12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кучумова Ирина Викторовна1324
Учитель русского языка и литературы МБОУ "Вильвенская СОШ", имею двоих детей, люблю путешествовать и открывать что-то новое
Россия, Пермский край, Добрянский район посёлок Вильва
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Классный час «История нашей фамилии».


1. Форма проведения: Мероприятие проводится в форме форума, где семейные команды защищают творческие работы под названием «История нашей фамилии».

2.Актуальность мероприятия.

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды.

Каждый, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу.
Когда-то в каждом знатном семействе обязательно присутствовало генеалогическое дерево семьи. Человек знал в лицо и по имени всех своих предков.

Между тем, по данным проведённого нами в школе анкетирования, около половины школьников равнодушно относятся к своей семейной истории. Только 5% сказали, что в их семье составлялась родословная, и они имеют какие-либо данные о происхождении их фамилии, 20% частично знают о том, как звали их предков и откуда они родом, 48% отметили, что этот вопрос в семье не обсуждался. Такого быть не должно. Чтобы в ребятах пробудить интерес к истории своего рода, а также организовать совместную с родителями поисковую работу, мы решили провести классный час «История моей семьи», в котором будут участвовать ученики 9 класса и их родители.

Такая работа, возможно, поможет учащимся частично определиться с выбором профессии, поскольку одним из видов работы будет нахождение известных людей – однофамильцев различного рода профессий.

3. Цель проводимого мероприятия: активизировать совместную деятельность учащихся 9 класса и их родителей по изучению истории своей фамилии.

4. Задачи:

1) исследовать происхождение фамилии для сохранения в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;

2) повысить свой интеллектуальный и культурный уровень;

3) создать условия для проведения совместной поисковой и творческой работы учащихся 9 класса и их родителей;

3) формировать в учениках умение правильно задавать вопросы, беседовать, находить нужный материал в различных источниках, в том числе, в Интернете.

4) создание условий для проектирования учащимися 9 класса своей профессиональной карьеры; влияние родственников и однофамильцев на выбор будущей профессии.

5) популяризация возможностей компьютерных технологий.


5.Предварительная работа:

1)Проводится анкетирование на тему «История нашей фамилии».

Все дети отвечают на вопросы анкеты:

1.Знаешь ли ты историю своей фамилии?

2. Ведётся ли в вашей семье разговор о том, кем были твои предки (прабабушки, прадедушки и т.д.)?

3.Хотел бы ты узнать историю своей фамилии?

На эти же вопросы отвечают родители.

2)Семейной команде предлагается выполнить исследовательскую работу на тему : «История нашей фамилии». Защита работы пройдёт в творческой форме (изготовление «фамильного дерева» с листьями – этапами работы, составление презентации, фильма, альбома и т.д.).

План проведения исследования, предлагаемый классным руководителем для совместной работы учащихся 9 класса и их родителей:

1.Подумать совместно с родителями:

Что мы знаем о своей фамилии?

2.Прочитать литературу об истории фамилий. Начать со справочников и энциклопедий, где рассказывается об истории фамилий.

3. Расспросить родственников, что они знают об истории вашей фамилии.

4. Обратиться к статьям в Интернете, рассказывающим о происхождении и истории вашей фамилии, сравнить с собственными версиями.

5. Провести эксперимент: «Фоносемантический анализ фамилии».

Интересно, какое впечатление производит на окружающих ваша фамилия? С этой целью семья проводит фоносемантический анализ фамилии, который заключался в следующем: спросить у людей разных возрастов и профессий, какое впечатление производит на них сочетание звуков вашей фамилии и какие у них при этом рождаются ассоциации. Для проведения такой работы предлагается заполнить таблицу (предлагаемые качества при желании можно изменить):

Противоположные качества

Качество, которое выбрано

% людей, выбравших данное качество

  1.  Храбрый-Трусливый



  2.  Большой-Маленький



  3.  Громкий-Тихий



  4.  Нежный-Грубый



  5.  Яркий-Тусклый



  6.  Горячий-Холодный



  7.  Сильный-Слабый



  8.  Активный-Пассивный



  9.  Быстрый-Медленный



  10.  Длинный-Короткий




Из таблицы нужно сделать вывод о том, как воспринимается окружающими звучание вашей фамилии.

6. Найти в Интернете, справочниках и семейном архиве информацию о своих однофамильцах, представителях различных профессий, чьими достижениями можно гордиться. Выяснить, насколько ваша фамилия известная.

7. Найти в Интернете и литературе информацию о фамильном гербе.

8. Выступить семейной командой с творчески оформленными материалами.


6.Предполагаемый результат: совместная исследовательская работа учеников и их родителей пробудит интерес к истории семьи, разовьёт умение вести семейный диалог, позволит с пользой провести досуг учащихся и их родителей, разовьёт интерес к компьютерным технологиям, помет сформировать у подрастающего поколения к родственникам и однофамильцам, представителям различных профессий, чьим трудом можно гордиться .

7. Ход форума:

1)Работа со словарями, выяснение лексического значения слова «фамилия». Энциклопедия Кирилла и Мефодия:

ФАМ˜ИЛИЯ (лат. familia),

1) семья, род.

2) В Др. Риме семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой помимо кровных родственников входили рабы.

3) Родовое наименование, приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии, усыновлении, в браке и переходящее по наследству.

Словарь В.Даля:

ФАМИЛИЯ ж. франц. немецк. семья, семейство; || род, колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство. Он древней, хорошей фамилии, знатного рода. || Прозванье, проименованье, родовое имя. || Галантерейной вежливости название супруги, жены. Самого я не застал, а видел фамилию их. Ваша фамилия? — спросил высокий посетитель приезжего. В деревне осталась, — отвечал старик простодушно, полагая, что осведомляются о супруге его. Фамильный, к фамилии, в разн. знач. относящ. Фамильные чаи, расхожие, простые; || На Кяхте цибики бывают под фирмою лавки или хозяина, а в Калгане под фирмою купца, который их закупил; первые фамильные, они лучше; вторые торговые. Фамильярное обращенье, свойское, семейное, запанибрата. Фамальярничать с кем, втираться, брататься, навязываться дружбой, хотеть быть с кем запросто.

2) Выступление классного руководителя на тему : «История слова «фамилия»».

Само определение слова «фамилия» появилось в Древнем Риме, но его значение было далеким от современного. Таким образом обозначали рабов, представителей низшего сословия, чтобы дать понять, что они относятся к определенному семейству.

Знаете ли вы, откуда пошла традиция давать людям фамилии на Руси?

Это связано с двумя факторами.

Во-первых, в далекие времена людям давали прозвища, по которым их легче было запомнить. Во-вторых, нужно было обозначать принадлежность людей к какой-либо семье, роду. Прозвища многих людей были говорящими, поэтому, например, Кожемякин может легко ответить на вопрос, чем занимался его самый дальний предок. Причем, не всегда красивые фамилии давались знатным людям, так же, как и далеко не всегда у крестьян были обидные прозвища.

В России фамилия впервые появилась у дворян в 17 веке, затем в 18 столетии ими начали награждать и других состоятельных граждан. А после отмены крепостного права была «офамилена» вся страна.

По данным Интернета, ( http://poimenam.ru/catalog /%D0%9A/)


сегодня существует следующая статистика:
10% - это дворянские фамилии;
14% ведут свое родовое дерево от исторических знаменитостей, причем, не только российских;
9% фамилий наследованы от самых известных людей искусства;
5% людей - дальние родственники известных личностей;
72% - это старые помещичьи и крестьянские фамилии;
незначительный процент – советские фамилии, которые когда-то закрепились в обществе .

3) Слово семейным командам для защиты работы «История нашей фамилии».

4) Итоги форума: В конце работы семейным командам предлагается нарисовать лестницу, каждая ступень которой будет представлять этап совместной работы команды по предложенной теме. Верх лестницы – итог работы. Команды делятся впечатлениями от проделанной работы и в целом от прошедшего форума.

5) Использованная литература:

1.Энциклопедический словарь, Ф.Брокгауз, И.Ефрон. – Москва, ЭКСМО, 2002

2. Большая Российская энциклопедия, - Москва, 2004

3. Опыт краткого толкового словаря русских имён и фамилий. – Журнал «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», №1, 1992

4. Руммель В.В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий — Т. 1.

5. Словарь уральских фамилий А.Г.Мосина.

6. Ресурсы Интернета. http://ru. Wikipedia.org/wiki

( http://poimenam.ru/catalog /%D0%9A/)

7. Брошюра С.Л. Островского «Как сделать презентацию к уроку

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.