Классный час «Мы за здоровое питание!» (2–5 класс)

«Мы- за здоровое питание!»
Пояснительная записка.
Вид мероприятия: классный час
Направление работы: начальная школа.
Тема занятия: «Мы- за здоровое питание.»
Цель занятия: Формирование знаний о важности правильного питания, как составной части здорового образа жизни
Задачи:
- Расширение знаний учащихся о здоровом образе жизни, правильном питании.
-Формирование у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья; желания питаться правильно.
-Развитию познавательного интереса, коммуникативных способностей у ребят.
Продолжительность: 40 минут
Необходимое оборудование: Мультимедийные презентации для учителя и для работы в группах, ноутбуки в количестве пяти штук для работы в группах, персональный компьютер для учителя, проектор, раздаточный материал: карточки с текстом для работы в группах и эталон для проверки ответов, «Смайлики» для определения эмоционального настроя, построчное стихотворение для хорового прочтения в группах, видеоролик «За здоровый образ жизни», активная ссылка на онлайн тестирование: https://edu-time.ru/vics-online/vc-2-pitanie.html (необходима возможность выхода в интернет)
Для оформления доски: плакат «Здоровый образ жизни», портрет Сократа.
Особые условия: перед началом занятия учащиеся делятся на 5 групп по 5-6 человек, которые размещаются за отдельно стоящими столами. Состав команд - по желанию учащихся, но учитель деликатно регулирует их состав, чтобы команды были равноценными.
Предметные, личностные и метапредметные результаты, формирующие у обучающихся универсальные учебные действия:
Предметные: усвоение понятий «здоровый образ жизни», «здоровое питание», «Белки», «жиры», «витамины», «минеральные вещества», «правила здорового питания», работа над формированием устойчивых навыков здорового образа жизни, гигиены питания.
Личностные: формирование ответственного отношения к питанию, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование умения адекватно оценивать свою деятельность, установка на здоровый образ жизни, готовность следовать нормам здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять задачи занятия; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование стремления к сотрудничеству в группе, умения формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы по существу; использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные УУД: осуществление поиска нужной информации для приобретения знаний об основах рационального питания, о здоровом образе жизни; умению ставить проблему, аргументировать её актуальность.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии и методы: проблемного обучения, частично-поисковый, ИКТ, здоровьесберегающая, игровая.
Ожидаемый результат: понимание детьми того, что правильное питание – необходимое условие для здоровья человека, особенно, младшего школьного возраста.
Описание сценария классного часа «Мы - за здоровое питание!»
Организационный момент.
(1 мин.) Эмоциональный настрой
Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися, настроить на общение.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята!
(Дети включаются в общение, отреагировав на реплику учителя, согласно коммуникативной задаче.)
Учитель:
- А что обозначает слово «здравствуйте»?
Дети:
— Это пожелание здоровья тому, к кому ты обращаешься.
Учитель:
-Совершенно верно!
Что такое здравствуй?
Лучшее из слов!
Потому что «здравствуй»-
Значит: Будь здоров!
-Очень тихо присаживаемся на свои места.
(Дети рассаживаются по группам за столы)
Учитель: С каким настроением начинаем занятие?
(Дети показывают «Смайлик» настроения)
Учитель: Я вижу, что вы настроены на работу. Пожелаем всем нам удачи.
Вывод: готовы к дальнейшей работе.
Актуализация знаний (5мин.)
Цель: включение в деятельность через использование видеоролика, фронтальной работы, проблемных вопросов, активизация познавательной деятельности ребят через игру «Мозговой штурм».
Учитель:
- Свой урок я начну с небольшого видеоролика, который мы с учениками нашего класса сделали летом для конкурса видеороликов, организованного ГОБУ ИРО Краснодарского края: «Стиль жизни- здорвовье!2021»
Видеоролик «За здоровый образ жизни!»
(Дети внимательно смотрят видеоролик)
Примечание: учитель может выбрать любой видеоролик о ЗОЖ по своему усмотрению.
Учитель:
-Какими словами заканчивается видеоролик?
Дети:
- Ты волен сделать выбор, человек! Войди здоровым в этот век!
Учитель:
-Что значит войти здоровым в этот век? (Дети включаются в общение, отреагировав на реплику учителя, согласно коммуникативной задаче)
Учитель:
- Вспомним всё, что нам известно о здоровом образе жизни. Продолжите моё предложение:
- Здоровый образ жизни -это…..
(Дети перечисляют свои варианты, делают верные предположения. Игра «Мозговой штурм».)
Вывод: включились в воспитательный процесс, эмоционально настроившись на дальнейшую работу.
Постановка цели классного часа. (5 мин) Мотивация деятельности учащихся.
Цель: через высказывание Сократа, проблемный вопрос, фронтальную работу, просмотр презентации определяют тему, цель урока и знакомятся с задачами.
Учитель:
-Древнегреческий философ Сократ (470-399 до н.э.) сказал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Связаны ли его слова с темой здорового образа жизни?
(Дети включаются в общение, согласно коммуникативной задаче.)
Учитель:
- Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?
Дети:
- Наверное, мы будем говорить про здоровый образ жизни и про правильное питание.
Учитель:
-Что будем делать дальше, как вы думаете?
Дети:
-Работать в группах.
Учитель:
-Всё ли мы знаем о том, как нужно правильно питаться, или нам необходимо ещё многое узнать?
Дети:
-Нет, не всё. Наверное, мы сейчас будем работать в группах, чтобы изучить какую-либо проблему, поэтому у нас на столах ноутбуки.
Примечание: если отсутствует возможность предоставить каждой группе ноутбук для работы, тогда в группы выдается распечатанный материал из презентаций № 3,4,5,6,7)
Учитель:
-Хотите стать маленькими исследователями?
Дети:
-Да, конечно!
Учитель:
- А знаете ли вы, что ученые, занимающиеся исследовательской, научной работой ставят перед собой цели, которых они должны достичь в процессе своего исследования?
Дети:
-Да, знаем!
Учитель:
-Какую цель мы поставим?
Дети:
-Как можно больше узнать про правильное питание, и про здоровый образ жизни человека.
Учитель:
- Верно. На занятии мы узнаем намного больше о важности правильного питания, как составной части здорового образа жизни.
Учитель записывает цель занятия на доске.
Для достижения поставленной цели, вы в своих группах должны решить следующие задачи:
Открыть презентацию, данную группе на изучение темы,
Прочитать проблемный вопрос презентации,
Изучить данную вам мини-тему,
Обсудить в группе ответ на проблемный вопрос,
Сформировать новое знание по теме,
Доложить всем о результате своего исследования,
Выслушать доклады от других групп и таким образом узнать намного больше о важности питания, как составной части здорового образа жизни.
Вывод: выяснили цель классного часа и определили задачи работы в каждой группе.
Первичное усвоение новых знаний (15 мин.)
Цель: организация групповой работы с дальнейшим представлением результата; расширение знаний по теме через организацию сообщений от групп.
Учитель:
Начинаем нашу работу. У каждой группы будет своё маленькое исследовательское задание. Вы выполняете данное вам задание, делаете вывод, и затем капитан группы отчитывается перед всеми о проделанной работе.
(Каждой группе предлагается открыть свои презентации и изучить предлагаемый материал, выполнить задание, которое заключается в составлении списка продуктов по теме группы, которые бы дети в обязательном порядке включили в свой рацион питания)
1 группа:
Презентация «Сахар». Знакомятся с презентацией, пытаясь ответить на проблемный вопрос: «Какие углеводы наиболее полезны?» и записывают продукты питания по теме, которые бы они включили в свой рацион.
2 группа:
Презентация «Белки». Знакомятся с презентацией, пытаясь ответить на проблемный вопрос: «Какова роль белков в организме человека?» и записывают продукты питания по теме, которые бы они включили в свой рацион.
3 группа:
Презентация «Жиры». Знакомятся с презентацией, пытаясь ответить на проблемный вопрос: «Какие жиры полезны, а какие вредны?» и записывают продукты питания по теме, которые бы они включили в свой рацион.
4 группа:
Презентация «Витамины и минеральные вещества». Знакомятся с презентацией, пытаясь ответить на проблемный вопрос: «Какова роль витаминов в организме человека?» и записывают продукты питания по теме, которые бы они включили в свой рацион.
5 группа:
Презентация «Правила здорового рациона». Знакомятся с презентацией, пытаясь ответить на проблемный вопрос: «Что ты знаешь о правилах здорового рациона?» и записывают продукты питания по теме, которые бы они включили в свой рацион.
Дети работают в группах, записывают в таблицах, выданных каждой группе список продуктов питания по теме, которые они в обязательном порядке должны включить в свой рацион питания, делают выводы.
Учитель при необходимости помогает работе группы.
Учитель:
Время работы в группах завершено. Начинаем заслушивать отчеты о выполнении задания.
Отчеты капитанов.
Капитаны от групп по очереди выходят к доске и озвучивают задание своей группы и выводы, к которым группа пришла, прикрепляют свой список продуктов на стенд «Здоровое питание»
Учитель:
-Зачем выполняли эти задания?
Дети:
-Мы узнавали новое через отчеты групп.
Учитель:
- А для чего мы собрали от групп списки полезных продуктов?
Дети:
- Мы можем на основании этих списков составить меню на день, даже на неделю, запланировать какие продукты необходимо купить.
Учитель:
- Верно. Благодаря выступающим мы открыли для себя много нового про питание и здоровый образ жизни, составили список полезных продуктов по своей теме, которые в обязательном порядке нужно включать в свой рацион.
Учитель:
Эти списки мы закрепим на стенде «Здоровое питание». В любое время вы можете подойти к этому стенду, сверить свой домашний, школьный рационы питания и при необходимости дополнить его продуктами, согласно правилам здорового рациона.
Вывод: С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.
Физическая разминка (2 мин.)
Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности.
Полезно – руки вверх
Вредно – приседаем
Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб, сало и т.д
Вывод: немного размялись и эмоционально отдохнули.
Первичная проверка понимания (7 мин.)
Цель: на основе выводов групп сформулировать правильную мысль и сверить вновь созданное утверждение с эталоном.
Учитель:
-Попробуем закрепить наши знания, исправив ошибочные утверждения.
(Текст на карточках. Работа в группе.)
Текст: Дорогой друг! Если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты. Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать.
Дети работают в группах. Затем представляют результат работы, сверяют с эталоном на карточке, которую вывешивает на доску учитель, и дают взаимную оценку результату работы групп и совместной работы.
Первичное закрепление (6 мин.)
Цель: первичное закрепление понятия «Здоровое питание».
Учитель:
-Продолжим работу в группах. Для этого я хочу предложить вам интереснейшую деятельность! Сейчас мы будем проходить онлайн- викторину, на которую выйдем по ссылке, данной в документе. Работу начинаем одновременно, по инструкции.
- Откройте документ с названием «Ссылка»,
-Найдите ссылку на документе, поставьте на него курсор мышки.
-Одновременно левой рукой нажмите клавишу CTRL, которая находится в левом нижнем углу клавиатуры,
-Щелкните два раза мышкой по ссылке, и вы выйдете на онлайн викторину для детей, которая называется «Правила здорового питания»
Поднимите руку, у кого получилось?
Учитель контролирует деятельность обучающихся в группах, при необходимости помогает, проверяет готовность групп к дальнейшей работе по выполнению онлайн викторины.
Учитель:
- Начинаем работу. Читаем задание совместно в группе, нажимаем на правильный ответ, переходим к следующему вопросу. Выполняем. В викторине 10 вопросов. Жду готовности групп.
(Дети выполняют викторину, которая вызывает в некоторых случаях затруднения, но работая в группе эти затруднения решаются)
https://edu-time.ru/vics-online/vc-2-pitanie.ht
Учитель:
-Какие трудности возникли при ответе на вопросы викторины?
Дети:
- Там были задания, о которых мы сегодня на занятии не говорили. Нам пришлось думать и отвечать самим, пользуясь логическим мышлением, общаясь между собой.
Учитель:
-Интересно было выполнять такие задания?
Дети:
-Да, очень интересно!
Учитель:
Сейчас я выдам скриншоты онлайн- викторины командирам, они продублируют те ответы, которые вы отметили при её прохождении. Это сделаем для дальнейшей работы над ошибками, допущенными при выполнении задания.
Командиры групп: берут выданные распечатки онлайн- викторины, отмечают ответы.
Учитель:
Пока командиры работают, подведем итог нашей деятельности.
-Вывод: благодаря заданию, которое выполняли, закрепили и углубили знания по изучаемой теме.
Рефлексия (подведение итога) (3 мин.)
Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
Учитель:
-Итак, всем внимание. Наш классный час подходит к концу. Пока командиры выполняют последнее задание, подведем итог нашей работы.
Мы посмотрели презентации, данные группам на изучение темы.
Вы сформулировали новые знания, предложенные в ваших презентациях?
Вы закрепили новые знания различными игровыми способами?
Мы достигли поставленной цели? (показывает цель, записанную на доске)
(Дети утвердительно отвечают)
Учитель:
-Я попрошу вас озвучить результат своей деятельности на уроке, по желанию ответив на вопросы:
Самым интересным на классном часе было…
Для меня было особенно трудно…
(Дети высказывают своё мнение о занятии, степень своей активности и заинтересованности, определяют степень важности изученного материала для дальнейшего применения, отвечая на вопросы рефлексии, командиры сдают ответы викторины для дальнейшей работы над ошибками в классе. Если позволяет время, ответы на вопросы викторины можно обсудить)
Учитель:
Мы очень плодотворно сегодня поработали. Молодцы ребята!
-Покажите ваше настроение.
(Дети показывают «Смайлик» настроения)
Вывод: занятие прошло познавательно, успешно, цели и задачи выполнены.
9.Заключение. (1 мин)
Цель: организованно закончить мероприятие.
Учитель:
Чтобы организованно закончить наш классный час, я предлагаю группам хоровым чтением прочесть по одной строке заключительного стихотворения.
(Одна строка с номером из текста стихотворения лежит на столах у групп. Дети по порядку хором читают предложенную им строчку. Последнюю строку читает учитель, таким образом заканчивая стихотворение)
Текст стихотворения по строчкам для работы в группах.
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и весёлым,
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед
Учитель: А на ужин – винегрет!
Учитель:
На этом наш классный час подошёл к концу. До новых встреч!