Вводный урок по органической химии (Химия, 9 класс)
Тема урока: Вводный урок по органической химии.
Автор |
Беляева Наталья Николаевна |
Предмет |
химия |
Класс |
9 класс |
УМК |
О.С. Габриелян |
Дата проведения |
01.03.2017 |
Тема урока |
Введение в органическую химию |
Цель урока |
Цель: Дать понятие о предмете органической химии. Сравнить особенности органических веществ с неорганическими. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Технологии |
ИКТ, технология сотрудничества, проблемно – диологическая. |
Материалы |
Презентация. |
Формы работы |
Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование |
Органические вещества для демонстрации: сахароза, крахмал, уксусная кислота, растительное масло Оксид меди (II), известковая вода, прибор для получения газов, парафиновая свеча, прокаленный сульфат меди (II). |
Задачи.
Обучающие. Определить предмет изучения органической химии, цели и задачи органической химии. Изучить химический состав органических веществ, выявить отличие органических веществ от неорганических,
Развивающие. Умение сравнивать, анализировать и делать выводы по поставленным проблемам урока. Развивать умение работать с первоисточником и дополнительной информацией: выделять главное и составлять опорный конспект.
Воспитывающие. Формирование мировоззрения и расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
Ход урока.
Организационный урок (1мин)
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с новым разделом химической науки – органической химией.
Изучение нового материала
Мотивационный момент (3мин)
Учитель. С самого рождения нас окружает множество разных веществ. Этих веществ на Земле так много, что перечесть их трудно. Они везде. Некоторые из них входят даже в состав нашего организма. Одним из веществ существуют со времен образования нашей планеты, другие созданы руками человека. Причем последних с каждым днем становится все больше и больше.
Изучение нового материала (38 мин)
Ребята давайте вспомним, что изучает химия?
Ответы учащихся. (Химия изучает вещества, их состав, свойства и превращения).
Учитель. Как вы думаете, а что мы будем изучать в разделе органической химии.
Ответ учащихся. Раздел органической химии тоже изучает вещества их свойства и превращения.
Учитель. Сейчас вы поработаете в парах, и напишите свои предложения, а что бы вы хотели узнать в разделе органической химии.
Учитель: Многие органическими веществами мы используем в своём быту. Они нам нужны для изготовления пищи, одежды, пищи и тд. А какие же вещества мы относим к органическим? Сейчас мы выясним, что вы уже знаете об органических веществах. Во – первых, с некоторыми органическими веществами вы знакомились на уроках биологии. Давайте вспомним, как они называются.
Ответы учащихся Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и тд.
Учитель: благодарит учащихся. Назовите мне ещё органические вещества, отгадав загадки.
Загадки:
Это вещество представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и кислым вкусом. Водные растворы широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании. Что это за вещество? (Уксусная кислота)
Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная кислота)
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился.
Ответ: Сахар
Он, как пудра,-
Нежен, бел, но не сахар
И не мел.
Он в кисель,
Из года в год,
Превращает нам компот (Крахмал).
Учитель. Демонстрирует образцы органических веществ.
Скажите, откуда получают все названные органические вещества.
Ответы учащихся. Из растений и животных.
Учитель: Хорошо. Скажите, пожалуйста, так откуда произошло название органические вещества.
Ответы учащихся. Органические, так как их получают из живых организмов.
Учитель. Историю развития органической химии мы узнаем из небольшого сообщения. По ходу сообщения запишите ответы, на вопросы записанные на доске.
Что такое органическая химия.
Суть теории витализма.
Почему эта теория была разрушена.
Сообщение ученика. Что такое органическая химия Теория витализма и ее разгром.
Учитель. Проверяет ответы на вопросы.
Динамическая пауза. Гимнастика для глаз (1 мин)
Почему же органические вещества выделяют в отдельную группу, каковы их отличительные признаки? Самостоятельно из учебника выпишите особенности органических веществ.
Учащиеся. Работа с учебником
Учитель с учащимися обсуждают особенности органических веществ.
Учитель проводит демонстрационный опыт доказывающий, что в органических веществах имеется водород и углерод.
В пробирку с газоотводной трубкой, закрепленную в лапку штатива, помещают смесь 1-2г. крахмала с небольшим количеством порошка оксида меди (II), газоотводную трубку опускают в пробирку с известковой водой. В верхнюю часть пробирки насыпают немного белого порошка безводного сульфата меди (II). Пробирку нагревают, наблюдая за обугливанием ее содержимого и помутнением известковой воды.
Учитель задаёт вопросы:
Что выделилось в результате реакции? ( CO2).
Что мы наблюдаем на холодных стенках пробирки?
Почему сульфат меди изменил свой цвет?
Рефлексия: Составить синквейн по изученной теме (4мин)