12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1948
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень
11класс.

 Тип класса: общеобразовательный.

Тип урока: классный час

Тема урока: «Моя будущая профессия»

Цель урока: Знакомство учащихся с технологией выбора профессии;

подготовка к выходу на рынок труда.

Оборудование и материалы: проектор, доска(для показа учащимся заранее приготовленной презентации), анкеты.

Ход урока.

Организационный момент:

Приветствие, перекличка.

Проведение беседы:

Учащимся предлагается записать 2 высказывания, после выслушиваются точки зрения о смысле данных фраз:


 

«Среди нехоженых путей, один путь мой.

Среди невзятых рубежей, один – за мной!» В. Высоцкий

«Счастье не в том, чтобы делать что хочешь,

а чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

А. Н. Толстой

Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? 

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.

Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

профессия должна быть интересной,

профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.


 

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:

деятельность, направленная на пользу общества,

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Отгадай профессию по описанию?»

К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)

Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)

«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)

Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)

В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)

Игра "Закончить предложения"

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…

(Записали, зачитали).

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.


 

Таблица

Определение типа будущей профессии

Типы профессий

Утверждения дли самооценки

1. При­рода

2. Тех­ника

3. Знак

4. Ис­кусство

5. Чело­век

1

2

3

4

5

6

1. Легко знакомлюсь с людьми

 

 

 

 

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

 

 

 

3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки

 

 

 

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

 

 

 

 

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

 

 

1

 

 

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

 

 

 

 

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

 

 

 

 

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

 

 

1

 

 

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

 

 

 

10. Люди считают, что у меня есть художественные способности

 

 

 

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

 

 

 

 

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах

 

 

 

1

 

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

 

 

 

14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы

 

 

2

 

 

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

 

 

 

 

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

 

 

 

17. Людям нравится мое художественное творчество

 

 

 

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

 

 

 

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

19 Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

 

 

2

 

 

20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь

 

 

 

 

1

21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди

 

1

 

 

 

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

 

 

1

 

 

7.3 Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

 

 

 

 

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

 

 

 

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2

 

 

 

 

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

1

 

 

 

27.Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

 

 

 

 

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

 

 

 

 

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику         

 

 

1

 

 

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

 

 

 

1

 

Результаты_______________________________

 

 

 

 

 

Оценка способностей школьника

Инструкция. Предлагается контрольный лист с таблицей и вопросами, распределенными в девять разделов. Отвечая на вопрос, рядом с его цифрой в таблице поставь «+» или «-». Подсчитай в нижней строке количество плюсов в каждом столбце.

I

11

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1) подолгу играть в подвижные игры;

2) продумывать игры и верховодить в них;

3) играть в шашки и в шахматы;

4) ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;

5) читать стихи и петь песни;

6) разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;

7) слушать и сочинять сказки или истории;

8) рисовать сам или наблюдать;

9) подолгу рассматривать картинки в книжках?

Нравится ли тебе сейчас:

10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;

11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;

12) помогать ребятам решать математические задачи;

13) читать об известных открытиях и изобретениях;

14) участвовать в художественной самодеятельности;

15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;

16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;

17) заниматься в изостудии, изокружке;

18) писать сочинение на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

19) от участия и борьбы в спортсоревновании;

20) от своего умения расставить людей, распределить работу;

21) от решения трудных математических задач;

22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;

23) от игры на сцене;

24) от общения с людьми;

25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;

26) от посещения художественной выставки;

27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

Часто ли тебя тянет:

28) к длительным физическим упражнениям;

29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;

30) к разгадыванию математических шарад;

31) к изготовлению каких-либо моделей;

32) участвовать в постановке спектаклей;

33) помочь людям, посочувствовать им;

34) поиграть на музыкальном инструменте;

35) порисовать красками или карандашами;

36) писать стихи или вести дневник?

Любишь ли ты в течение продолжительного вре­мени:

37) заниматься спортом или физическим трудом;

38) энергично работать вместе с другими;

39) заниматься черчением или шахматами;

40) копаться в механизмах, приборах;

41) заботиться о младших, слабых или больных людях;

42) думать над судьбами людей;

43) исполнять музыкальные пьесы;

44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;

45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

Интерпретация

По каждому столбцу подсчитывается сумма положительных ответов (« + »). Столбцы, в которых таких ответов больше, отсылают к следующим способностям.

Физические (1, 10, 19, 28, 37).

Организационные (2, 11, 20, 29, 38).

Математические (3, 12, 21, 30, 39).

Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40).

Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41).

Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42).

Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43).

Художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44).

Филологические (9, 18, 27, 36, 45).

Обсуждение результатов двух исследований.

Совпали ли результаты с вашими желаниями или это открытие для вас? Об этой ли сфере деятельности вы мечтали? Считаете ли вы, что при выборе профессии нужно ориентироваться на данное психологическое исследование или стоит выбирать профессию исходя из других критериев — заработка, престижности и пр.? Стоит ли жертвовать интересом к делу ради заработка, престижа?

Начинается беседа с гостями. Им предлагаются вопросы:

а) Мечтали ли Вы о своей профессии с детства?

б) Когда Ваша профессия стала реальностью?

в) В чём романтика и сложность Вашей работы?

г) Какие советы Вы можете дать тем ребятам, кто выберет для себя Вашу профессию?

Гости поочерёдно говорят о себе, своей профессии, отвечают на эти и другие вопросы. Показывают фотографии, наградные листы, напечатанные в газетах о них статьи. Ребята с интересом всё рассматривают. Опять задают вопросы.

После интервью с гостями учащиеся дарят им мини-концерт, в котором звучат стихи и песни о труде, о людях разных профессий.

В конце выступления звучат строки:

Пока в пространстве кружится планета,

На ней, пропахшей солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета,

Не будет дня, чтоб не было труда!

Великая радость – работа:

В полях, за станком, за столом.

Работай до жаркого пота!

Работай без лишнего счёта!

Всё счастье земли – за трудом!

Вручают гостям цветы.

Учитель:

Будущие выпускники сегодня познакомились с интересными людьми разных профессий, заглянули в своё будущее. Спасибо.

Предлагаем гостям вспомнить школьные годы и сдать в этой аудитории экзамен. Каждый вытащит билет с вопросом и ответит на него в порядке очерёдности проставленных на билетах номеров.

Вопросы:

1.Помните ли Вы свой первый школьный урок и первого учителя?

2.Какое слово и цифра при письме вызывали у Вас сложности?

3. Какой предмет любили и почему?

4. В каком классе получили первую пятёрку и двойку? За что?

5. Назовите Ваших школьных друзей. Кем они стали?

6. Были ли в классе клички у ребят? А у учителей?

7.Что больше всего ценили в школьные годы?

8. О чём жалеете? Что хотелось бы повторить из школьной поры?

9. Влюблялись ли Вы в одноклассников (одноклассниц) ?

Экзамен сдан на «отлично». Пусть и девятиклассники сдадут свои экзамены успешно по окончании школы.

Учащиеся просят гостей поставить на открытках росписи. Звучат слова:

Пусть росписи эти

Напомнят о встрече

С людьми из родного села, Чьи трудятся руки,

Не чувствуя скуки,

Чтоб наша земля так цвела!

Пока гости расписываются в открытках, учащиеся в анкетах выбирают завершение начатой фразы: «Сегодняшняя встреча помогла Вам…»

1) приятно провести время с хорошими людьми;

2) больше узнать о профессиях;

3) навела на размышления о будущем;

4) ничего не дала;

6) окончательно убедила в выборе профессии.

Благодарим гостей и провожаем их из аудитории, предлагая совершить экскурсию по школе. Выводы по анкете озвучатся на ближайшем классном часе.

Заключение

Итак, мы с вами поняли, что выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из вас придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. Если вы уже определились с профессией или хотя бы интересной вам сферой, нужно уже сейчас готовить базу для этого: поговорить с профконсультантами в Центре занятости, родителями, спросить их совета; выявить учебные заведения интересующего вас профиля и посетить их в день открытых дверей, узнать о возможности поступления, требующихся документах и баллах. Может быть, удастся познакомиться с обладателями интересующей вас профессии и расспросить их о нюансах работы. Обязательна консультация с участковым врачом обо всех имеющихся противопоказаниях к той или иной профессии — а вдруг вам нельзя стать спасателем или летчиком? А самое главное и важное, что вы должны сделать уже сейчас, — повысить успеваемость по важным для вас предметам в первую очередь, да и по всем остальным тоже.

Опубликовано


Комментарии (2)

Гульнара Рахимова, 30.04.17 в 19:48 2Ответить Пожаловаться
очень интересный материал)
Нигириш Светлана Владимировна, 30.05.17 в 11:26 0Ответить Пожаловаться
К сожалению, презентацию я не увидела.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.