12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №109» города Перми.


Классный час «Хрущёвская оттепель: музыка, литература, мода».

.

Цель: дать учащимся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С. Хрущева (настроить учащихся на просмотр спектакля в театре «Театр- Театр» «Винил»

Задачи:

Образовательные:

установить, как складывались взаимоотношения между творческой интеллигенцией и властью в 50-60-е гг.

Развивающие:

развивать умение слушать, умение выступать перед аудиторией.

Воспитательные:

Способствовать формированию личной точки зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; воспитывать любовь и уважение к истории своей страны; толерантное отношение к мнению и позициям разных людей


Ход мероприятия:

Слово учителя: сообщения темы, цели, плана классного часа.

(презентация слайды 3,4,5) Мюзикл «Винил» (12+) — самый долгожданный спектакль Театра-Театра. Премьеру ждали шесть лет, спектакль задумывался специально для новой сцены.

Масса новых металлических конструкций составила 152,5 тонны, что сравнимо с весом 20 африканских слонов или взрослого синего кита. Реконструированная сцена состоит из 15 подъемно-опускных площадок. Общая длина всех проводов сцены — 41,1 км, это чуть больше расстояния от Перми до Краснокамска. Общая мощность всех приводов нижней механики — 374,5 киловатт, что соответствует мощности 74 лифтов пермских новостроек.

В работе над спектаклем реквизиторы обнаружили, что для постановки не хватает виниловых пластинок. Руководство театра обратилась за помощью к зрителям. В итоге в театр пластинки принесли не только жители Перми, но привезли целых 50 килограмм винила из Екатеринбурга. Для мюзикла понадобились кожаные портфели и ретро-наушники, которые также появились в спектакле благодаря зрителям. Художник создал на сцене условное пространство, напоминающее Москву пятидесятых годов, с элементами сталинской готики и монументализма — пилястрами, колоннами, которые можно увидеть на зданиях московского университета и Министерства иностранных дел. Многие архитектурные детали будут «слеплены» и подчеркнуты сценическим светом.


Действие напоминает первый фестиваль молодежи и студентов в Москве.

Впервые в страну, в которой долгое время был «железный занавес», приехало много иностранцев. Здесь царит фестивальная атмосфера — художники, музыканты, молодежь, все веселые и жизнерадостные, все говорят на разных языках. Весь мир словно вовлечен в какую-то игру. Но одновременно за этим следит КГБ, а кто-то в подвале тайно записывает запрещенную музыку на рентгеновских снимках. Похожая ситуация на сцене. И эта многослойность стала возможна за счет новых возможностей сцены.


Ученик: Стиляги – главные герои «Винила». Хрущевская Оттепель, начавшаяся после XX съезда КПСС, позволила реанимировать джаз в Советском Союзе.

В 1940-е годы - с началом "холодной войны" - джаз в СССР был запрещён, и существовало негласное постановление властей не упоминать слово "джаз" в средствах массовой информации. Но, со временем, на чёрном рынке стали появляться пластинки с джазовой музыкой, записанные на так называемых «костях» - на рентгеновской плёнке. В Ленинграде, в Кировском дворце, возник первый в стране джаз-клуб, получивший название Д-58, созданию которого способствовал проведённый Международный фестиваль молодежи и студентов. Несмотря на это, официально джазовые музыканты могли играть только на танцах. Создание чисто джазовых коллективов, которые могли гастролировать по стране, началось примерно в 1970-е годы.

С ростом популярности джазовой музыки получила своё развитие субкультура «стиляг», название которых, по одной версии, пришло из жаргона джазовых музыкантов: «У них было словечко «стилять», которое означало играть в чужом стиле, кого-то копировать».

Ученик: борьба со стилягами. Власть была серьёзно обеспокоена возросшей популярностью западной музыки, считая, что она «может сыграть отрицательную роль в деле коммунистического воспитания широких масс и, прежде всего, советской молодежи». (презентация слайды 6,7)

Для борьбы со стилягами создавались “бригады добровольного содействия милиции”, в состав которых входила молодежь, по возрасту равная стилягам. Они-то и устраивали всевозможные облавы, врываясь на танцплощадки, в рестораны и прочие места, откуда поступал сигнал о присутствии стиляг. Такие комсомольские патрули могли принудительно состричь кок или порезать узкие брюки и пышные юбки стиляг.

(просмотр фрагмента из фильма В. Тодоровского «Стиляги».)

Психбольницы в советское время – отдельная тема. Человека просто брали на улице – устраивали провокацию, как будто он подрался. Провокатор, работавший под пьяного, затевал драку. Диссидента сажали на пятнадцать суток, там его тоже провоцировали, что он буйно себя вел, делали укол, после чего его помещали в дурдом, и дальше уже никуда из этой системы он не выходил. Психбольницы были как тюрьмы – с решетками на окнах. Изверги-врачи закалывали инакомыслящих.

Ученик: мода периода хрущёвской оттепели. Смерть И.В. Сталина в 1953 году и приход к власти Н.С. Хрущёва вызвали колоссальные изменения в стране. СССР открывал для себя мир и сам становился более открытым для него. Но самое существенное - иной становилась жизнь и внутри страны: появляется новая литература, живопись, кинематограф и, разумеется, мода. С большим опозданием в советскую моду проникает стиль new look Кристина Диора. Окончательно от утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом фильма "Карнавальная ночь"(презентация слайды № 8)

Учитель: литература периода «оттепели». "(презентация слайды № 9)

В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Многие впервые узнали о существовании таких фигур, как Мандельштам, Бальмонт, Цветаева, Савинков и др. Кого-то из авторов Серебряного века, в частности, Блока и Есенина, в 1950-е уже начали упоминать и печатать. Другие авторы все еще находились под запретом. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. "Новомирская проза" выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.

В 1952 в "Новом мире" был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина «Районные будни». Эта публикация положила начало целому направлению в литературе — "деревенской прозе". Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии "деревенщиков", Федор Абрамов, начинал печататься в "Новом мире" как критик. В 1954 была опубликована его статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где он призывал писать "только правду — прямую и нелицеприятную". В 1955-1956 появилось множество новых журналов — "Юность", "Москва", "Молодая гвардия", "Дружба народов", "Урал", "Волга" и др.

Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике. Некоторые произведения этого периода получили известность и на Западе, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, "офицерская проза", несла важное понимание правды о прошедшей войне. Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950-1960, Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда», вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии «Живые и мертвые» (1959-1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова «Пядь земли» (1959) и «Мертвые сраму не имут» (1961), Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Константина Воробьева «Убиты под Москвой» (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью.

Период оттепели сопровождается расцветом поэзии. Эйфория от открывшихся возможностей требовала эмоционального выплеска. С 1955 в стране стал проводиться праздник День поэзии. В одно из сентябрьских воскресений повсюду в стране в залах библиотек и театров читались стихи. С 1956 стал выходить альманах с одноименным названием. Поэты выступали с трибун, собирали стадионы. Поэтические вечера в Политехническом музее привлекали тысячи восторженных слушателей. С тех пор, как в 1958 на площади Маяковского был торжественно открыт памятник поэту, это место стало местом паломничества и встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи, обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире. Наибольшую популярность снискали поэты яркого публицистического темперамента — Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко. Не менее популярный Андрей Вознесенский был больше ориентирован на эстетику новой современности — аэропортов, неона, новых марок машин. Камерные, интимные мотивы Беллы Ахмадулиной, ее своеобразная, певучая авторская манера исполнения неуловимо напоминали поэтесс Серебряного века, привлекая к ней немало поклонников. "Тихие лирики" Владимир Соколов и Николай Рубцов обращались к природе в поисках подлинности бытия и гармонии с миром.

В конце 1950-х — начале 1960-х популярным становится жанр авторской песни. Наиболее ярким представителем и зачинателем этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с Рождественским, Евтушенко, Вознесенским и Ахмадулиной он выступал в Политехническом музее на шумных поэтических вечерах. Его творчество стало отправной точкой, импульсом для появления плеяды популярных отечественных бардов — Визбора, Городницкого, Галича, Владимира Высоцкого и др. Многие барды исполняли песни не только на собственные слова, часто на музыку ложились строки поэтов Серебряного века — Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

"Молодежная проза" печаталась по преимуществу в журнале "Юность". Его редактор, Валентин Катаев, делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. Произведениям молодых была присуща исповедальная интонация, молодежный слэнг, искренний приподнятый настрой.

Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.