Классный час 9-11 классы «Билет в будущее»

Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Классный час
9-11 классы
«Билет в будущее»
Шаталова Екатерина Владимировна,
учитель
высшей квалификационной категории
Старый Оскол
Пояснительная записка
Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девятиклассниками о выборе профессии. Сегодня нет недостатка в информации, вопрос, как правильно её использовать.
В увлекательной игровой форме ребята узнают о факторах, влияющих на выбор профессии, знакомятся с типологией и различными характеристиками профессий, получают некоторые советы и рекомендации по данной теме. Небольшой тест поможет ребятам узнать, к какому типу профессии они склонны, а какой вид деятельности им противопоказан.
Данная разработка будет полезна классным руководителям 9 – 11 классов, учащимся, родителям.
Цель:
1. Развитие у учащихся мотивации на осмысление в поиске выбора профессии
2. Ознакомить подростков с рейтингом наиболее востребованных профессий на рынке труда
Классный час
9-11 классы
«Билет в будущее»
Цель:
1. Развитие у учащихся мотивации на осмысление в поиске выбора профессии
2. Ознакомить подростков с рейтингом наиболее востребованных профессий на рынке труда
Учитель:
- Каждый человек в своей жизни делает один из самых важных выборов, который определяет, как будет развиваться жизнь в будущем. Это - выбор профессии. (Слайд 1- дорога в завтра)
Слайд 2. Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества. Максим Горький
Учитель: Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Слайд 3 –Формула «идеальной профессии»
Учитель: Ребята, пожалуйста вытяните свой «билет в будущее»:
Зеленый цвет- «востребованные» профессии
Желтый - «высокооплачиваемые»
Синий – «профессия-мечта»
(учащиеся, выбирают цвет билета, тем самым делятся на творческие группы, цель которых доказать каков главный принцип «идеальной» профессии)
Слайд 4 - «Многообразие профессий»
Учащиеся предлагается создать «облако» из профессий, которые можно отнести к каждой из групп.
Учащиеся работаю в группах, затем каждый представитель команды представляет созданные проекты.
(на фоне играет классическая мелодия)
https://rus.megapesni.com/classical/43584-petr-ilich-chajjkovskijj-vals-cvetov.html
Просмотр фильма
Учитель: Еще в древности великие ученые, философы занимались решением этого вопроса. История показывает , что это очень актуальная тема еще с ранних времен нашего времени.
И итогом этих раздумий явились цитаты, афоризмы, которые имеют актуальность и по сей день.
Слайд 5- «Собери цитату»
- Давай те же посмотрим, как хорошо Вы их знаете.
(Учащимся предлагается собрать пазлы из цитат великих людей)
Учитель - Таким образом, эмоциональность, мнение других, друзей не лучшие помощники в выборе профессий. И чтобы, показать это на наглядном примере я предлагаю Вам поиграть и немного отдохнуть.
Игра «Рука судьбы» (игра)
Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Учитель: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
Ребята (если они знают): Должны выполняться три условия
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
«Это мой выбор!»
Учитель: Давайте попробуем вывести формулу идеальной профессии.
(в классе развешаны карточки с критериями к каждой профессии, каждый учащийся выбирает то, что он считает главными критериями).
- Ролевая игра «У психолога».
Учитель: Ребята, конечно людям свойственно совершать ошибки. Но всегда есть возможность исправить.
Сейчас каждая группа получит карточку, ваша задача попробовать дать совет, решить эту проблему.
Учитель:
Действительно, выбирать профессию не просто. Часто мы хотим одно, родители предлагают другое, друзья советуют третье. Как же поступать, когда ваши способности и возможности не совпадают? После окончания школы многие семьи выпускников оказываются в ситуации …выбора. Какие же ситуации у вас могут возникнуть? Рассмотрим такие ситуации.
Проблема 1
Родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз по блату: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее родителей) и, главное, без блата. К сожалению, наш честный молодой человек в школе учится плохо и реальных шансов поступить в вуз самостоятельно у него мало. Кроме того, в том вузе, куда его предлагают по блату пристроить родители, есть военная кафедра, а самому ему не очень-то хочется идти в армию…
Нужно привести аргументы «за» и «против». Можно разделить задания по группам. Первые 2 группы ищут аргументы «за», вторые 2 группы – «против». Все зависит от того , сколько групп у вас образовалось в классе. (Или между родителями и учениками)
Аргументы «за» (в пользу того, чтобы согласиться с родителями и поступить по блату): 1) многие так поступают; 2) лучше с родителями не ссориться; 3) друзья не будут осуждать, тем более, у многих друзей похожая ситуация (кто использует блат, а кто-то – взятки); 4) талантливые ребята редко хорошо учатся, поэтому им нужна помощь.5) пока без помощи родителей я не способен решать важные жизненные проблемы
Аргументы «против»: 1) совесть потом замучает, сам себя перестану уважать; 2) перед родителями будет стыдно, хотя они сами это предложили; 3) если когда-нибудь стану известным человеком или большим начальником, то кто-то может узнать этот момент моей биографии, и тогда это станет компроматом на меня; 4) из-за неспособности хорошо учиться трудно будет удержаться в престижно вузе, и тогда придется постоянно подключать родителей, чтобы они на каждой сессии использовали свои особые отношения с влиятельными людьми в данном вузе.
Проблема 2
Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни, т.е. прежде всего, хорошо зарабатывать. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители (достаточно обеспеченные люди) готовы содержать еще несколько лет, лишь бы он получил хорошее высшее образование.
Аргументы «за» (в пользу высшего образования): 1) говорят, что с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь; 2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы; 3) большинство приятелей поступают в вузы; 4) если не понравится, то всегда можно отчислиться из вуза; 5) вуз может уберечь от армии.
Аргументы «против»: 1) сейчас в стране с высшим образованием никого не удивишь; 2) само высшее образование стало некачественным; 3) радости молодости можно получить, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать; 4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, не деградировать от безделья; 5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.
Рефлексия
Выбор профессии - это прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ зарабатывания денег, но и образ жизни.
Если вы задаете себе вопрос о выборе профессии, значит, этот вопрос для вас актуален. Любое решение должно строиться продуманно. Учитывая все советы двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор остается за вами.
Создание «Дерево желаний»
(учащимся предлагается подписать листочки с той профессией, которую они хотят выбрать в бедующем, и прикрепляют на дерево на доске).
Приложение № 1
1. Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
(Сократ.)
2. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
(А.П. Чехов.)
3. Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.
(Вольтер.)
4. Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.
(Шекспир У.)
5. Труд притупляет горе.
(Цицерон)
6. Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.
(Суворов А. В.)
7. Тела юношей закаляются трудом.
(Цицерон)
8. Слава в руках труда.
(Леонардо да Винчи)
9. Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.
(Вольтер)
10. Деятельность — единственный путь к знанию.
(Шоу Б.)
11. Лучшее лекарство от безделья — постоянный и честный труд.
(Сервантес)
12.Свободный труд — вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир.
(М. Горький)
13. Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.
(М. Горький)
14. Труд в наше время — это великое право и великая обязанность.
(В. Гюго)
15. Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.
(Л. С. Макаренко)
16. Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.
(Д. И. Менделеев)
17. Всякий труд, выполняемый честно, полезен, а следовательно, достоин уважения.
(Стендаль)
18. Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд.
(Т. Карле иль)
19.Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества.
(М. Горький)
20.Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
(Н. Г. Чернышевский)
Приложение № 2
«Билет в будущее»
|
«Билет в будущее»
|
«Билет в будущее»
|
Приложение №3