Классный час "Мои права и обязанности»
Классный час "Мои права и обязанности» (5-й класс)
Цели: 1. Формирование правовой культуры учащихся.
2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
5. Формировать положительное отношение к правам других.
Ход мероприятия
1. Беседа.
– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый. Щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок ,если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).
Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?
– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?( Знать, что хорошо, а что плохо. Знать о том, как вести себя. Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.)
Посмотрите друг на друга. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?( ответы учеников)А еще все мы имеем права. И мы сегодня поговорим о правах детей.
2.Слово юристов.
Вспомним историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы. Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям».Все изменилось в 20 веке.
Ребята, сейчас все права детей всего мира записаны в специальном документе- Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии.
ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».
около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями
120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу
Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому что он – человек.
( О конвенции)
Как видите, дети имеют немало прав.
( раздать на парты, повесить на доску)
Права ребенка.
право на имя и гражданство (ст.7)
право на защиту жизни, чести, достоинства (ст.16)
право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)
право на свободу выражения мнения (ст. 13).
право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание) (ст.5, 9, 10, 18)
право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей (ст. 19, 20)
право на жизнь (ст. 6)
право на достойный уровень жизни (ст. 27)
право на охрану здоровья (ст. 24)
право на получение медицинской помощи (ст. 25)
право на образование (ст. 28)
право на получение информации, способствующей всестороннему развитию (ст. 17)
право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества (31)
от любого вида опасности или насилия (ст.34, 37)
от похищения и торговли людьми (ст. 35)
от эксплуатации детского труда (ст.32)
от злоупотребления наркотиками (ст. 33)
Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят герои любимых мульфильмов. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права.( Видеонарезка)
(Приложение 5)
4.Разбор ситуаций «Права и обязанности»Но вместе с правами у вас есть обязанности. Об этом записано в статье 29 Декларации прав человека :«Но все права связаны с обязанностями».
Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.
Давайте проверим все ли обязанности мы с вами перечислили:
Обязанности детей
Каждый ребенок обязан:
слушаться родителей или лиц их заменяющих
принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны
получать основное общее образование
соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах
уважать права и культурную самобытность других лиц
Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей. Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно? А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки. Вот мы опять вернулись к нашим человечкам, то есть нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.
Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Петров?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети. Конвенцию «О правах ребенка».
Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?
Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей: - Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
А теперь обратимся к литературному герою Ваньке Жукову , герою рассказа А.П.Чехова.
( Читают письмо)
Какие права нарушены?
5.Беседа. « Ответственность детей»
Каждый ребенок несет ответственность:
перед своей совестью
перед родителями или лицами их заменяющими
перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.
Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:
исключение из школы
возмещение причиненного вреда
уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.
С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность
6.Игра «Детективы»
По описанию назвать героя сказки
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.
Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.
Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.
Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.
Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)
8.Музыкальная минутка ( Приложение 2)
9.Подведение итогов (рефлексия)Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Игра ВЕРНО-НЕВЕРНО.
Из предложенных утверждений, выбрать те которые являются правильными
Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Конвенции прав ребенка, независимо от богатства его родителей, цвета кожи, религиозных, политических и иных убеждений | | Каждый ребенок имеет право на достойное образование, на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилье, питание и развлечения | |
На все, что изложено в Конвенции ООН могут рассчитывать только: отличники дети с темным цветом кожи дети, которые любят молоко с пенками | | на достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей; на достойное жилище – дети строителей; на хорошее питание – дети поваров, на полноценное образование – дети учителей. | |
Каждый ребенок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья | | Государство должно заботиться о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами. | |
Каждый ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на заботу, а также специальное образование и медицинский уход. | | Каждый ребенок имеет право на любовь и внимание окружающих его людей | |
Ребенок с физическими или психическими недостатками должен заботиться о себе сам. | | Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. А сам ребенок не обязан ни о ком заботиться. | |
Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право быть гражданином своей страны и право на собственное имя. | | Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать имена им не надо. Дети должны обращаться к друг другу по кличкам или прозвищам. Гражданство, как не имеющее никакого значения отменяется. | |
Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своими родителями, кроме исключительных случаев. | | Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование в средней школе. | |
Ребенка нужно разлучать с родителями, если они: запрещают ему круглосуточно смотреть телевизор регулярно проверяют дневник заставляют есть кашу | | Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование только по телевизору. Обязательными учебными предметами являются только музыка и физкультура. | |
В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства. | | Всех детей, лишившихся семьи, должен усыновить Президент страны. | |
Образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом должны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка. | | Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь в первую очередь. | |
Образование, игры и развлечения должны помочь вырасти ребенку здоровым и сильным. Культурным быть не обязательно. | | Каждый ребенок первым прибежавший к месту получения защиты и помощи, первым их получает. Все остальные получают по подзатыльнику. | |
Ни один ребенок не может быть продан или куплен. | | Ни один ребенок не может быть куплен или продан, но может быть заменен на более послушного и вежливого. | |
Ребенок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для его здоровья, умственного и физического развития. | | В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между всеми народами Земли. | |
Ребенок ни в коем случае не должен помогать родителям по хозяйству, в уборке квартиры, на своем столе и т.д., так как это непосильный для его возраста труд. Чтение интересных и полезных книг, выполнение домашнего задания являются вредными для здоровья, умственного и физического развития ребенка. | | В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания в отношении знакомых ему народов. А с незнакомыми народами нужно драться. | |
В каждом ребенке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить всем людям. | | В каждом ребенке должно воспитываться сознание того, что его энергия и способности должны служить только ему. | |
| | | |
правильно | неправильно |
1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)
2. В Конвенции о правах ребенка перечислены только права. Это верно? (нет, также обязанности и ответственность детей)
3. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)
4. Что порождает каждое право? (обязанность)
ВЫВОД: каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.
Учитель: послушайте сказку и сделайте вывод.
Три товарища (курдская сказка).
Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего.
Спросил одного:
- Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
- Эти двое ослы, - ответил гость, - им со мной рядом сидеть не положено.
Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:
- Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.
- След моей ноги дороже их голов, - ответил гость. - Они - собаки.
Наконец хозяин вызвал третьего:
- Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать.
- Оба они умнее меня и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них.
Хозяину понравился этот ответ:
- Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол.
И велел хозяин своим слугам:
- Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой - костей, а на третий - всё, что полагается для дорогого гостя.
Удивились гости. А хозяин говорит:
- Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано...
Вывод прост: относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Главная обязанность каждого человека- при всех обстоятельствах оставаться человеком.
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Права ребенка.
право на имя и гражданство (ст.7)
право на защиту жизни, чести, достоинства (ст.16)
право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14)
право на свободу выражения мнения (ст. 13).
право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание) (ст.5, 9, 10, 18)
право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей (ст. 19, 20)
право на жизнь (ст. 6)
право на достойный уровень жизни (ст. 27)
право на охрану здоровья (ст. 24)
право на получение медицинской помощи (ст. 25)
право на образование (ст. 28)
право на получение информации, способствующей всестороннему развитию (ст. 17)
право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества (31)
от любого вида опасности или насилия (ст.34, 37)
от похищения и торговли людьми (ст. 35)
от эксплуатации детского труда (ст.32) от злоупотребления наркотиками (ст. 33)