мин. | 1.Объясняет, что ферменты – органические катализаторы белковой природы, ускоряющие биохимические реакции в живых организмах. Свойства специфичны. 2.Дает задание заполнить таблицу свойств ферментов, ища примеры различных ферментов и их свойств в тексте параграфа №19. 3. Сравнивает работу ферментов с действием неорганических катализаторов. В чем особенность? 4.Отмечает значение ферментов –огромное! Только в человеческом организме ежесекундно происходят тысячи химических ферментативных реакций. 5. Перечисляет использование ферментов в промышленности. 6.Резюмирует изученное.
| 1.Записывают определение в рабочую тетрадь. 2.Заполняют таблицу «Характерные признаки ферментов» в рабочей тетради. Отмечают химическую природу, механизм действия, температуру, избирательность, , рН-среды, эффективность разных ферментов. 3.Заполняют таблицу «Сравнительная характеристика ферментов и неорганических катализаторов» в рабочей тетради. Сравнивают по признакам: химическая природа, избирательность действия, оптимальная температура, механизм действия, эффективность. 4.Понимают значение ферментов в живом организме 5.Читают таблицу №7 учебника: «Некоторые примеры использования ферментов в промышленности» 6.Делают выводы об активности ферментов,- они схожи с неорганическими катализаторами по результатам реакции, но более избирательны и специфичны. | Постановка учебных целей. Перевод познавательной задачи - в теоретическую и практическую. Изучение новых понятий и терминов. Умение находить взаимосвязь свойства и функции. Умение выделять свойства веществ, пригодных для технического прогресса. |
Закрепление знаний. 5 мин. | Проверяет правильность заполнения таблиц учениками Корректирует, исправляет, отвечает на вопросы школьников. Организует ролевую игру, предлагая школьникам по таблице №7 учебника, рассказать в каких отраслях промышленности используют какие ферменты и для чего? | Игра. Школьники делятся на команды по профессиям в разных отраслях промышленности: пищевая, хлебопекарная, пивоваренная, сыроделие, текстильная, кожевенная, фармацевтическая. Ищут информацию в таблице №7 учебника и кратко рассказывают остальным о том, какие ферменты, в каких отраслях промышленности используются и зачем. | Соотнесение предметного содержания с действиями. фиксирование результатов своей деятельности в тетради. |
Проверка усвоения знаний. 5 мин. | 1.Задает вопросы из учебника (в конце параграфа): Какие вещества называют ферментами? Каков механизм действия ферментов? Почему при повышении температуры тела до 42˚С ферменты перестают «работать»? 2.Предлагает вспомнить из курса биологии известные ученикам пищеварительные ферменты и рассказать об их действии (межпредметные связи). | 1.Отвечают на вопросы, сверяясь с учебником. 2.Приводят примеры пищеварительных ферментов: амилаза слюны «расщепляет» крахмал до глюкозы, пепсин желудочного сока разлагает белки до аминокислот. Липаза превращает жиры в глицерин и жирные кислоты. В тонких кишках пища продолжает разлагаться под действием таких ферментов, как трипсин, эрипсин. Под действием этих ферментов получаются растворимые в воде вещества, которые легко проникают в кровь и вместе с ней разносятся по всем клеткам тела человека. Записывают уравнения реакций, катализируемых: пепсином, амилазой, каталазой. Указывают после уравнений реакций значение рН реакций, сверяясь с таблицей №6 учебника. | Умение задавать вопросы. Умение слушать учителя. Умение отвечать на вопросы. Умение описать биохимический процесс словесно и символами химических уравнений |
Рефлексия. 2 мин. | Оценивает успешность учеников. Подводит итоги урока | Делятся впечатлениями друг с другом, делают выводы | Оценочные умения |
Домашнее задание. 1 мин. | Читать параграф 19 «Ферменты». Подготовить сообщение об использовании ферментов в различных отраслях промышленности: нефтяной, металлургической (не из учебника), а из Интернета. | записывают домашнее задание | Внимательность и точность |
3