Классный час «Безопасный интернет» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя школа имени Героя Советского Союза П.М.Михайлова» Холм-Жирковского района Смоленской области (МБОУ «Холмовская СШ»)
Методическая разработка
Классный час «Безопасный интернет» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы
Автор: Михайлова Ирина Алексеевна,
учитель-дефектолог МБОУ «Холмовская СШ»
Смоленская область, п.г.т. Холм-Жирковский, 2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема (название) образовательного мероприятия. Классный час «Безопасный интернет» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы посвящен профилактике кибернасилия в подростковой среде, а также просвещению учащихся по вопросам безопасного использования интернет пространства.
Актуальность и обоснование выбора темы. На сегодняшний день наблюдает тенденция постепенного перехода преступного мира в виртуальное пространство1. Самым популярным преступлением с использованием сети «Интернет» является мошенничество: переход по сторонней ссылке, скачивание «заражённого» приложения, переписка с преступниками, назвавшими себя службой безопасности банка, и тому подобные действия систематически превращают наших граждан в жертв финансовых преступлений. Помимо этого интернет становится пространством для совершения следующих преступлений: угроза убийством (ст. 119 УК РФ), клевета (ст. 128 УК РФ), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и так далее. В данном случае перечислена только малая часть преступлений, которым взрослые и дети могут быть подвергнуты, окунувшись в мир интернета, более полная информация содержится в Перечне преступлений, совершённых с помощью сети «Интернет»2.
Кто может быть подвергнут данным преступлениям с большей вероятностью? Актуальная статистика показывает, что самыми незащищёнными категориями населения нашей страны являются «дети, граждане пожилого возраста, инвалиды, женщины, мигранты, беженцы»3. Конечно, среди указанных категорий есть те, кто огромное количество времени проводит в интернете, т.е. дети.
К сожалению, дети нередко становятся жертвами преступлений в интернете. Одной из самых громких историй по этой теме является вовлечение детей в «группы смерти» с последующим доведением до самоубийства. Помимо этого в интернете дети становятся жертвами преступлений сексуального характера, кибербуллинга, вербовщиков экстремистских и террористических организаций.
Угрозы, которые несёт в себе интернет, диктуют необходимость обезопасить его для детей. Для этого государство прибегает к разным методам: запрет использования отдельных сайтов и приложений лицами не достигшими 18 лет, разработка программ Родительского контроля, блокирование отдельных сайтов и приложений, киберпатруль. Однако, как показывает статистика преступлений, этого не достаточно.
Помимо этого стоит обратить внимание на то, что дети становятся не только жертвами преступлений, но преступниками в интернет пространстве. Оскорбления в интернете, угрозы, клевета и травля в подростковом сообществе через сеть «Интернет» встречаются нередко. Также посты экстремистского содержания чаще можно встретить у подростка, чем у взрослого человека. Совершение подростком преступлений в сети «Интернет», часто связано с низким уровнем осведомлённости по данному вопросу.
Сказанное выше указывает на необходимость уйти от ограничений детей к их просвещению по вопросам безопасного использования интернета. Данная методическая разработка посвящена профилактике кибернасилия и просвещению по вопросам безопасного использования интернета.
Роль и место образовательного мероприятия в системе работы. Классный час «Безопасный интернет» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы относится к числу внеурочных мероприятий. Данное мероприятие может быть использовано образовательным учреждением для реализации Рабочей программы воспитания в части модуля «Профилактика и безопасность» как занятие воспитательной и профилактической направленности.
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса). Методическая разработка создана для учащихся 7-9 классов (12-15 лет) инклюзивной школы. Классный час «Безопасный интернет» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы может быть использован в классах, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Цель. Классный час «Безопасный интернет» для учащихся 7-9 классов инклюзивной школы разработан с целью профилактики кибернасилия в подростковой среде.
Задачи. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Уточнить и расширить представление учащихся о правилах использования сети «Интернет».
Уточнить и расширить представление учащихся об опасностях в сети «Интернет».
Развивать у учащихся коммуникативные навыки.
Активизировать критическое мышление учащихся.
Совершенствовать навыки умственной деятельности обучающихся в условиях ограниченного времени.
Планируемые результаты.
Количественные: увеличение количества обучающихся, имеющих достаточное представление о правилах использования сети «Интернет» безопасно для себя и других.
Качественные: формирования у обучающихся ответственного поведения при использовании сети «Интернет».
Технологии, методы, приемы, формы работы, используемые для достижения планируемых образовательных результатов. Для достижения планируемых результатов методической разработки используются следующие технологии: ИКТ-технология, игровая технология.
Материально-технические, информационные, кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия. Для проведения внеурочного мероприятия потребуются следующие ресурсы:
материально-технические: помещение, парты, стулья, ноутбук, мультимедийный проектор, колонки;
2) информационные: видеоролик «Правила безопасного интернета» Длительность: 2 минуты 36 секунд. Данный материал находится в общем доступе (ссылка на видеоматериал: https://vkvideo.ru/video536760202_456239075?ref_domain=yastatic.net).
3) кадровые: педагогический работник владеющий современными методами ведения урока, ознакомившийся с методической разработкой;
4) методические ресурсы: методическая разработка, презентация «Безопасный интернет» (ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1vCSXziUKd1ULbu7GFdBvqWIottt5kxhX/edit?usp=drivesdk&ouid=108097992305863530096&rtpof=true&sd=true)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание проведения образовательного мероприятия
Ход мероприятия
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём занятие, на котором я предлагаю поговорить о том, что мы с вами используем каждый день: кто-то для учёбы или работы, кто-то для развития или развлечений, кто-то для общения или других целей. Поговорит мы с вами сегодня об интернете, правилах его использования.
На уроке мы посмотрим видеоролик, пообщаемся, выполним разные задания. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил урока: активность, уважение и доверие. Во-первых, мы активно участвуем в работе, отвечает на вопросы, во-вторых, мы внимательно слушаем каждого, кто выступает, не перебиваем, в-третьих, мы говорим, то, что чувствуем, не боимся выдвигать свои версии.
Вам понятны правила? Вы готовы их придерживаться? Готовы приступить к выполнению заданий? (Если учащиеся всё поняли, то переходим к основной части).
2. Основная часть
I. Игра «Статусы».
Педагог: Прежде чем приступить к заданиям, нам нужно выяснить, с каким настроем вы сегодня пришли на занятие, как вы себя чувствуете, чем заняты ваши мысли. Для этого мы поиграем в игру «Статусы». Представьте, что вы сейчас находитесь в социальных сетях, и вам необходимо поделиться с нами своим статусом, т.е. озвучить небольшое сообщение о вашем эмоциональном состоянии на данный момент. Это может быть информация о вашем настроении, планах, мыслях, событиях или действиях. Делиться статусами будем по очереди. Мой статус сейчас: (Педагог называет свой статус) «Прекрасный день. Хорошее настроение. Не беспокоить, я на работе.» (Далее дети по очереди делятся информацией о себе. Педагог направляет очередность ответа и помогает в случае затруднений).
II. Дебаты.
Педагог: Сейчас мы с вами перейдём к дебатам. Вам необходимо разделиться на 2 команды (Деление на команды может происходить разными способами. Если класс активный, в нём обычно находятся желающие в обе команды. И в данном случае распределение может происходить по желанию учащихся. Если же класс более инертный, то с целью экономии времени педагог может сразу же прибегнуть к методу жеребьёвки). Первая команда будет выступать за то, что интернет – это полезный и нужный инструмент, который необходимо предоставить в каждый дом. Вторая команда будет выступать за то, что интернет – это зло, его необходимо срочно отключить у всех. Каждому представителю команды необходимо выдвинуть аргумент в пользу позиции команды. Аргументы могут быть связаны с плюсами и минусами использования интернета. (Дети делятся на команды. Высказываются по данному вопросу. Педагог контролирует и направляет работу команд. Помогает подвести итоги).
Педагог: Как мы с вами увидели, использование интернета имеет свои положительные и отрицательные стороны (Педагог с детьми перечисляет плюсы и минусы использования интернета, которые были выделены во время дебатов). Важно использовать интернет в благих целях, соблюдая правила и законы. Тогда интернет будет безопасен и полезен. А о правилах безопасного использования интернета мы узнаем с вами из следующего задания.
III. Просмотр и обсуждение видеоролика «Правила безопасного интернета».
Педагог: Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик «Правила безопасного интернета». Этот видеоролик познакомит нас с базовыми правилами безопасного интернета. Эти правила помогут нам избежать многих неприятностей. Прошу вас очень внимательно посмотреть данный фильм. После просмотра фильма вам необходимо будет ответить на вопросы. (Дети смотрят видеоролик).
Педагог: Ребята, мы с вами посмотрели видеоролик. Давайте обсудим его.
Какой теме посвящён данный видеоролик?
Чему учит нас этот видеоролик?
Какие выводы вы сделали для себя, просмотрев данный видеоролик?
Нуждаются ли сегодня люди в обучении правилам безопасного использования интернета?
IV. 10 Заповедей безопасного интернета от класса
Педагог: Ребята, при обсуждении видеоролика мы выяснили, что люди нуждаются в обучении правилам безопасного использования интернета. Давайте мы составим 10 заповедей «Безопасного интернета» от 7 «А» класса. Эти 10 правил от вашего класса помогут пользователям интернета находиться в интернет пространстве безопасно.
V. Рефлексия.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Оцените, пожалуйста, занятие. Для этого воспользуйтесь «сигналом большого пальца». Если вам понравилось занятие, то держите руку так, чтобы большой палец показывал вверх (Педагог демонстрирует жест), а если занятие не понравилось, то держите руку так, чтобы большой палец смотрел вниз (Педагог демонстрирует жест). Отлично! Теперь давайте ответим на вопросы:
Какой теме было посвящено наше занятие?
Какие опасности таятся в интернете?
С какими правилами вы познакомились во время занятия?
Полезным ли для вас было данное занятие?
VI. Домашнее задание:
Педагог: чтобы еще раз вспомнить важные моменты занятия, я предлагаю всем, у кого есть страницы в социальных сетях, проверить, не нарушаете ли вы законодательство при ведении данных страниц. Разрешает ли владелец социальной сети вести в ней страницы людям вашего возраста? Все ли ваши публикации, посты и репосты законны? Может быть вам стоит отписаться от каких-то групп и сообществ, содержащих недопустимую информацию? А также вместе с родителями обсудите вопрос о том, как они оценивают вашу станицу в социальной сети.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Бормотова Т. М., Ильин А. Е., Белянский Е. Б., Макаров В. В. Киберпреступность в России: состояние и методология анализа // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. №184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberprestupnost-v-rossii-sostoyanie-i-metodologiya-analiza (дата обращения: 08.01.2025).
Денисов С.А., Харламов В.С. КРИМИНАЛЬНАЯ ВИКТИМНОСТЬ УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ // Право и государство: теория и практика. 2022. №4 (208). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnaya-viktimnost-uyazvimyh-kategoriy-naseleniya-rossii (дата обращения: 08.01.2025).
Указание Генпрокуратуры России N 11/11, МВД России N 1 от 17.01.2023 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности – Перечень №25.
1 Бормотова Т. М., Ильин А. Е., Белянский Е. Б., Макаров В. В. Киберпреступность в России: состояние и методология анализа // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. №184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberprestupnost-v-rossii-sostoyanie-i-metodologiya-analiza (дата обращения: 08.01.2025).e/n/kiberprestupnost-v-rossii-sostoyanie-i-metodologiya-analiza (дата обращения: 08.01.2025).
3 Денисов С.А., Харламов В.С. КРИМИНАЛЬНАЯ ВИКТИМНОСТЬ УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ // Право и государство: теория и практика. 2022. №4 (208). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnaya-viktimnost-uyazvimyh-kategoriy-naseleniya-rossii (дата обращения: 08.01.2025).