Классный час на тему «Мы, наши права и наши обязанности» (классный час приурочен ко Дню Конституции)
Цель: воспитание гражданской ответственности; развитие представлений о правах и о своих обязанностях; развитие навыка уважать чужие права.
Задачи:
- познакомить учащихся с Конституцией РФ;
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
-помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
- воспитывать уважение к правам других;
-развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Направление: гражданско-патриотическое воспитание
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов
Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с правами и обязанностями граждан страны.
Ход классного часа:
-Ребята, сегодняшний классный час будет посвящен очень важной дате, которую наша страна отмечает 12 декабря. Что это за дата, вы узнаете чуть позднее.
-А сейчас я расскажу вам сказку. На одной планете было образовано два государства. Одно называлось Можно, а другое – Нельзя. У каждого из государств были свои законы и правила. В государстве Можно не было никаких запретов, разрешено было всё: оскорблять, воровать, не ходить в школу. В государстве Нельзя было все по-другому: там нельзя было грабить, убивать, унижать и оскорблять другого человека.
СЛАЙД 1.
-В каком из этих государств вам бы хотелось проживать? Почему? Что произойдет в государстве, если не будет ни каких запретов?
-Послушайте продолжение сказки.
Жители государств Можно и Нельзя постоянно враждовали. И вот однажды ночью государство Можно неожиданно напало на государство Нельзя, захватило его половину и установило свои порядки. Что тут началось, страшно себе даже представить!
СЛАЙД 2.
Со временем государство Можно пришло в упадок: ничего не строилось, не производилось. Жителям страны негде было жить, нечего было кушать, на улицу они практически перестали выходить. А государство Нельзя процветало.
Тогда жители государства Можно обратились к жителям государства Нельзя с просьбой о помощи. Долго вели переговоры правители стран, в итоге пришли к решению: объединиться и создать государство Законию. В новом государстве издали разные законы, которые разъясняли жителям что можно, а что нельзя. Постепенно в государстве был установлен порядок, все жители обрели покой, были довольны и счастливы.
СЛАЙД 3.
- Все мы с детства знаем строки из известной сказки Пушкина: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Они говорят нам о том, что из любой сказки можно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно.
-Чему учит нас сказка о государствах Можно и Нельзя?
-Если жители государств будут жить по законам и сплочённо, то во всем будет порядок, люди будут жить счастливо и спокойно.
-А есть ли в нашей стране какие-то законы или правила? Если да, то где их можно прочитать?
-Основным законом нашего государства является Конституция. В ней записаны основные правила, по которым живут жители России.
(Показать книгу)
-Чтобы подробнее узнать о Конституции, предлагаю отправиться на сайт «Президент России гражданам младшего школьного возраста».
СЛАЙД 4.
-В ходе виртуальной экскурсии мы получим ответы на вопросы: Что такое Конституция Российской Федерации? Когда и как была принята Конституция РФ? Что сказано в нашей Конституции? Что гражданам России можно, а что нельзя?
http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/
-Что же такое Конституция РФ?
-Почему День Конституции отмечается 12 декабря?
-Получили ли вы подробный ответ на вопрос: Что можно, а что нельзя гражданам России?
-Попытаемся найти ответы на данный вопрос. Для этого более подробно остановимся на некоторых статьях Конституции.
-Всего в Конституции 9 глав. Вторая глава называется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе записаны права и обязанности граждан РФ.
-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности? (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
-Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в Конституции.
(Карточки с названиями прав и обязанностей размещаются на доске)
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Каждый имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется государством. (Нельзя унижать людей, жестоко с ними обращаться). Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Жилище неприкосновенно. (Без разрешения хозяев нельзя заходить к ним в дом). Труд свободен. (Человек сам выбирает профессию по душе. Принудительный труд запрещен). Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый имеет право на образование. | Каждый обязан платить налоги и сборы. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Долг и обязанность гражданина- Защита Отечества. Каждый обязан соблюдать законы. |
-Это только некоторые из прав, записанных в Конституции РФ.
- Какими правами вы пользуетесь? Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей? (Свободные высказывания учащихся).
-Мы сегодня уже говорили о том, что сказки на примере положительных и отрицательных героев помогают нам понять, что правильно и неправильно, что такое добро, а что такое зло. Попробуйте выяснить, какие права литературных героев нарушены, либо какими правами воспользовались герои в известных вам сказках.
(Формируется 6 групп. Организуется двигательная активность учащихся.)
-Выполнять задание будете в группах. Каждая группа получает 2 набора карточек. В первом наборе иллюстрации к сказкам, во втором записаны права. Проанализируйте сказку и определите, какие права литературных героев были в ней нарушены, либо каким правом воспользовались персонажи.
(Если учащиеся затруднятся по картинке определить, какое право нарушено, на обратной стороне карточки можно посмотреть подсказку)
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
DOCX / 1.99 Мб
Х.К.Андерсен «Гадкий утенок».
Вспомните, как относились к Гадкому утенку на птичьем дворе. Какое право было нарушено в этой сказке?
(Ответ: Достоинство личности охраняется государством. Нельзя унижать людей, жестоко с ними обращаться).
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Мачеха настолько завидовала красоте своей падчерицы, что решила отравить красавицу. Она пропитала яблоко ядом и в виде старухи преподнесла царевне за ее доброту. Какое право нарушила мачеха?
(Ответ: Каждый имеет право на жизнь).
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Папа Карло подарил Буратино Азбуку. Он надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…
(Ответ: Каждый имеет право на образование.)
Шарль Перро "Золушка, иои хрустальная туфелька".
Злая мачеха заставляла свою падчерицу делать всю домашнюю работу. Какое право Золушки постоянно нарушала мачеха?
(Отчет: Труд свободен. Человек сам выбирает профессию по душе. Принудительный труд запрещен).
К.И.Чуковский «Айболит».
Каким правом воспользовалис ь звери в сказке К.Чуковского «Айболит»?
(Ответ: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)
Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Вспомните, в каких избушках жили герои. Кто из героев и какое право нарушил?
(Ответ: Жилище неприкосновенно. Без разрешения хозяев нельзя заходить к нему в дом).
-Давайте проверим, как вы справились с заданием.
(Ответы учащихся комментируются, уточняются).
СЛАЙДЫ 5-10.
-У людей есть много прав, но часто происходят ситуации, когда эти права нарушаются. Такое случается не только в сказках, но и в реальной жизни. Права придумали люди, и мы с вами уже говорили о том, что с правами лучше жить, но эти права должны быть одинаковыми для всех и никто не должен их нарушать.
-Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте.
-Ребята, законы существуют не только у каждой страны, но и в каждой семье тоже устанавливаются свои законы и правила. У каждого члена семьи есть свои права и обязанности, которые необходимо выполнять. В качестве домашнего задания предлагаю каждому совместно со своей семьей составить чек-лист «Мои обязанности в семье». На одном из следующих классных часов вы расскажите о реализации своих чек-листов.
Источники:
https://infourok.ru/konspekti-k-zanyatiyam-po-pravovomu-vseobuchu-418360.html
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/
Иллюстрации:
https://i.ytimg.com/vi/_a0QJMSoXjY/maxresdefault.jpg
https://img.1tv.com/img/2020-05-18/fmt_96_124_5.png
https://kircbs.ru/userfiles/image/Kalendar/Mart_2021/34.jpg
http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Prava-cheloveka/0015-042-SHarl-perro.jpg
https://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cab880e4850.jpg
http://cdn01.ru/files/users/images/da/c2/dac2f37405973954fb68425785d1383a.png
http://miam-images.m.i.pic.centerblog.net/965f77fa.png
https://img-fotki.yandex.ru/get/9832/39663434.54b/0_978b8_5daeb075_XL.png
https://molodejjport.ru/history-raw/img/635339384.php.jpg
https://free-png.ru/wp-content/uploads/2021/03/5ca60b2008416169e89b7522-ca09da7c.png
http://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2018/06/pb-detki.jpg
https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614549726_22-p-semya-na-belom-fone-26.png
https://otvet.imgsmail.ru/download/u_efda5d2098d1c54be69d88373676bfe5_800.png
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна