12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Иванова Алёна Олеговна34
2

Классный час «Умею ли я любить»



Лицей 41 г.Костромы,

городской конкурс педагогического мастерства,

номинация : «Мой классный- самый классный»

«Умею ли я любить…?»

(виртуальный поход по районам Костромской области

для учащихся 7-8 класса)

Выполнила - классный руководитель

8 «В» класса Лицея 41 г.Костромы

Иванова Алёна Олеговна


 

Кострома, 2016 г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы образовательной деятельности, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного и внеучебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

В нашем Лицее многие годы развивается такая форма работы с учащимися, как туристистические тропы. Это дает возможность приобщить ребят к взаимодействию с природой, познакомить с красивыми местами нашего микрорайона, провести мастер-классы на свежем воздухе.

В толковом словаре С.И.Ожегова находим лексическое значение слова «поход». Это «организованное путешествие или дальняя прогулка, а также вообще совместное движение группы лиц с какой-либо определённой целью».

Как видим из определения, поход имеет три составляющие:

- путешествие \ прогулка;

- группа лиц;

- наличие цели.

Для моего класса данная форма работы имеет острую необходимость по некоторым причинам:

1. Низкая экологическая культура учащихся (ребята не умеют проводить время на природе: для них является огромной проблемой разжечь костер, убрать после себя мусор и пр.);

2. Очень редкое совместное времяпрепровождение родителей с детьми на природе (родители моих учащихся работают много, поэтому часто их рабочие часы выпадают и на выходные).

3. Межличностные конфликты (как говорилось, коллектив моего класса далек от «Горящего факела», а общие дела, интересные события, мастер-классы, проводимые в походах, сближают ребят).

4. Тема похода - "Умею ли я любить"- позволяет раскрыть понятие тонкого эмоционального чувства любви с разных точек зрения, свободно затрагивать тему любви с ребятами подросткового возраста.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к походам, возникли новые виды походов виртуальные.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Так, например, многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. Я же решила создать виртуальный поход.

Оригинальность

В современном мире проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Давно стали популярны реальные и виртуальные экскурсии ввоспитательной работе. Редкой же формой работы является виртуальный поход. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью похода, применяя новые информационные технологии, погружать учащихся в определенную атмосферу, сплачивать коллектив, давать новые знания и теоретические, и практические.

Кроме того, в походе обращается больше внимания на отношение к природе, на взаимоотношения друг с другом.

Специфика

Настоящий, истинный поход, с рюкзаками, с костром, с искрами в ночном небе и песнями под гитару, естественно, ничто и никогда не заменит. Но зимой, когда за окном вьюга, в век современной технологии можно легко воссоздать ту атмосферу, которая царит на лесной поляне.

Так, виртуальный поход имеет ряд преимуществ перед походами:

Не покидая здания Лицея, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами;

За короткий промежуток времени есть возможность увидеть огромное количество новых мест, получить огромное количество информации;

Знакомство с новыми местами осуществляется безопасно для жизни и здоровья учащихся, доступно с материальной точки зрения;

Данное мероприятие можно реализовать в любое время года, в любую погоду.

Использование информационнокомпьютерных технологий (в том числе и виртуальных походов) делает процесс воспитания более интересным, качественным, результативным.

Цель - актуализация нравственных ценностей человека, понимание значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Задачи:

Формирование уважительного отношения к себе и людям, которое тебя окружают

Расширение знаний учащихся о граничащих с Костромой районах, об их исторических достопримечательностях, памятниках культуры, социально-значимых объектах, известных людях;

Развитие умений и навыков командной работы учащихся

Развитие творческих способностей детей

Развитие критичности мышления, умения делать выводы, высказывать свое мнение

Этапы подготовки:

1. Подготовительный

1.1. Формирование идеи

В традиции Лицея каждый год, осенью, все параллели классов отправляются в увлекательнейшее путешествие- поход или туристическую тропу. Спортивная одежда, рюкзаки, термосы - всё в наличии у ребят. Тропа от Лицея до точки привала сложная, так как таит в себе огромное количество заданий. Придя же на место, учащиеся на разных станциях получают знания о том, как пользоваться компасом, как разводить костер, как ориентироваться на местности, как действовать сообща.

В прошлом году мой класс на всех станциях получил низший балл, так как не было сноровки, должного уровня теоретических и практических знаний, а так же слаженности действий. Это подтолкнуло меня на мысль, что узнать о видах костров и о растениях, получить другие необходимые в походе знания и навыки, можно и на классных часах. Кроме того, такая работа поможет сблизить ребят. Так и родилась мысль о виртуальных походах, где учащиеся получают и практические навыки, и теоретическую информацию, и учатся действовать в команде, быть ответственными не только за себя, но и за товарищей.

1.2. Распределение обязанностей, поручений.

Распределить обязанности в моем классе - это всегда трудоемкий процесс, так как дать поручения нужно всем ребятам: и тем, кто всегда ответственно выполняет порученное дело, и тем, кто включается в дело неохотно. Данное мероприятие позволяет задействовать тех ребят, кто всегда в тени или уже зарекомендовал себя безинициативностью, безответсвенностью. Так, выбираю пять человек, которые будут отвественными за одну из остановок (так называемых привалов), назначаю их командирами групп, провожу с ними индивидуальную консультацию, на которой объясняю, какой материал, по какому району нужно найти и оформить.

Далее командиры набирают себе помощников, таким образом создаётся 5 групп.

Ставлю ограничения в(во):

- объеме информации (по 1 подписи к каждой фотографии, 8-10 предложений о районе);

- времени (обозначаю сроки - сдача за 3 дня до мероприятия).

Группа оформителей обеспечивает создание условий для проведения похода: в день мероприятия составить 6 парт по три, чтобы получилось 2 прямоугольника со стульями вокруг. Остальные парты и стулья выносятся в коридор.

Даю коллективное задание: всем принести фломастеры, цветные карандаши, нитки, иголки, ножницы.

3. Сбор материала.

Как показывает практика, современные дети ничем, кроме википедии, пользоваться не умеют. Поэтому даже искать фото- нужно их научить. Так, ребята с индивидуальными заданиями обучались поиску информации: я показывала им официальные сайты районов, архивы фотографий. После этого ребята уже дома, самостоятельно при помощи родителей, создавали слайды к презентации и устные рассказы.

4. Репетиции

В виртуальном походе мы с классом поем песню под гитару, на которой играет учащийся. С ним мы встречаемся на репетициях, чтобы улучшить качество игры, обсудить слова песни, которые в разных источниках имеют расхождения.

Сценарий мероприятия.

Оборудование

Слово учителя

Слово учащихся

Деятельность учащихся

Приглушенный свет, фоном играет минус лагерной песни «Мы пройдем сквозь земной простор»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Песня «Перевал» под гитару», приглушение света, на слайдах картинки природы: лесов, рек, гор.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Фоновая музыка леса, пения птиц, ручьев.


 


 


 

Карта Костромской области на карте.

1 привал. Слайды с фото и информацией о Нерехтском районе

Фоновая музыка природы

2 остановка. Слайды с фото и информацией о Судиславском районе

Фоновая музыка природы

3 остановка. Слайды с фото и информацией о Красносельском районе


 

Фоновая музыка природы.

4 остановка. Слайды с фото и информацией о Сусанинском районе

Фоновая музыка природы.

5 остановка. Слайды с фото и информацией о Кологривском районе

Фоновая музыка природы. Слайд с нашим Лицеем.

На слайде фото ребят с похода.

- Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас знаменательное событие - мы отправимся в поход. Мы увидим с вами много интересных мест, узнаем много нового. Но, как вы видите, на улице метель, вьюга, поэтому наш поход будет виртуальным. Отличие будет лишь в том, что на улице мы не побываем. Итак, отправляясь в путь, я должна вас спросить, что должно быть у людей, которые идут в поход?


 


 

- Правильно. Но наш поход- виртуальный, поэтому готовить еду и прятаться от дождя нам не придется. Но вот понять, зачем мы отправляемся в этот путь- необходимо. Скажите, зачем вообще люди ходят в походы?


 


 


 


 

- А почему люди стремятся к единству с природой? Почему стремятся к познанию новых мест? Какое чувство их наталкивает на то, чтобы быть с определенной командой?


 

- Верно. Сегодня мы, находясь в походе, узнаем, какая любовь бывает, как она появляется, развивается, подпитывается. Наш поход, как и самый настоящий, начинается с самой известной «походной песни»- «Перевал»

-Эта песня написана известным композитором Ю.Визбором. Но сейчас часто, исполняя эту песню, туристы вспоминают команду под командованием Игоря Дятлова, которая погибла на 1 перевале. Команда была сплоченная, дружная, каждый был уверен друг в друге. Уверенность- 1 из основных залогов хорошего похода. Поэтому туристы страховкой связывают друг друга, ведь каждый член команды- неотъемлемая часть капитана. (Рассказываю о нескольких видах страховки) Поэтому сейчас мы разделимся на 2 команды. (Выбираю 2 лидеров моего класса, которые, по одному, набирают себе команду и садятся за столы)

-Как я говорила, у команды должны быть доверие и уважение друг к другу. Так вот вам ваша страховка, которая свяжет на этот путь каждого из вас.

-Итак, закройте глаза. Представьте, что вы заходите в лес, идете по извилистой тропинке, наблюдаете за птицами. Вдруг пробегаем мимо белка. Вы устремляете взгляд за ней. Видите поляну. Садитесь на привал, достаете карту и смотрите, куда же вам идти.

- Посмотрим на карту: с какими районами граничит наш город?

- Вот туда мы отправимся.

- Чем же знаменит Нерехтский район?


 

- А еще в Нерехтском районе родились и выросли прекрасные люди, герои ВОВ: Дементьев Николай Иванович (советский разведчик) и Новиков Александр Александрович (маршал авиации). Какие чувства вызывает у вас эта информация?

-А ведь патриотизм - это не что иное, как любовь. То есть осознание, что в Нерехтсокм районе жили герои, что память о них не исчезла, вызывает в ваших сердцах любовь и уважение. А как проявляются эти чувства?

- И сейчас мы, в знак уважения и любви к героям ВОВ, сделаем искусственные цветы. Но сделать это будет нелегко, так как руки ваши связаны «страховкой».

-Вы молодцы. Проявили чувство любви к героям, защищавшим нашу страну. Теперь можно отправляться дальше.

- Сейчас мы отправимся с вами в другое место, в другой район Костромской области

- Чем же знаменит Судиславский район?

- А еще в этом районе работает более 100 лет фабрика по изготовлению войлочной продукции. Сами мы, конечно, не создадим продукт из войлока. Но украсить его, сделать красивее и ярче- можем.

-Понравилось ли вам это занятие?

-Любовь к чему же мы прививали и развивали в этом районе?

- Правильно. Ведь именно любовь к труду делает нашу деятельность плодотворнее и качественнее.

- Мы посетили уже 2 района, отправляемся в третий.

- Новый привал. Что же вы знаете об этом, Красносельском, районе?


 

- А еще по дороге в Красное есть огромная лосеферма, где на лоне природы живут лоси. Лоси и лес, поля- неразлучны. Поэтому сейчас мы создадим оду самому великолепному, что у нас есть- природе. Проявим любовь и уважение к ней.

- Отлично. Любовь к природе- самое важное и необходимое, что должно быть в сердце каждого человека. То, что у вас есть это чувство- вы доказали.

- Отправляемся покорять новые вершины

-Какие достопримечательности есть здесь?

-А еще здесь родился и творил поэт Куликов Виктор Иванович. Как можно проявить любовь к писателю, творцу?

- Вы молодцы. Прочитать стих вроде индивидуально, но едино- очень сложно. Справились с трудностью, как истинные туристы. Выдвигаемся в дальнейший путь.

-Новый привал. Последний. Самый далекий. Чем же знаменит Кологривский район?

-А еще здесь родился известный в широких кругах художник, скульптор Честняков Ефим Васильевич. Чтобы осознать всю красоту пейзажей, картин, полюбить этот вид искусства, нужно самим побыть в этой роли.

-Отлично. Только посмотрите, какаую красоту создали вы своими туристическими группами. Всё, что мы создали в нашем походе, заберем в Лией.


 

- Итак, наш поход подходит к концу. Вам нужно снять страховку и сесть в один большой круг.

-Что вы узнали, пройдя этот путь?


 

- Чувство любви к чему, к кому в вас всколыхнулись?


 

- после каждого похода туристы должны поделиться эмоциями. Впечатлениями о прожитых часах\ днях\неделях. Что же вам запомнилось и понравилось?

- Какая же бывает любовь? Ведь цель нашего похода была имена эта.

- Спасибо. Я надеюсь, что вы осознали, «Любовь бывает разной: по степени важности, по степени нужности, по степени нежности…»

-Наш поход завершился. Чтобы понять, понравился ли он вам. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию после похода.

желтый - очень хорошо

красный - радостно

оранжевый-спокойно, хорошо.

зеленый - тепло

синий - нормально

фиолетовый - скверно,скучно

черный - плохо


 

(Я собираю лепестки, анализирую преобладание цветов)


 


 


 


 


 


 

- карта

- цель

- спички

-котелок

- побыть в единении с природой

- узнать, увидеть новые места

- отвлечься от цивилизации,

-провести время с определенными людьми.

- провести отдых активно.

- уважение

- любовь

- патриотизм

- Нерехтский, Судиславский, Красносельский, Сусанинский, Буйский.

(Выходит ученик, который готовил информацию о данном районе).

- уважение

- трепет

- патриотизм.

- возлагаются цветы

- организуются минуты молчания

- осуществляется уход за мемориалами и памятниками

-…………

(Выходит ученик с индивидуальным заданием об этом районе)

- Да

- Любовь к труду. К активной деятельности.

(Выходит ученик с индивидуальным заданием об этом районе)

(Выходит ученик с индивидуальным заданием об этом районе)

- продекламировать его стихи

(Выходит ученик с индивидуальным заданием)

- чем знамениты районы Костромской области, виды страховок

- к Родине, к героям ВОВ, к поэзии, к живописи, к труду. К песне, друг к другу.

- чувствовать себя в роли туриста, узнавать родной край, выполнять задания-преодолевать трудности.

-любовь к природе, к героям, к труду, к песне, к искусству, к великим деятелям.

Ребята заходят в кабинет. Становятся в круг вокруг столов


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пение песни под гитару в кругу

Два капитана набирают себе команду, с которой рассаживаются за стол.

Связывают «страховкой»-лентой правую руку.

Сидят с закрытыми глазами

(имитация похода- команды делаю пеший круг вокруг стола)

Команды знакомятся с информацией на слайде.

Командами делают из подручных материалов цветы.

Команды делают круг вокруг стола, имитируя пешую прогулку.

Командами расписывают заготовки-шаблоны валенок.

Команды делают круг вокруг стола, имитируя пешую прогулку

Ребята составляют оду природе

Делают круг, имитируя пешую прогулку

Читают по строчке командой выразительно и красиво стихотворение Куликова

Делают круг, имитируя пешую прогулку

Создают картину (одну на всю команду со связанными правыми руками)

Снимают ленту-«страховку».

(Выбирают цвет лепестка, кладут перед собой). Уходят

Анализ проведенного мероприятия.

Данный классный час соответствует 3 основным критериям:

- конкретность (в мероприятии четко и ясно обозначены границы изучения, обязанности учащихся, их роль);

- реальность (для проведения мероприятия не нужно сложного оборудования или длительной подготовки. Необходим любой учебный кабинет, проектор, колонки);

- достижимость (в ходе мероприятия цель была достигнута частично:в разностороннем понимании значении слова «любовь», ее роли в жизни человека. Активизация нравственной культуры- это процесс долгий, систематичный. Одного мероприятия, естественно, не достаточно. Это часть работы в течение года, в течение всей работы классного руководителя).

На мероприятии были достигнуты

-личностно- ориентированные цели: вызваны чувства уважения, сострадания, патриотизма;

- процессуальные цели: уместное музыкальное оформление, хороший подбор фотографий;

- продуктивные цели: у ребят остались их продукты деятельности: цветы, валенки. В кабинете остался коллективный труд: картина пейзажа, фото с виртуального похода.

Методические рекомендации:

- на данном мероприятии можно использовать реальную страховку (верхнюю или нижнюю). Это даст навык работы со страховкой, вызовет больший интерес к происходящему;

- каждой команде можно дать настоящие походные рюкзаки, в которых изначально будут положены необходимые для выполнения заданий материалы. Это также создаст более глубокую имитацию похода;

- вместо столов и стульев можно положить «пенки»- походные коврики. Но создавать эти условия можно лишь в том случае, если ребята все в спортивной, а не в школьной одежде, в кроссовках или подобной обуви.

Литература:

1. Белоруков Д. Ф.:Деревни, села и города костромского края: материалы для истории.  Кострома: Костромской общественный фонд культуры, Костромской региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. — 536 с: ил.

2. Официальный сайт администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район - http://www.admnerehta.ru/

3. Дополнение к репортажу из костромского лагеря актива «Соколенок» - см. «УГ» №34 от 24 августа 2010 года- Методика «Цветопись» А.Н.Лутошкина


/data/files/t1481642521.pptx (Виртуальный поход (классный час "Умею ли я любить"))

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.