Классный час (интерактив) по теме: «Режим дня младшего школьника»

4
0
Материал опубликован 28 January 2022

ИНТЕРАКТИВ

«РЕЖИМ ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Педагогическая цель: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам сохранения здоровья младших школьников, необходимости соблюдения режима дня младшим школьником.

Цель:

подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.

Задачи:

показать родителям необходимость выполнения режима дня.

убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.

воспитание здорового образа жизни младших школьников.



Ход интерактива

Эпиграф

«Здоровье - это всё, а всё без здоровья – ничто».

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Психологический настрой.

Для создания психологического настроя в начале собрания родителям предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Я предлагаю вам поиграть в детскую игру-кричалку. Если вы согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае – «нет».

Крикните громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Вступительное слово

По мнению С.В.Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факто­ров внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Школа, ребёнок, семья…Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека. От чего с вашей точки зрения зависит здоровье нашего ребенка?

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик (Аркадий Паровозов «Режим дня»)

Какая проблема затронута в данном видеофрагменте? (соблюдение режима дня).


Предположите, как будет звучать формулировка темы интерактива.

«Режим дня младшего школьника».

Какие задачи поставим перед собой?

Выявить……

Определить возможные…..

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, связанные с умением наших детей общаться и обучением их навыкам общения.

Упражнение «Портфельчик с полезностями»

У каждого из вас на столе имеется так называемый «Портфельчик», и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками


Прием «Ваше мнение»

- Как Вы думаете, почему мы обратились с вами к проблеме режима дня?

Тема нашего интерактива «Режим дня младшего школьника» важна и актуальна, т.к. режим дня оказывает влияние на учебную деятельность


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа с сигнальными карточками.

А сейчас поработаем с сигнальными карточками.

Поднимите красную карточку те, кому часто сталкивается с трудностями соблюдения режима дня ребенком;

зелёную карточку поднимите те, кто эпизодически сталкивается с такой проблемой ребенка;

поднимите синюю карточку те, у кого дети всегда соблюдают режим дня.

Итак, многие из вас подняли красные и зелёные карточки, значит тема « Режим дня младшего школьника» актуальна для всех (многих из) вас.


Рассмотрим эту проблему несоблюдения режима дня младшим школьников наглядно, представим её в виде айсберга.

2. Приём «Айсберг».

Обратите внимание на картинку айсберга, сколько у него частей? (2).

Какие это части? (наводная - видимая часть и подводная - невидимая часть).

Так вот и проблему режима дня младшего школьника в виде айсберга.

Видимая часть - это проблема соблюдения режима дня младшим школьником, невидимая - это причины несоблюдения режима дня младшим школьником.

Давайте рассмотрим видимую часть айсберга. Как проявляются проблемы несоблюдение режима дня ребенком.

Давайте рассмотрим нижнюю, подводную часть айсберга и порассуждаем, в каковы могут быть причины того, что ребенок не соблюдает режим дня?

3. Деление на группы

Прием «Дерево проблем»

Перед Вами на доске «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив их в микрогруппах.

Каждая микрогруппа получает задание ответить на поставленные вопросы и затем доложить нам о своей точке зрения на предложенную проблему. Значимые на наш взгляд проблемы запишем на «листьях» и прикрепим их на дерево.

Обсуждение в группах

Приём «Ассоциации».

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите фразу «режим дня»?

Что такое режим дня? Давайте обратимся к словарю…..посмотреть

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. 


Из чего складывается режим дня?

Назовите, его основные компоненты. (Родители выбирают из слов основные компоненты режима дня). 

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

учебные занятия в школе;

учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);

сон;

питание;

занятия физическими упражнениями;

отдых;

занятия в свободное время.


Составление примерного режима дня третьеклассника

Знакомство с примерным режимом дня

Режим дня (примерный вариант) НАЙТИ ДЛЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКА РЕЖИМ ДНЯ

7.00 – подъем (пробуждение);

7.00 – 7.20 – утренняя зарядка, самообслуживание, умывание, одевание, уборка постели, завтрак

7.25 – 7.40 – дорога в школу

7.40 – 8.00 – подготовка к урокам

8.00 – 12.45 (13.40) – занятия в школе

13.40 – 14.00 – дорога домой

14.00 – 15.00 – обед, отдых (дневной сон)

15.00 – 16.00 – прогулка

16.00 – 17.30 – приготовление уроков

17.30 – 19.00 – свободные занятия

19.00 – 19.30 – ужин

19.30 – 20.30 – свободное время

20.30 – 21.00 – душ, подготовка ко сну

МОЖНО СОСТАВИТЬ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ ПЕРЕДВИГАЯ ОТДЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ, ГДЕ НАПИСАНЫ ОСНОВНЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ, ТОГда представителей данной группы пригласить для работы у доски.


Проблема: Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка?

Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.


Как основные компоненты влияют на здоровье ребёнка и учебную деятельность?

Питание.

В чем его значимость для организма младшего школьника?

Перед школой – горячий завтрак (не стоит надеяться, что ребёнок поест в школе).

После школы – непременно пообедать!

Что обязательно должно быть в рационе младшего школьника? (на слайде пирамида питания)

Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.


Сон 

Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон). ПОСМОТРЕТЬ СКОЛЬКО ДОЛЖНЫ СПАТЬ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ

В чем значимость полноценного сна для ребенка?

Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности внимания.


Учёба в школе. 

Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а затем отмечается её спад.

Занятия по интересам 

Оптимальное время для дополнительных занятий является с 15.00 до 16.00 часов


Двигательная активность 

Что вы можете сказать о двигательной активности вашего ребенка?

Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ.


Вывод: Ребёнок, живущий по режиму, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется, не пребывает в ситуации спешки и постоянного «не успел».


Прием «Вредные и полезные советы»

  а) Родители в группах разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны пользоваться при выполнении ребенком режима дня.

  Б) Беседа по результатам работы групп родителей: составляются общие запретительные законы.

НЕЛЬЗЯ: 

Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.

Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.

Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.

Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.

Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.

Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.

Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.

Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.

Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

Ругать ребенка перед сном.

Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.

Не прощать ошибки и неудачи ребенка.


Приём «Рисунок-метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Что изображено на картинке?

Губка (родители).

Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

Она хорошо впитывает жидкость (родители).

Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

Губка станет синего цвета (родители).

А если мы вольем в губку красную жидкость?

Губка станет красной (родители).

А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители)

В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

Родители высказывают собственные предположения.

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

Родители высказываются.

Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Я предлагаю в ваш Портфельчик советы родителям

Советы родителям.

Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, т.к. одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.

Поощрять попытки ребенка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.

Правильно организовывать режим для школьника: обеспечивать достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5 разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.

Проверить правильность осанки детей. При получении настораживающих результатов проанализировать возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постараться устранить их. В случае необходимости обратиться к врачу.

Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Обращать больше внимания на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельности. 


Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку.

И.п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох). Проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

«Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом по контуру с внутренней и с внешней стороны.

Оздоровительные минутки

После письменных заданий – сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями.

Для снятия напряжения:

«Моем руки»- энергичное потирание ладошкой о ладошку.

«Моем окна»- попеременное, активное протирание воображаемого окна.
«Ловим бабочку»- воображаемая бабочка летает по комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.

Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.

Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
                   
Примерный режим дня ученика младших классов

Подъем 7.00

Зарядка, умывание, уборка постели. 7.00-7.30

Завтрак. 7.30-7.50

Дорога в школу. 7.50-8.10

Занятия в школе, прогулка на свежем воздухе. 8.30-14.30

Обед, отдых, помощь по дому. 14.30-16.00

Приготовление уроков. 16.00-17.00

Свободное время. 17.00-19.00

Ужин. 19.00-19.30

Свободное время. 19.30-20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну. 20.30-21.00



Прием «Скорая помощь»

Советы родителям младших школьников

Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон.

Приучите ребенка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа-полутора. Если ребенок не привык днем спать, убедите его просто отдохнуть.

Найдите самое идеальное в комнате место, где ребенок будет спать, где сон его будет наиболее приятным и полезным.

Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит ребенок. Лучше всего для сна подходит пижама из хлопковой ткани.

Ужинать ребенок должен не позже чем за час-полтора до сна. Это может быть кефир с печеньем, стакан теплого молока, банан или яблоко. Перед сном обязательны теплый душ, чистка зубов. Лучшее время проведения перед сном - семейное чтение.

Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна - 16-17°С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.

Питание - это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т.д.


Для растущего организма значение всего этого возрастает во множество раз.

Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела).

Жиры (запасной источник энергии).

Углеводы (обеспечивают нас энергией).

Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).

Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост.

Какие же советы можно дать?

Желательно знать высококалорийные продукты и стараться избегать их чрезмерного употребления, например, таких, как:

сдобные хлебные и кондитерские изделия

мороженое

шоколад, шоколадные конфеты

жареные продукты

Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приемом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры.

Не допускать слишком длительного перерыва между приемами пищи. При неправильном питании дети могут терять или набирать вес. Наблюдение за весом должно быть заботой не только родителей, но и мальчика или девочки, Хорошо, если в доме есть весы, а на косяке двери время от времени отмечается рост ребенка. Это воспитывает самоконтроль у детей, умение анализировать состояние своего организма и здоровья.





ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Какие из материалов, использованных на нашем интерактиве, показались вам наиболее интересными?


Какова ваша роль родителей в выработке режима дня младшего школьника? (родители должны помочь своему ребенку в выработке режима дня. Помочь ему организовать себя и свое свободное время, рационально распределить время работы)

В чем значимость режима дня для ребенка ? (соблюдение режима дня позволит ребенку хорошо учиться в школе).


По окончании интерактива давайте посмотрим, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.

Уважаемые родители, после нашего разговора я вам предлагаю совместно с ребенком составить индивидуальный режим дня его дня с учетом услышанных на нашей встрече рекоменда­ций, а также учитывая занятость ребенка в кружках и секциях.

Для того, чтобы отслеживать состояние здоровья младшего школьника можно предложить вести дневник здоровья.

Дневник здоровья

Дата________________


Критерии наблюдений

Время дня

Состояние

Оценка

Самочувствие

Утро

Хорошее - бодр, жизнерадостен, интерес к делам.

Плохое - жалуется на боли, слабость, вялость и другие неприятные ощущения.



Вечер


Боль

Утро

Усталости нет, осталось чувство усталости


Вечер

Устал, не устал, переутомился


Настроение

Утро

Хорошее, удовлетворительное, плохое


Вечер


Сон

Продолжительность

(9-10 часов), качество сна, причины нарушения


Качество


Аппетит

Утро

Хороший, повышенный, удовлетворительный, плохой, отсутствует


Вечер


Работоспособность

На уроках

Повышенная, пониженная, обычная


Дома


В заключении нашей встречи хочу привести слова Льва Кассиля:

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…


Наш интерактив подходит к концу. Я попрошу вас заполнить карточки отзыва.

Прием «Карточка отзыва»

Я узнала, что …

Новым для меня стало то, что …

Я убедилась, что …


Рефлексия (чемодан, мясорубка, мусорный бак).

t1643346222aa.pngt1643346222ab.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.