Классный час в 5–8 классах «Умею ли я любить»
Пояснительная записка к презентации
Лицей №41 г.Костромы,
городской конкурс педагогического мастерства,
номинация : «Мой классный- самый классный»
«Умею ли я любить…?»
(виртуальный поход по районам Костромской области
для учащихся 7-8 класса)
Выполнила - классный руководитель
8 «В» класса Лицея №41 г.Костромы
Иванова Алёна Олеговна
Кострома, 2016 г.
Пояснительная записка.
Актуальность.
В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы образовательной деятельности, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного и внеучебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
В нашем Лицее многие годы развивается такая форма работы с учащимися, как туристистические тропы. Это дает возможность приобщить ребят к взаимодействию с природой, познакомить с красивыми местами нашего микрорайона, провести мастер-классы на свежем воздухе.
В толковом словаре С.И.Ожегова находим лексическое значение слова «поход». Это «организованное путешествие или дальняя прогулка, а также вообще совместное движение группы лиц с какой-либо определённой целью».
Как видим из определения, поход имеет три составляющие:
- путешествие \ прогулка;
- группа лиц;
- наличие цели.
Для моего класса данная форма работы имеет острую необходимость по некоторым причинам:
1. Низкая экологическая культура учащихся (ребята не умеют проводить время на природе: для них является огромной проблемой разжечь костер, убрать после себя мусор и пр.);
2. Очень редкое совместное времяпрепровождение родителей с детьми на природе (родители моих учащихся работают много, поэтому часто их рабочие часы выпадают и на выходные).
3. Межличностные конфликты (как говорилось, коллектив моего класса далек от «Горящего факела», а общие дела, интересные события, мастер-классы, проводимые в походах, сближают ребят).
4. Тема похода - "Умею ли я любить"- позволяет раскрыть понятие тонкого эмоционального чувства любви с разных точек зрения, свободно затрагивать тему любви с ребятами подросткового возраста.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к походам, возникли новые виды походов – виртуальные.
Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Так, например, многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. Я же решила создать виртуальный поход.
Оригинальность
В современном мире проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Давно стали популярны реальные и виртуальные экскурсии ввоспитательной работе. Редкой же формой работы является виртуальный поход. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью похода, применяя новые информационные технологии, погружать учащихся в определенную атмосферу, сплачивать коллектив, давать новые знания и теоретические, и практические.
Кроме того, в походе обращается больше внимания на отношение к природе, на взаимоотношения друг с другом.
Специфика
Настоящий, истинный поход, с рюкзаками, с костром, с искрами в ночном небе и песнями под гитару, естественно, ничто и никогда не заменит. Но зимой, когда за окном вьюга, в век современной технологии можно легко воссоздать ту атмосферу, которая царит на лесной поляне.
Так, виртуальный поход имеет ряд преимуществ перед походами:
Не покидая здания Лицея, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами;
За короткий промежуток времени есть возможность увидеть огромное количество новых мест, получить огромное количество информации;
Знакомство с новыми местами осуществляется безопасно для жизни и здоровья учащихся, доступно с материальной точки зрения;
Данное мероприятие можно реализовать в любое время года, в любую погоду.
Использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных походов) делает процесс воспитания более интересным, качественным, результативным.
Цель - актуализация нравственных ценностей человека, понимание значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.
Задачи:
Формирование уважительного отношения к себе и людям, которое тебя окружают
Расширение знаний учащихся о граничащих с Костромой районах, об их исторических достопримечательностях, памятниках культуры, социально-значимых объектах, известных людях;
Развитие умений и навыков командной работы учащихся
Развитие творческих способностей детей
Развитие критичности мышления, умения делать выводы, высказывать свое мнение
Этапы подготовки:
1. Подготовительный
1.1. Формирование идеи
В традиции Лицея каждый год, осенью, все параллели классов отправляются в увлекательнейшее путешествие- поход или туристическую тропу. Спортивная одежда, рюкзаки, термосы - всё в наличии у ребят. Тропа от Лицея до точки привала сложная, так как таит в себе огромное количество заданий. Придя же на место, учащиеся на разных станциях получают знания о том, как пользоваться компасом, как разводить костер, как ориентироваться на местности, как действовать сообща.
В прошлом году мой класс на всех станциях получил низший балл, так как не было сноровки, должного уровня теоретических и практических знаний, а так же слаженности действий. Это подтолкнуло меня на мысль, что узнать о видах костров и о растениях, получить другие необходимые в походе знания и навыки, можно и на классных часах. Кроме того, такая работа поможет сблизить ребят. Так и родилась мысль о виртуальных походах, где учащиеся получают и практические навыки, и теоретическую информацию, и учатся действовать в команде, быть ответственными не только за себя, но и за товарищей.
1.2. Распределение обязанностей, поручений.
Распределить обязанности в моем классе - это всегда трудоемкий процесс, так как дать поручения нужно всем ребятам: и тем, кто всегда ответственно выполняет порученное дело, и тем, кто включается в дело неохотно. Данное мероприятие позволяет задействовать тех ребят, кто всегда в тени или уже зарекомендовал себя безинициативностью, безответсвенностью. Так, выбираю пять человек, которые будут отвественными за одну из остановок (так называемых привалов), назначаю их командирами групп, провожу с ними индивидуальную консультацию, на которой объясняю, какой материал, по какому району нужно найти и оформить.
Далее командиры набирают себе помощников, таким образом создаётся 5 групп.
Ставлю ограничения в(во):
- объеме информации (по 1 подписи к каждой фотографии, 8-10 предложений о районе);
- времени (обозначаю сроки - сдача за 3 дня до мероприятия).
Группа оформителей обеспечивает создание условий для проведения похода: в день мероприятия составить 6 парт по три, чтобы получилось 2 прямоугольника со стульями вокруг. Остальные парты и стулья выносятся в коридор.
Даю коллективное задание: всем принести фломастеры, цветные карандаши, нитки, иголки, ножницы.
3. Сбор материала.
Как показывает практика, современные дети ничем, кроме википедии, пользоваться не умеют. Поэтому даже искать фото- нужно их научить. Так, ребята с индивидуальными заданиями обучались поиску информации: я показывала им официальные сайты районов, архивы фотографий. После этого ребята уже дома, самостоятельно при помощи родителей, создавали слайды к презентации и устные рассказы.
4. Репетиции
В виртуальном походе мы с классом поем песню под гитару, на которой играет учащийся. С ним мы встречаемся на репетициях, чтобы улучшить качество игры, обсудить слова песни, которые в разных источниках имеют расхождения.
Сценарий мероприятия.
Оборудование |
Слово учителя |
Слово учащихся |
Деятельность учащихся |
Приглушенный свет, фоном играет минус лагерной песни «Мы пройдем сквозь земной простор»
Песня «Перевал» под гитару», приглушение света, на слайдах картинки природы: лесов, рек, гор.
Фоновая музыка леса, пения птиц, ручьев.
Карта Костромской области на карте. 1 привал. Слайды с фото и информацией о Нерехтском районе Фоновая музыка природы 2 остановка. Слайды с фото и информацией о Судиславском районе Фоновая музыка природы 3 остановка. Слайды с фото и информацией о Красносельском районе
Фоновая музыка природы. 4 остановка. Слайды с фото и информацией о Сусанинском районе Фоновая музыка природы. 5 остановка. Слайды с фото и информацией о Кологривском районе Фоновая музыка природы. Слайд с нашим Лицеем. На слайде фото ребят с похода. |
- Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас знаменательное событие - мы отправимся в поход. Мы увидим с вами много интересных мест, узнаем много нового. Но, как вы видите, на улице метель, вьюга, поэтому наш поход будет виртуальным. Отличие будет лишь в том, что на улице мы не побываем. Итак, отправляясь в путь, я должна вас спросить, что должно быть у людей, которые идут в поход?
- Правильно. Но наш поход- виртуальный, поэтому готовить еду и прятаться от дождя нам не придется. Но вот понять, зачем мы отправляемся в этот путь- необходимо. Скажите, зачем вообще люди ходят в походы?
- А почему люди стремятся к единству с природой? Почему стремятся к познанию новых мест? Какое чувство их наталкивает на то, чтобы быть с определенной командой?
- Верно. Сегодня мы, находясь в походе, узнаем, какая любовь бывает, как она появляется, развивается, подпитывается. Наш поход, как и самый настоящий, начинается с самой известной «походной песни»- «Перевал» -Эта песня написана известным композитором Ю.Визбором. Но сейчас часто, исполняя эту песню, туристы вспоминают команду под командованием Игоря Дятлова, которая погибла на 1 перевале. Команда была сплоченная, дружная, каждый был уверен друг в друге. Уверенность- 1 из основных залогов хорошего похода. Поэтому туристы страховкой связывают друг друга, ведь каждый член команды- неотъемлемая часть капитана. (Рассказываю о нескольких видах страховки) Поэтому сейчас мы разделимся на 2 команды. (Выбираю 2 лидеров моего класса, которые, по одному, набирают себе команду и садятся за столы) -Как я говорила, у команды должны быть доверие и уважение друг к другу. Так вот вам ваша страховка, которая свяжет на этот путь каждого из вас. -Итак, закройте глаза. Представьте, что вы заходите в лес, идете по извилистой тропинке, наблюдаете за птицами. Вдруг пробегаем мимо белка. Вы устремляете взгляд за ней. Видите поляну. Садитесь на привал, достаете карту и смотрите, куда же вам идти. - Посмотрим на карту: с какими районами граничит наш город? - Вот туда мы отправимся. - Чем же знаменит Нерехтский район?
- А еще в Нерехтском районе родились и выросли прекрасные люди, герои ВОВ: Дементьев Николай Иванович (советский разведчик) и Новиков Александр Александрович (маршал авиации). Какие чувства вызывает у вас эта информация? -А ведь патриотизм - это не что иное, как любовь. То есть осознание, что в Нерехтсокм районе жили герои, что память о них не исчезла, вызывает в ваших сердцах любовь и уважение. А как проявляются эти чувства? - И сейчас мы, в знак уважения и любви к героям ВОВ, сделаем искусственные цветы. Но сделать это будет нелегко, так как руки ваши связаны «страховкой». -Вы молодцы. Проявили чувство любви к героям, защищавшим нашу страну. Теперь можно отправляться дальше. - Сейчас мы отправимся с вами в другое место, в другой район Костромской области - Чем же знаменит Судиславский район? - А еще в этом районе работает более 100 лет фабрика по изготовлению войлочной продукции. Сами мы, конечно, не создадим продукт из войлока. Но украсить его, сделать красивее и ярче- можем. -Понравилось ли вам это занятие? -Любовь к чему же мы прививали и развивали в этом районе? - Правильно. Ведь именно любовь к труду делает нашу деятельность плодотворнее и качественнее. - Мы посетили уже 2 района, отправляемся в третий. - Новый привал. Что же вы знаете об этом, Красносельском, районе?
- А еще по дороге в Красное есть огромная лосеферма, где на лоне природы живут лоси. Лоси и лес, поля- неразлучны. Поэтому сейчас мы создадим оду самому великолепному, что у нас есть- природе. Проявим любовь и уважение к ней. - Отлично. Любовь к природе- самое важное и необходимое, что должно быть в сердце каждого человека. То, что у вас есть это чувство- вы доказали. - Отправляемся покорять новые вершины -Какие достопримечательности есть здесь? -А еще здесь родился и творил поэт Куликов Виктор Иванович. Как можно проявить любовь к писателю, творцу? - Вы молодцы. Прочитать стих вроде индивидуально, но едино- очень сложно. Справились с трудностью, как истинные туристы. Выдвигаемся в дальнейший путь. -Новый привал. Последний. Самый далекий. Чем же знаменит Кологривский район? -А еще здесь родился известный в широких кругах художник, скульптор Честняков Ефим Васильевич. Чтобы осознать всю красоту пейзажей, картин, полюбить этот вид искусства, нужно самим побыть в этой роли. -Отлично. Только посмотрите, какаую красоту создали вы своими туристическими группами. Всё, что мы создали в нашем походе, заберем в Лией.
- Итак, наш поход подходит к концу. Вам нужно снять страховку и сесть в один большой круг. -Что вы узнали, пройдя этот путь?
- Чувство любви к чему, к кому в вас всколыхнулись?
- после каждого похода туристы должны поделиться эмоциями. Впечатлениями о прожитых часах\ днях\неделях. Что же вам запомнилось и понравилось? - Какая же бывает любовь? Ведь цель нашего похода была имена эта. - Спасибо. Я надеюсь, что вы осознали, «Любовь бывает разной: по степени важности, по степени нужности, по степени нежности…» -Наш поход завершился. Чтобы понять, понравился ли он вам. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию после похода. желтый - очень хорошо красный - радостно оранжевый-спокойно, хорошо. зеленый - тепло синий - нормально фиолетовый - скверно,скучно черный - плохо
(Я собираю лепестки, анализирую преобладание цветов) |
- карта - цель - спички -котелок - побыть в единении с природой - узнать, увидеть новые места - отвлечься от цивилизации, -провести время с определенными людьми. - провести отдых активно. - уважение - любовь - патриотизм - Нерехтский, Судиславский, Красносельский, Сусанинский, Буйский. (Выходит ученик, который готовил информацию о данном районе). - уважение - трепет - патриотизм. - возлагаются цветы - организуются минуты молчания - осуществляется уход за мемориалами и памятниками -………… (Выходит ученик с индивидуальным заданием об этом районе) - Да - Любовь к труду. К активной деятельности. (Выходит ученик с индивидуальным заданием об этом районе) (Выходит ученик с индивидуальным заданием об этом районе) - продекламировать его стихи (Выходит ученик с индивидуальным заданием) - чем знамениты районы Костромской области, виды страховок - к Родине, к героям ВОВ, к поэзии, к живописи, к труду. К песне, друг к другу. - чувствовать себя в роли туриста, узнавать родной край, выполнять задания-преодолевать трудности. -любовь к природе, к героям, к труду, к песне, к искусству, к великим деятелям. |
Ребята заходят в кабинет. Становятся в круг вокруг столов
Пение песни под гитару в кругу Два капитана набирают себе команду, с которой рассаживаются за стол. Связывают «страховкой»-лентой правую руку. Сидят с закрытыми глазами (имитация похода- команды делаю пеший круг вокруг стола) Команды знакомятся с информацией на слайде. Командами делают из подручных материалов цветы. Команды делают круг вокруг стола, имитируя пешую прогулку. Командами расписывают заготовки-шаблоны валенок. Команды делают круг вокруг стола, имитируя пешую прогулку Ребята составляют оду природе Делают круг, имитируя пешую прогулку Читают по строчке командой выразительно и красиво стихотворение Куликова Делают круг, имитируя пешую прогулку Создают картину (одну на всю команду со связанными правыми руками) Снимают ленту-«страховку». (Выбирают цвет лепестка, кладут перед собой). Уходят |
Анализ проведенного мероприятия.
Данный классный час соответствует 3 основным критериям:
- конкретность (в мероприятии четко и ясно обозначены границы изучения, обязанности учащихся, их роль);
- реальность (для проведения мероприятия не нужно сложного оборудования или длительной подготовки. Необходим любой учебный кабинет, проектор, колонки);
- достижимость (в ходе мероприятия цель была достигнута частично:в разностороннем понимании значении слова «любовь», ее роли в жизни человека. Активизация нравственной культуры- это процесс долгий, систематичный. Одного мероприятия, естественно, не достаточно. Это часть работы в течение года, в течение всей работы классного руководителя).
На мероприятии были достигнуты
-личностно- ориентированные цели: вызваны чувства уважения, сострадания, патриотизма;
- процессуальные цели: уместное музыкальное оформление, хороший подбор фотографий;
- продуктивные цели: у ребят остались их продукты деятельности: цветы, валенки. В кабинете остался коллективный труд: картина пейзажа, фото с виртуального похода.
Методические рекомендации:
- на данном мероприятии можно использовать реальную страховку (верхнюю или нижнюю). Это даст навык работы со страховкой, вызовет больший интерес к происходящему;
- каждой команде можно дать настоящие походные рюкзаки, в которых изначально будут положены необходимые для выполнения заданий материалы. Это также создаст более глубокую имитацию похода;
- вместо столов и стульев можно положить «пенки»- походные коврики. Но создавать эти условия можно лишь в том случае, если ребята все в спортивной, а не в школьной одежде, в кроссовках или подобной обуви.
Литература:
1. Белоруков Д. Ф.:Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. — Кострома: Костромской общественный фонд культуры, Костромской региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. — 536 с: ил.
2. Официальный сайт администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район - http://www.admnerehta.ru/
3. Дополнение к репортажу из костромского лагеря актива «Соколенок» - см. «УГ» №34 от 24 августа 2010 года- Методика «Цветопись» А.Н.Лутошкина
/data/files/t1481642521.pptx (Виртуальный поход (классный час "Умею ли я любить"))