Классный час в 5 классе на тему «Сиреневый багульник»

3
2
Материал опубликован 29 November 2016

Классный час в 5 классе на тему:

«Сиреневый багульник»

Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области

Федяева Татьяна Геннадьевна

Цель для учителя:

- прививать любовь к природе родного города, его культурному наследию.

Цель для учащихся: научиться ценить родной город.

Задачи:

Личностные УУД:

- создавать внутреннюю мотивацию к познанию;

- создавать устный рассказ о городе Тынде и его культуре;

- уметь подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие произведений музыки и литературы;

- духовно-нравственное воспитание личности ученика.

Познавательные УУД:

- развитие устной речи учащихся, их творческих способностей;

- умение строить речевое высказывание;

- познакомить учащихся с историей возникновения г. Тынды;

- воспитывать у обучающихся чувство патриотизма.

Метапредметные УУД:

- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

- преобразовывать информацию (из сообщений учащихся, из звучащей музыки в связное высказывание);

Коммуникативные УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- учиться самостоятельно работать с искусствоведческим материалом;

- планировать свою работу, корректировать её и оценивать.

Тип урока: классный час

Методы и приемы:  

- работа в группах;

- выразительное чтение поэтического и прозаического текста.

Технология развития критического мышления через восприятие творчества поэтов БАМа.

Планируемые образовательные результаты:

- умение определять цели предстоящей работы;

- умение выступать перед аудиторией сверстников;

- умение взаимодействовать с другими учениками;

- возможность учащихся проявить индивидуальные способности;

- доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись;

- круглый стол, на столе –багульник в вазе;

- выставка книг поэтов БАМа.

- звуки природы, песни о Тынде;

- плакат с символом классного часа (герб города);

- фотоальбом «Край ты мой, любимый край» (фотографии с видами Тынды).

Эпиграф: 

 Тында – наша столица,

Стройся, расти, процветай!

В Тынду нельзя не влюбиться –

Вечной романтики край!


Звучит песня

Автор слов: Морозов И.

Композитор: Шаинский В

Где-то багульник на сопках цветет,
Кедры вонзаются в небо.
Кажется, будто давно меня ждет
Край, где ни разу я не был.
Кажется, будто давно меня ждет
Край, где ни разу я не был.
Возле палатки закружится дым,
Вспыхнет костер над рекою,
Вот бы прожить мне всю жизнь молодым,
Чтоб не хотелось покоя.
Знаю, что будут, наверно, не раз
Грозы мороз и тревога,
Трудное счастье- находка для нас,
К подвигам наша дорога,
Трудное счастье- находка для нас,
К подвигам наша дорога.
Где-то багульник на сопках цветет,
Кедры вонзаются в небо.
Кажется, будто давно меня ждет,
Край, где ни разу я не был,
Край ,где ни разу я не был…

Ход классного часа:

Ученик:

Город, где под синим небом

Река Тында льётся,

Где на летних каруселях

Смех счастливый раздаётся,

Где красуются под солнцем

Из листвы берез рубашки,

Где построены с любовью

Крепости-многоэтажки!

Город светлый и родной,

Чудный, хоть и небольшой,

Город северный, но люди

В нём с горячею душой!

Ученик .

Нам очень повезло жить в удивительном городе. Немного найдётся в истории страны населённых пунктов, которые так стремительно – всего за десять лет – из небольших посёлков в глубинке превратились в красивые, уютные города, отвечающие всем требованиям современной жизни (показать слайды с видами города).

Ученик .

Жители нашего уютного городка отличаются романтикой, способностью жителей-северян преодолевать и суровый климат, и трудности быта первопроходцев. Ни один из молодых городов не получил почти официального статуса столицы. У Тынды такой статус есть. И статус высокий – столица БАМа. Столица территории почти в 1,5 млн. км.2. БАМ – это не только время, это целая эпоха. И Тында находилась в центре этой эпохи 

 ( показать фото строителей БАМа).

Ученик .

В течение долгих столетий по долине реки Тынды кочевали эвенкийские роды. Кроме них никто не забирался в эти суровые края. Одна из легенд коренных жителей здешнего края рассказывает о возникновении названия реки, именованной Тындой.

Ученик .

Жила на берегу реки княжеская дочь и звали её Тындэ. Жила она одна, так как была шибко большой, неряшливой и не очень умной. Как-то раз кочевал по реке молодой парень, испугался её и убежал. Долго ждала его Тындэ и, наконец, поняла, что парень никогда не вернётся. И тогда Тындэ бросилась в реку и там утонула. С тех пор и назвали реку именем княжеской дочери. 

(Девочки исполняют эвенкийский танец)

Ученик .

Многие, наверное, не знают историю этого чудесного города. Чтобы исправить такую несправедливость, мы пригласили провести экскурсию уважаемого Архивариуса, человека, который работает с историческими документами. Он поведает нам историю возникновения родного города.

Архивариус:

Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья Шкарубы. Появилось оно на берегу Тынды-реки не позднее августа 1918 г. Возле зимовья проходил путь, который зимой представлял собой санно-нартовую дорогу, а летом – пешеходно-конную тропу. Зимовье Шкарубы появилось в удобном для остановки на ночлег месте. За плату здесь можно было обогреться, поесть. Помыться в бане.

В 1920-х гг. началось строительство Амуро-Якутской магистрали (АЯм). Здесь во время строительства, в долине реки Тынды, в очень удобном месте – в сосновом бору возник посёлок Тындинский. Строительство его началось в 1928г.

Моста, в те времена, через Тынду ещё не было, и от одного берега к другому ходил паром. Паромная переправа находилась чуть выше нынешнего автомобильного моста. Избушка паромщика стояла на месте нынешнего стадиона. Ниже моста стоял длинный барак школы-интерната. Левый берег реки был застроен гораздо больше. 

(Архивариус, рассказывая, ссылается на фото «Пока ещё тихий посёлок Тындинский. Апрель 1974г.», «Все начиналось с зимовья»).

Ученик .

Да, такова была наша красивая Тында в те далёкие годы, и, посмотрите, как она похорошела за эти годы. Сегодня мы можем с уверенностью сказать: «Тында кое-как жить не умеет, это не в наших традициях. У нас прекрасные артисты, музыканты и поэты. Мы приглашаем наших рассказчиков, которые прочтут замечательные стихи о Тынде. Среди этих стихов прозвучат и такие, которые написаны ими самими и такие, которые написаны знаменитыми тындинцами.

 

В. Кабалкин «Песня о Тынде»

Чтец:

Я ближе сердцу отыщу едва ли,

Хотя немало колесил по городам.

Ах, Тында, Тында –

Столица магистрали.

С таким коротким, ёмким словом БАМ.

Есть города просторнее и краше,

Где шумных улиц слышен перезвон,

А мне милей тайга и сопки наши,

Они меня зовут со всех сторон.

Всё отдавали, если было нужно,

И побеждали, ненавидя и любя.

Мы здесь узнали, что такое дружба,

А главное – нашли, нашли себя!

Сокольники, Сокольники, Арбат

О многом нам с тобою говорят.

О нашей Красной Пресне

Споём сегодня песни,

И пусть они над городом летят.

 

«Таёжная столица»

Чтец:

Нам за молодость нашу не стыдно,

Пусть потомки завидуют нам.

Есть на свете красавица Тында,

Есть дорога в грядущее – БАМ.

Есть на сердце любимая песня,

Есть судьба и не надо другой.

Есть таёжная Красная Пресня,

Что взметнулась над Тындой-рекой.

Город Тында – веков перекрёсток

И души животворной родник.

С ним и на день расстаться не просто,

Если к людям любовью проник.

Разметались по утренней сини

Белоснежных кварталов круги.

Город Тында – частица России

И столица амурской тайги.

Тамара Авасева «Багульник цветет»
 

Чтец:

Удивительное чудо подарил рассвет:
За ночь городские сопки изменили цвет...
Любоваться на природу заспешил народ,
Где багульник розовый весело цветёт.

Эту нежность созерцаю много-много раз,
Но волнует моё сердце красочный пейзаж.
Лишь вчера смотрели с сопки серые кусты -
А сегодня они в платьях сказочной мечты!

Наша дикая краса - багульник первоцвет, 
Улыбаясь лепестками, шепчет нам:-привет!
Ветерком обласканный, солнышком согретый,
Он раскрылся, наконец, музою воспетый!

Восхитительное чудо нежных облаков, 
Щедро дарит нам кустарник веточки цветов.
Сказочною красотою наслаждаюсь я,
А вокруг поёт весна дальневосточная.


 

Ученик .

Стихи о Тынде великолепны, не правда ли? Их можно читать ещё очень долго, но наш уважаемый архивариус хочет поведать вам ещё несколько занимательных фактов из истории города. Предоставляем ему слово.

Архивариус:

Знаете ли вы о том, откуда всё-таки появилось название нашего города? Нет?! А вот послушайте!

Вообще, формирование названия того или иного региона тесно связано с особенностями его общественной и экономической жизни. Интенсивному пополнению и закреплению названий населённых пунктов Приамурья способствовало развитие частной золотопромышленности во второй половине 19 в.

Появление названия Тында обязано разработке золотоносных площадей начатой в конце 60-х гг. 19в. 

(Фото «Тындинские самородки»).

Основным средством передвижения в то время были олени, проводниками (каюрами) – эвенки, якуты, русские. Через каждые 50 км. строились на пути «заезжие» домики. Такой «заезжий» дом был построен и на берегу Тынды. Здесь освобождали оленей от упряжки, чтобы дать им отдых. Вероятно, это и послужило для обозначения места остановки словом «Тында». А это слово, кстати, связано с эвенкийским корнем «тэн», означающим в эвенкийском языке «освободить оленей от упряжки».

Ученик.

Спасибо, уважаемый Архиавариус! Подходит к концу наша экскурсия по городу, но никогда не иссякнет наша любовь и вера в наш замечательный город. И пусть не все надежды, которые возлагались страной на БАМ, сбылись, но всё-таки вырос красивый город Тында, а по новой железной дороге идут поезда. И мы будем верить, что этот город и впредь будет расти и расцветать, как каждую весну растёт и расцветает сиреневый багульник – символ нашей любви и веры.

Заключение. 

Звучит песня на стихи Вероники Назаровой:

Тында – наша столица,

Стройся, расти, процветай!

Вьётся дорога стальная –

Жизни моей магистраль,

Тында огнями сияет –

Стройкой прославленный край!

Припев:

Тында – наша столица,

Стройся, расти, процветай!

В Тынду нельзя не влюбиться –

Вечной романтики край!

Мчатся по рельсам составы,

Поезд стрелою летит.

Мы навсегда здесь остались,

Сопки не в силах забыть.

Припев.

Мы полюбили свой город,

Город с нелёгкой судьбой,

Мы так гордимся тобою,

Славой твоей трудовой.

Припев.

 

 

                                                   Библиографический список


 

1.Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствовавнию структуры и содержания общего образования. – М., Новый учебник, 2003.

2. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., Русское слово 2007.

3. Основы русской риторики – М., 1997.

4. Акишина А.А. – Русский речевой этикет, М., 1995.

5. Чеснокова Л. – Вокруг тебя мир. М., 2000.

6.Синицын В.А. – Праздник творчества. № 6, 2000. С. 16 -22.

       7.Источник: http://gazeta-bam.ru/article/67099/

        8.Источник: http://www.chitalnya.ru/work/1039363/
 



 

Комментарии

Замечательный сценарий классного часа, Татьяна Геннадьевна! С большим удовольствием познакомилась с вашим городом

30 January 2017

Здравствуйте, Раиса Ивановна. Спасибо за добрые слова. Шлю Вам привет с Дальнего востока нашей необъятной страны.

30 January 2017