12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83914
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Цель: воспитание гражданской ответственности; развитие представлений о правах и о своих обязанностях; развитие навыка уважать чужие права.

Задачи:

- познакомить учащихся с Конституцией РФ;

- развивать познавательный интерес к своей Родине;

-помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

- воспитывать уважение к правам других;

-развивать познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Направление: гражданско-патриотическое воспитание

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов

Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с правами и обязанностями граждан страны.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 3.99 Мб


Ход классного часа:

-Ребята, сегодняшний классный час будет посвящен очень важной дате, которую наша страна отмечает 12 декабря. Что это за дата, вы узнаете чуть позднее.

-А сейчас я расскажу вам сказку. На одной планете было образовано два государства. Одно называлось Можно, а другое – Нельзя. У каждого из государств были свои законы и правила. В государстве Можно не было никаких запретов, разрешено было всё: оскорблять, воровать, не ходить в школу. В государстве Нельзя было все по-другому: там нельзя было грабить, убивать, унижать и оскорблять другого человека.

СЛАЙД 1.


s1633586328.JPG

-В каком из этих государств вам бы хотелось проживать? Почему? Что произойдет в государстве, если не будет ни каких запретов?

-Послушайте продолжение сказки.

Жители государств Можно и Нельзя постоянно враждовали. И вот однажды ночью государство Можно неожиданно напало на государство Нельзя, захватило его половину и установило свои порядки. Что тут началось, страшно себе даже представить!

СЛАЙД 2.


b1633586347.JPG

Со временем государство Можно пришло в упадок: ничего не строилось, не производилось. Жителям страны негде было жить, нечего было кушать, на улицу они практически перестали выходить. А государство Нельзя процветало.

Тогда жители государства Можно обратились к жителям государства Нельзя с просьбой о помощи. Долго вели переговоры правители стран, в итоге пришли к решению: объединиться и создать государство Законию. В новом государстве издали разные законы, которые разъясняли жителям что можно, а что нельзя. Постепенно в государстве был установлен порядок, все жители обрели покой, были довольны и счастливы.

СЛАЙД 3.


w1633586368.JPG

- Все мы с детства знаем строки из известной сказки Пушкина: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Они говорят нам о том, что из любой сказки можно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно.

-Чему учит нас сказка о государствах Можно и Нельзя?

-Если жители государств будут жить по законам и сплочённо, то во всем будет порядок, люди будут жить счастливо и спокойно.

-А есть ли в нашей стране какие-то законы или правила? Если да, то где их можно прочитать?

-Основным законом нашего государства является Конституция. В ней записаны основные правила, по которым живут жители России.

(Показать книгу)

-Чтобы подробнее узнать о Конституции, предлагаю отправиться на сайт «Президент России гражданам младшего школьного возраста».

СЛАЙД 4.


j1633586385.JPG

-В ходе виртуальной экскурсии мы получим ответы на вопросы: Что такое Конституция Российской Федерации? Когда и как была принята Конституция РФ? Что сказано в нашей Конституции? Что гражданам России можно, а что нельзя?

http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/


z1633586844.JPG
g1633586833.JPG
c1633586822.JPG
e1633586811.JPG
f1633586801.JPG

-Что же такое Конституция РФ?

-Почему День Конституции отмечается 12 декабря?

-Получили ли вы подробный ответ на вопрос: Что можно, а  что нельзя гражданам России? 

-Попытаемся найти ответы на данный вопрос. Для этого более подробно остановимся на некоторых статьях Конституции.

-Всего в Конституции 9 глав. Вторая глава называется «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе записаны права и обязанности граждан РФ.

-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности? (Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

-Давайте посмотрим,  о каких правах и обязанностях говорится в  Конституции.

(Карточки с названиями прав и обязанностей размещаются на доске)



КАРТОЧКИ
DOCX / 20.27 Кб


Права и свободы граждан

Обязанности граждан

 Каждый имеет право на жизнь.

Достоинство личности охраняется государством. (Нельзя унижать людей, жестоко с ними обращаться).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Жилище неприкосновенно. (Без разрешения хозяев нельзя заходить к ним в дом).

Труд свободен. (Человек сам выбирает профессию по душе. Принудительный труд запрещен).

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый имеет право на образование.

Каждый обязан платить налоги и сборы.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Долг и обязанность гражданина- Защита Отечества.

Каждый обязан соблюдать законы.


-Это только некоторые из прав, записанных в Конституции РФ.

- Какими правами вы пользуетесь? Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей? (Свободные высказывания учащихся).

-Мы сегодня уже говорили о том, что сказки на примере положительных и отрицательных героев помогают нам понять, что правильно и неправильно, что такое добро, а что такое зло. Попробуйте выяснить, какие права литературных героев нарушены, либо какими правами воспользовались герои в известных вам сказках.

(Формируется 6 групп. Организуется двигательная активность учащихся.)

-Выполнять задание будете в группах. Каждая группа получает 2 набора карточек. В первом наборе иллюстрации к сказкам, во втором записаны  права. Проанализируйте сказку и определите, какие права литературных героев были в ней нарушены, либо каким правом воспользовались персонажи.

 (Если учащиеся затруднятся по картинке определить, какое право нарушено, на обратной стороне карточки можно посмотреть подсказку)



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
DOCX / 1.99 Мб


 Х.К.Андерсен «Гадкий утенок».

Вспомните, как относились к Гадкому утенку на птичьем дворе. Какое право было нарушено в этой сказке?

(Ответ: Достоинство личности охраняется государством. Нельзя унижать людей, жестоко с ними обращаться).

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Мачеха настолько завидовала красоте своей падчерицы, что решила отравить красавицу. Она пропитала яблоко ядом и в виде старухи преподнесла царевне за ее доброту. Какое право нарушила мачеха?

(Ответ: Каждый имеет право на жизнь).

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Папа Карло подарил Буратино Азбуку. Он надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

(Ответ: Каждый имеет право на образование.)

Шарль Перро "Золушка, иои хрустальная туфелька".

Злая мачеха заставляла свою падчерицу делать всю домашнюю работу. Какое право Золушки постоянно нарушала мачеха? 

​​​​​​​(Отчет: Труд свободен. Человек сам выбирает профессию по душе. Принудительный труд запрещен).

К.И.Чуковский «Айболит».

Каким правом воспользовалис ь звери в сказке К.Чуковского «Айболит»?

(Ответ: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Вспомните, в каких избушках жили герои. Кто из героев и какое право нарушил?

(Ответ: Жилище неприкосновенно. Без разрешения хозяев нельзя заходить к нему в дом).

-Давайте проверим, как вы справились с заданием.

(Ответы учащихся комментируются, уточняются).

СЛАЙДЫ 5-10.


w1633586713.JPG
v1633586703.JPG
a1633586691.JPG
s1633586680.JPG
f1633586669.JPG
y1633614910.JPG

-У людей есть много прав, но часто происходят ситуации, когда эти права  нарушаются. Такое случается не только в сказках, но и в реальной жизни. Права придумали люди, и мы с вами уже говорили о том, что с правами лучше жить, но эти права должны быть одинаковыми для всех и никто не должен их нарушать.

-Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте.

-Ребята, законы существуют не только у каждой страны, но и в каждой семье тоже устанавливаются свои законы и правила. У каждого члена семьи есть свои права и обязанности, которые необходимо выполнять. В качестве домашнего задания предлагаю каждому совместно со своей семьей составить чек-лист «Мои обязанности в семье». На одном из следующих классных часов вы расскажите о реализации своих чек-листов.


k1633586635.JPG

Источники:

https://infourok.ru/konspekti-k-zanyatiyam-po-pravovomu-vseobuchu-418360.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/06/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-v

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/06/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-v

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_%C2%ABkonstitutciya__osnovnoj_zakon_gosudars_202752.html

Иллюстрации:

https://i.ytimg.com/vi/_a0QJMSoXjY/maxresdefault.jpg

https://img.1tv.com/img/2020-05-18/fmt_96_124_5.png

https://kircbs.ru/userfiles/image/Kalendar/Mart_2021/34.jpg

http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Prava-cheloveka/0015-042-SHarl-perro.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%BE%20%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BB%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=20647&source=wiz&pos=10&img_url=http%3A%2F%2F900igr.net%2Fdatai%2Fobschestvoznanie%2FPrava-cheloveka%2F0015-042-SHarl-perro.jpg&rpt=simage

https://printonic.ru/uploads/images/2016/02/22/img_56cab880e4850.jpg

http://cdn01.ru/files/users/images/da/c2/dac2f37405973954fb68425785d1383a.png

http://miam-images.m.i.pic.centerblog.net/965f77fa.png

https://img-fotki.yandex.ru/get/9832/39663434.54b/0_978b8_5daeb075_XL.png

https://molodejjport.ru/history-raw/img/635339384.php.jpg

https://free-png.ru/wp-content/uploads/2021/03/5ca60b2008416169e89b7522-ca09da7c.png

https://1.bp.blogspot.com/-P7dsU-33ItM/YGNXJmPWU0I/AAAAAAABB18/ohCxiYhcEOAgG0V56Oe0ywBz55NJ_Y0MACLcBGAsYHQ/s1155/home_DoV%2B%252815%2529.png

https://creazilla-store.fra1.digitaloceanspaces.com/cliparts/34071/business-men-handshake-clipart-md.png

http://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2018/06/pb-detki.jpg

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614549726_22-p-semya-na-belom-fone-26.png

https://otvet.imgsmail.ru/download/u_efda5d2098d1c54be69d88373676bfe5_800.png


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Куликова Ирина Геннадьевна, 07.10.21 в 09:41 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный и яркий ресурс!

Отредактировано 07-10-2021 09:42

Сорокина Светлана Валерьевна, 07.10.21 в 10:13 2Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, благодарю за внимание к моей публикации.
Елена Владимировна, 07.10.21 в 16:36 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Валерьевна! С Вашего разрешения беру в копилку, проведу классный час для пятиклассников.
Сорокина Светлана Валерьевна, 07.10.21 в 16:50 2Ответить Пожаловаться
Всегда рада помочь коллегам!
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.10.21 в 17:09 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и грамотно выполненный ресурс!

Отредактировано 07-10-2021 17:09

Сорокина Светлана Валерьевна, 07.10.21 в 18:02 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.10.21 в 19:39 1Ответить Пожаловаться
Очень хорошо все получилось, спасибо!
Сорокина Светлана Валерьевна, 07.10.21 в 19:49 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталья Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.