Классный час на тему «Я в рабочие пойду, пусть меня научат!»
Сюжетно ролевая игрa профессионального содержания среди обучающихся 8-9 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) « Я в рабочие пойду, пусть меня научат!»
Цель:
- Формирование представлений о качествах, присущих людям тех или иных профессий, расширение представлений детей о различных профессиях.
Задачи:
1.Образовательная: Систематизация академических компетенций о разных характеристиках знакомых и незнакомых профессий как к разным видам трудовой деятельности человека.
2.Воспитывающая: Формирование положительного отношения к труду как к одному из форм человеческой деятельности; воспитание умения работать в коллективе, к традиционным трудовым ценностям.
3.Коррекционная: Коррекция классификационной функции мышления на основе дифференциации профессий по профессионально важным качествам, по востребованности на рынке труда, по требованиям к физическим способностям, здоровью, по возможности проявить творчество.
Форма проведения: игра с практическими упражнениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Вступительное слово.
Здравствуйте, дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии! Ребята, вы уже учитесь в старших классах, и в выпускном 9 классе, это особо ответственная пора в жизни обучающихся. Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь каждого из вас.
- Ребята, а что же обозначает слово «профессия»?
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является обычно источником существования.
- Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
- В каких учебных заведениях можно получить профессиональное, образование?
Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию.
В процессе нашего мероприятия каждый сможет поразмышлять о том, что же вы должны учитывать при выборе профессии?
Востребованность на рынке труда.
Требования к физическим способностям, здоровью.
Возможность проявить творчество.
Общение в труде (работа в коллективе ).
2.Основная часть.
«Кто есть кто» (деление на 3 бригады)
Перед началом самой игры спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10-15) на доске; или использовать материалы анкет. (Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна).
Ребята разбиваются на 3 рабочие площадки:
1.Повора
2.Строители.
3.Слесари-ремонтники.
Сейчас ваша задача из набора предметов (повара из продуктов) создать продукт вашей деятельности (профессии); каждый в течение нескольких минут должен принять активное участие, обязанности распределяются среди участников бригады. Затем все должны показать результат и рассказать с какими трудностями столкнулись и какими качествами должен обладать человек данной профессии.
Игра с залом.
А пока участники работают на своих площадках и выполняют задание мы с вами поиграем:
Игра “Узнай профессию”
ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди той или иной профессии. Ваша задача - назвать эту профессию ( сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному, пока не будет угадана профессия) .
- Гаечный ключ, отвертка, …
- Ложка, нож, поварешка…
-Краска, шпаклевка, валик…
- Молоток, гвоздь, верстак, рубанок…
-Иголка, нитка, ножницы, ткань…
Вывод: Это рабочие профессии на которые по окончанию нашей школы, вы можете пойти учиться.
«Угадай слово» Задание на доске.
Что получают учащиеся, обучаясь в профессиональном училище?
п | . | . | . | . | . | . | . | . |
Какое волевое качество организует человека на рабочем месте.
| и | | | | | | | | |
Что грозит работнику при несоблюдении трудовой дисциплины?
| | | л | | | | | | |
Как называется денежное вознаграждение за труд.
| | | | | | т | |
Денежное вознаграждение за успешный труд.
п | | | | | я |
3. “Профессионально важные качества”
(соотнести ПВК с профессией). Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально важными?
Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам нужно будет догадаться, в каких профессиях, какие качества необходимы:
4 | Животновод | 2 | аккуратность; усидчивость; терпеливость; умелость рук; хорошее зрение. |
2 | Портной | 4 | физическая сила и выносливость эмоционально-волевая устойчивость; добросовестность; честность; умение общаться |
3 | Полицейский | 7 | любовь к природе; наблюдательность; физическая выносливость; образная и долговременная память. |
8 | Маляр-штукатур | 3 | хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности; эмоциональная устойчивость; хорошая память; ответственность; логическое мышление |
7 | Лесник | 8 | хорошее зрение и цветоразличение; художественный вкус; память на цветовые оттенки;; ручная ловкость; аккуратность; быстрая реакция;. |
Выполнение (раскладывают карточки, затем идет проверка
– какими качествами должен обладать хороший работник (мастер, профессионал.. )
Представление работ всех бригад. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии. Сейчас мы выясним качества, присущие этим профессиям (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий).
Рефлексия. Итоговый круг с высказываниями участников.
Я думаю, что все сегодня продемонстрировали много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость. Поэтому в нашем мероприятии все оказались победителями. А на протяжении всего занятия вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.
Вопросы для рефлексии:
Что понравилось?
Что было полезным?
Какие чувства вас посетили?
Какие выводы можно сделать для себя?
Кияйкина Наталья Федоровна