Классный час в 7 классе
«Моя будущая профессия»
Подготовила:
Александрова М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
1. получить представления о сферах профессиональной деятельности;
2. побудить размышления о личных перспективах профессионального самоопределения;
3. расширить представления о многообразии профессий.
Оборудование: опросник Е.А. Климова «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО), бланки для заполнения, макет дерева, фломастеры, раздаточный материал, цветные стикеры (желтые и красные).
Ход занятия
Вступление: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как выбрать среди них ту, которая будет по душе? Хорошо ли мы себе представляем эту профессию? На что ориентироваться при выборе? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна.
1 этап. Напишите на цветном листочке ту профессию, которую вы бы выбрали, если бы уже сейчас были бы выпускником.
(Ученики пишут)
Хорошо. Но как вы думаете, что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? (варианты ответов).
Чтобы выбрать осознанно, нужно для начала разобраться в своих собственных предпочтениях. Сейчас мы с вами этим и займемся.
2 этап. Перед вами лежат листы бумаги, подпишите свою фамилию и ответьте на следующие вопросы.
Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.
а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.
а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
1П |
2Т |
3Ч |
4З |
5Х |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19a |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
3 этап. Обсуждение.
Эту классификацию сфер деятельности предложил профессор Е.А. Климов. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
I. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Типы профессий
Человек-человек |
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек знаковая система |
Человек художественный образ |
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор |
Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед |
Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь |
Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик |
Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер |
4 этап. А теперь вернитесь к цветному квадратику и посмотрите на свою запись. Совпадает ли ваша желаемая профессия с той сферой, которую вы определили в ходе заполнения опросника?
(Обсуждение)
Домашнее задание.
Дома я прошу вас подумать о своем выборе и написать небольшое сочинение о профессии. Помогут вам несколько вопросов.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9. Где можно её получить?
Свою работу оформите в виде мини-проекта на альбомном листе.
В заключение нашего разговора я хочу напомнить вам, что впереди у нас еще несколько лет учебы в школе, но задумываться о будущей профессии нужно уже сейчас. Иметь цель – идти к ней, совершенствоваться и развиваться в правильном направлении.
Рефлексия.
Спасибо за общение. Давайте оставим наши листочки на дереве профессий, прикрепив их на клей. В течение года оно будет висеть на стенде в нашем кабинете, и вы не раз еще сможете проверить свой выбор.
Всего доброго!
Литература:
1. «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) http://testoteka.narod.ru/prof/1/09.html
Приложение 1
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
||||||||||||||||||
1. Человек-природа |
1. Человек-природа |
||||||||||||||||||
2. Человек-техника |
2. Человек-техника |
||||||||||||||||||
3. Человек-человек |
3. Человек-человек |
||||||||||||||||||
4. Человек-знак |
4. Человек-знак |
||||||||||||||||||
5. Человек-художественный образ |
5. Человек-художественный образ |
||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
||||||||||||||||||
1. Человек-природа |
1. Человек-природа |
||||||||||||||||||
2. Человек-техника |
2. Человек-техника |
||||||||||||||||||
3. Человек-человек |
3. Человек-человек |
||||||||||||||||||
4. Человек-знак |
4. Человек-знак |
||||||||||||||||||
5. Человек-художественный образ |
5. Человек-художественный образ |
||||||||||||||||||
|
|
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
||||||||||||||||||
1. Человек-природа |
1. Человек-природа |
||||||||||||||||||
2. Человек-техника |
2. Человек-техника |
||||||||||||||||||
3. Человек-человек |
3. Человек-человек |
||||||||||||||||||
4. Человек-знак |
4. Человек-знак |
||||||||||||||||||
5. Человек-художественный образ |
5. Человек-художественный образ |
||||||||||||||||||
|
|
Приложение 2
Д Е Р Е В О П Р О Ф Е С С И Й |
Приложение 3
Приложение 4
Дмитриева Оксана Леонидовна
Александрова Марина Александровна
Дмитриева Оксана Леонидовна