12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хикматуллина Лилия Газимовна219



Конспект классного часа

«ДОРОГОЮ ДОБРА»

Цели и задачи:


формировать в сознании детей понятие «доброта»;

развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;


Планируемые результаты:


Личностные: соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий;

контроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные: способность к познанию окружающего мира;

готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе; умение строить небольшие монологические высказывания; умение слушать товарищей и высказывать собственное мнение.


Оборудование: презентация к классному часу, видеозапись, аудиозапись, 5 конвертов для команд с пословицами, бумажная кукла, цветок «доброты»


Презентация
PPTX / 2.1 Мб

Ход классного часа

Учитель. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.


- я вам расскажу древнюю притчу (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.)


- а вы подумайте, о каком качестве человека пойдет речь на нашем занятии


Юноша и морские звезды


Как – то раз на рассвете один старик шел по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звезд и бросавшего их в воду.

Поравнявшись, наконец, с юношей, старик спросил его, зачем он это делает.

Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звезды умрут, если их оставить под лучами солнца. «Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звезд миллионы, - возразил старик. – Что толку в твоих усилиях?».

Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке, бросил её в море и произнес: «Толк есть – для этой звезды и тех, кого я уже бросил».



- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)
- Вы совершенно правы. Сегодня мы поговорим о доброте и добрых поступках.


Учитель. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от него, его сердца. Именно человек, его душа являются источником добра и зла.

Если в человеке есть чуткость, понимание, доброжелательность и милосердие, он как человек состоялся.


- Прочтите тему нашего классного часа. (Слайд 1)


Учитель: Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете? (ответы детей)

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.


Словарь:

Учитель: Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, Егор нам расскажет, что он прочитал в словаре, что же такое доброта?


Ученик : Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. (слайд 2).


-Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей) 


– Добрый человек это тот, кто любит людей, животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь. 
– Добрый человек любит природу и бережет ее. 
– Добрый человек любит птиц и помогает им выжить в зимнюю стужу. 
– Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в обращении с друзьями и взрослыми. 
– Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям.



Учитель: (Слайд 3)


Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

(Слайд 4)

Вторая ученица: Добрым быть совсем, совсем не просто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы, с тобой добрей.

Пословицы и поговорки:

Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.

Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.


Пословицы и поговорки.
DOCX / 12.95 Кб

Ребята работают в группах (Слайд 5)



1 группа


Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила.

Злой не верит,

что есть добрый.

Без добрых дел

нет доброго имени.




2 группа


На добрый привет -

добрый ответ.

Жизнь дана на -

добрые дела.

Не одежда красит человека,

а его добрые дела.


3 группа



Добрые слова

дороже богатства.

Доброе слово лечит,

а злое калечит.

Худо тому,

кто добра не делает никому.








4 группа


Добро помни,

а зло забывай.

Доброе слово

и железные ворота открывает.

Что посеешь,


то и пожнешь.









5 группа



За добро


добром платим.


Доброе слово человеку,

что дождь в засуху.

Добро сделанное втайне,

оплатится явно.











Учитель: Проверим, что у вас получилось:

Дети читают собранные пословицы.

Объяснялки. (Слайд 6)

Учитель: Как вы понимаете смысл пословиц? (ответы детей)

«Без добрых дел нет доброго имени»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Доброе слово лечит, а злое калечит»


Учитель: Поговорим об этом подробнее.


кукла
DOCX / 81.39 Кб

Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, и будете причинять ей боль, загибая край бумаги.

(Ученица называет обидные слова и загибает края куклы)


Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?

- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).


- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

(Дети по очереди называют слова)


- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?


Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.

Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека. (Слайд 7)


3 ученица Утешить можно им, помочь

Развеселить, совет дать снова

Но ты запомни лишь одно

Всегда должно быть добрым слово.

Ах; как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.


Учитель: Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)


Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.


Физминутка Учитель: А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.

Можно ли назвать добрым человека, который:

делает что-то полезное для людей;

делает домашнее задание за кого-то;

ждёт, когда его позовут на помощь;

переводит старушку через дорогу;

накормит бездомного котёнка;

заберёт обратно подаренную вещь;


Учитель: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра.


- Но помимо доброты, добрых поступков ,есть люди ,которые совершают противоположные поступки.


- Назовите антонимы к слову доброта, добро (зло, жестокость)


- Что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье... (дети продолжают).



И сейчас я хочу предоставить слово … узнаем, откуда берётся зло.

Ученица: Откуда берётся зло? От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло - это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. Мы предлагаем вам посмотреть этот фильм и задуматься.


Демонстрируется клип «Жестокость»

Ученица: Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло.

Словами, мыслями, делами

Твори добро, борись со злом.

Всегда, везде, где только сможешь,

А главное - в себе самом.


Добро и зло на чашах весов.
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (ответы детей)
-Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь ).
Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили, запишите на капельках добра и положите их на другую чашу весов.
(Дети подходят по одному к весам и кладут на чашу свою «капельку»


капля
DOCX / 116.37 Кб

Звучит песня «Дорогою добра»


Учитель: Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не

Напрасно был прожил

На свете живешь ты не зря !


Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».




Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки — в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда Человек оставляет после себя добрый след. 



Учитель. Мы знаем, что в каждом человеке, наряду с положительными качествами, существуют и отрицательные. Один ученый назвал их нашими «драконами».

«Драконы» мешают нам в жизни, в общении с людьми, достижении намеченной цели. Чтобы «приручить своих драконов», надо хорошо знать себя, видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера.


злые добрые чувства
DOCX / 13.74 Кб

Давайте распределим чувства на добрые и злые.


Добрые чувства. Злые чувства.

любовь безразличие

дружба равнодушие

доверие непонимание

симпатия злоба

радость ненависть

внимание вражда

понимание антипатия

забота недоверие


Учитель: Мы должны воспитывать в себе добрые человеческие чувства и прежде всего доброту, душевную отзывчивость, готовность прийти на выручку.


Учитель. Выполните следующие задания.


Задание 1. Напишите 1-2 отрицательных качества своего характера, которые вам мешают ( ваши «драконы»)

Задание 2. Напишите 1-2 качества, которые вы хотите приобрести для того, чтобы они помогали вам в дальнейшей жизни.

(Ребята обдумывают свои ответы, записывают их на листочках, затем листочки с отрицательными качествами ребята рвут на мелкие кусочки.)



Учитель. Наш классный час подходит к концу. Что полезного вы извлекли из нашей беседы? Чему научил вас наш классный час? (высказывания ребят)


-Каким делает человека доброта?

(Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах).


-Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

( любить людей, знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких людей.)


Можно ли научиться доброте, добросердечности? Как это сделать?


Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:


Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником – со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься – и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым.

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрым делом помочь.


Всё высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:

-простить обиду;

-поделиться последним с другом;

-уступить слабому;

-пожертвовать незнакомому человеку;

-заботиться о стариках;

-помочь;

-утешить;

-пожертвовать.

Надеюсь, каждый из вас задумался: а все ли у меня так хорошо? А обладаю ли я этими качествами?


Мне кажется, если каждый из нас от души будет делать добро незнакомому человеку или животному, это уже оправдание званию человека.


Как тот добрый юноша успел помочь нескольким морским звездам, так и мы можем успеть сделать что-то доброе для окружающих. Просто надо оглянуться вокруг: может кому-то, прямо сейчас нужна наша помощь, наше доброе слово? Не надо проходить мимо, не надо быть равнодушным и черствым. Не нужно и специально ждать момента, чтобы совершить доброе дело, или совершать их тогда, когда нас кто-то видит и может похвалить за это. Просто надо улыбнуться и поздороваться с прохожим, успокоить плачущего малыша, помочь дома родителям, не грубить взрослым. Добрые дела вечны, они постоянны. Как из секунд складывается время, так и из наших незаметных добрых поступков рождается доброе сердце. Если все станут немного добрее друг к другу, то и зла на нашей Земле будет меньше.


Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живём на Земле.


Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.