Классный час «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Первый урок
«О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!»
Тема: «Героям – слава, память и почёт»
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня!
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!
Задачи первого урока:
- углубить знания обучающихся о событиях Великой Отечественной войны;
- расширить знания обучающихся о земляках – героях Великой Отечественной войны;
- воспитать патриотов Родины, способных встать на защиту государственных интересов страны;
- формировать эмоционально-чувственную сферу и ценностные ориентиры личности ребёнка;
- содействовать становлению и проявлению субъективности и индивидуальности обучающегося;
- содействовать формированию и развитию классного коллектива как благоприятной среды развития патриотизма обучающихся.
- собрать воспоминания своих родных и близких о Великой Отечественной войне
Форма проведения: живая газета.
Ход занятия
(Презентация является неотъемлемой частью конспекта – скелетом классного часа)
Подготовительный этап. Приветствие. Настрой на занятие. Погружение в тему. Постановка проблемы.
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый
Слушаем песню «А может, не было войны», исполнитель Александр Розенбаум, альбом 4 «Эпитафия», 1986
У учащихся на столах раздаточный материал: • Текст песни «А может не было войны». • Из раздаточного материала берем текст песни «А может не было войны». Начинаем работать с текстом. На экране учитель включает слайды, соответствующие строчкам песни (работаем медленно, если есть не понятные слова, останавливаемся, обсуждаем)
А может, не было войны?
А может, не было войны...
И людям всё это приснилось:
Опустошённая земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
А может, не было войны,
И у отца с рожденья шрамы,
Никто от пули не погиб,
И не вставал над миром гриб,
И не боялась гетто мама?
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
Люди, одним себя мы кормим хлебом,
Одно на всех дано нам небо,
Одна земля взрастила нас.
Люди, одни на всех у нас дороги,
Одни печали и тревоги,
Пусть будет сном и мой рассказ.
Пусть будет сном и мой рассказ...
А может, не было войны?
Не гнали немцев по этапу,
И абажур из кожи - блеф,
А Муссолини - дутый лев
, В Париже не было гестапо?
А может, не было войны?
И "шмайсер" - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
А может, не было войны,
И мир её себе придумал? ...
Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?
- Однажды ночью я подумал. ...
А может, не было войны,
И людям всё это приснилось?..
? Можем ли мы дать ответ - Почему мы должны помнить, что война была?
2. Основная часть урока
Учитель: Память о Великой Победе советского народа над бесчеловечным германским нацизмом — одна из основ нашего культурного кода. Вместе празднуя День Победы, наш многонациональный народ ощущает свою сплоченность и солидарность. Это превращает историю Великой Отечественной войны в ключевую тему исторического просвещения и гражданской социализации молодежи.
Не позволяя забыть правду о Второй мировой войне и решающем вкладе нашей страны в общую победу, мы защищаем светлую память наших предков, выступаем за сохранение базовых принципов международного права и мироустройства, способствуем утверждению принципов гуманизма. Отношение к этой памяти определяет сегодня границы между добром и злом, правдой и ложью, союзниками и недоброжелателями.
?- Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем? (высказывания учащихся)
Посмотрите, как трактует данное понятие толковый словарь С.И.Ожегова:
Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
? - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Дети рассуждают.)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Сегодня мы поговорим о мужестве тех, кто защищал нашу землю, кто не щадил себя ради блага Отечества, кто до конца остался и остается верен воинскому и гражданскому долгу – о тех, кого мы называем героями.
Ученик:
Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,
Чтоб стать железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле.
Но ты – солдат и все умей принять:
От поцелуя женского до пули.
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
Учитель: Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.Не только тысячи солдат и офицеров, но и тысячи жителей городов обессмертили свои имена при обороне городов и крепостей.
Ученик:
Герои, вас сегодня прославляем!
Гордится вами вся страна!
Не подведете вы, мы точно это знаем,
Хвала и слава вам на долгие года!
Вы мир наш и покой оберегали,
С победой шли на лютого врага.
Награды заслужили вы, медали
И память верную на долгие века!
Учитель: На защиту Родины встали все. Уходили на фронт эшелоны, создавались партизанские отряды, вставали на трудовую вахту женщины и дети. Ребята, всех героев войны невозможно назвать, но мне бы хотелось рассказать сегодня про тех, кто родился на нашей Донецкой земле.
Наши земляки сражались за нашу Родину в Великой Отечественной войне. 227 донбассовцев удостоены высшей советской награды — звания Героя Советского Союза (двое из них дважды). Это воины, родившиеся или жившие на территории Донецкой и Луганской областей. Люди совершенно разных военных профессий и званий: артиллеристы и танкисты, летчики и десантники, солдаты и сержанты, офицеры и генералы. Роднит их одно — беспримерный подвиг и служение Родине.
Александр Абрамович Удодов. Родился он 25 августа 1917 года в поселке Старомихайловка Марьинского Района Донецкой области, в семье шахтера. Как и все дети того времени, получил семилетнее образование, а потом по стопам отца начал осваивать профессию шахтера. До армии работал на шахте, а в 1938 году был призван в ряды Красной Армии. Проходил службу до 1940 в рядах Вооруженных сил СССР. Он был таким как многие мужчины в то время. И вот – война… Сразу пошел в военкомат проситься на фронт добровольцем, - рассказывает Удодов. – На фронт попал в сентябре сорок первого.
Он был автоматчиком особого назначения. Почти с первых и до последних дней войны был на передовой. В то время он был командиром отделения 997-го стрелкового полка (263-я стрелковая дивизия, 51-я армия, 4-тый Украинский фронт), в звании сержанта.Сержант Удодов Александр Абрамович отличился в боях на подступах к Севастополю.
В источниках записано: «Подступы к городу и весь город были окутаны черным дымом. На его северную окраину вышел 997-й стрелковый полк 263-ей Сивашской дивизии. Путь к городу преградила высота с отметкой 176,2. Она оказалась неприступной. Укрепленная противником дотами и дзотами, она мешала продвижению советских войск. Особенно досаждал дзот, расположенный слева. Его неустанный огонь прижимал штурмующих бойцов к земле. В течение нескольких часов, с большими потерями штурмовали его отчаявшиеся бойцы. Положение усугублялось, а высота не была взята. К комбату подбежал разгоряченный боец.
— Товарищ командир, разрешите испытать удачу, а?
— Ну давай, действуй!
Это был потомственный шахтер, Александр Удодов. Он скрытно пробирался, старательно выверяя позиции, с которой можно накрыть вражеский пулемет гранатой. Вот он подполз с левой стороны и начал стремительно метать гранаты. Однако, вражеский пулемет замолк только на минуту, а затем снова застрочил по бойцам, поднявшимся наверх. Тогда вдруг Удодов бросается к амбразуре, закрывает ее телом. Бойцы, воодушевленные подвигом героя, бросились вперед, подавляя противника яростными атаками. Через некоторое время высота была взята. Путь к Севастополю открыт».
Александр Удодов получил несколько пулевых ранений, однако, остался жив. После перевязки ран, еще продолжал участвовать в бою, пока его часть полностью не освободила Северный район Севастополя.
Это происходило 9 мая 1944 года, ровно за год до Дня Победы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Удодову Александру Абрамовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№5514). Александр Абрамович освобождал Украину, Крым, Белоруссию, воевал в Восточной Пруссии. За мужество и отвагу награжден многими медалями.
В июне 1945 года участвовал в параде Победы на Красной площади в Москве.
Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 5514 (1944), медалью «За отвагу» (1944).
По воспоминаниям родственников, Александр Абрамович был человеком очень скромным, редко говорил о своем подвиге. Только 9 мая надевал свой парадный пиджак, на котором сверкала Звезда Героя. Он был хлебосольным, имел много приятелей, среди них были фронтовики. Увлекался рыбалкой, охотой.
Имя героя Советского союза Александра Абрамовича Удодова, нашего земляка, теперь носит наша школа.
Ученик:
Каким отчаянным же надо быть,
Чтоб собою пулемётное гнездо закрыть.
А так наверное, хотелось жить,
Встречать рассвет, девчат любить.
Но был приказ, освободить деревню,
От своры гитлеровских псов.
Пошли бойцы навстречу свинцовому ливню,
Очищая землю дедов и отцов.
Ученик:
Редел солдатский строй под градом пуль
Летевших через амбразурное окно.
Февраля протяжно ветер дул,
Забивая снег под шинели тонкое сукно.
И залегли бойцы среди торосов,
Укрывшись, чтобы жизни уберечь.
Но встал пехоты рядовой Матросов,
Чтоб на амбразуру эту лечь.
И встали вслед советские солдаты,
Враг побежал, увидев подвиг сей...
...У подвига не может быть конечной даты,
Учитель: Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось пламя войны. Я уверена, что у каждого из вас в семье есть родственники дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки, которые пережили тяжелейшие годы войны. Страшно и обидно, что мы не расспрашиваем своих дедов и прадедов о войне, пока они живы - "вроде бы был, вроде бы воевал, вроде бы имел ордена”. А ведь каждый день на войне - это подвиг. Каждый орден - это победа над страхом и собой. Нам надо помнить о них, беречь живых, вспоминать об ушедших. Они наши ГЕРОИ.
-Рассказы учеников
Учитель: Посещая музеи ВОВ, мы часто видим там оружие, документы, фото, личные вещи солдат…. И письма.. Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - жизнь! Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив».
Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет —
Бесценней документов в мире нет!
Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...Бойцы берегли письма, носили их в нагрудном кармане (поближе к сердцу), читали и перечитывали, стирая до дыр бумагу. И с нетерпением ждали новых весточек из родного дома. Писем ждали. Очевидцы вспоминают, что солдаты плакали, целовали конверты, полученные из родного дома.
Письмо сына отцу на фронт:
*«Дорогой папочка! Я сейчас больной. Поздравляю тебя с Новым Годом, желаю тебе здоровья, у меня будет ёлка. Приезжай скорее. Мамка тоже больна очень. Я уже умею читать. Пиши мне только печатными (буквами). Ты немцев видел? Я б их всех поубивал. Целую крепко. Твой Юра».
*« 22 августа 1944г. Здравствуй дорогой папа! Шлю я тебе свой горячий привет и желаю всего хорошего! Папа я получил твоё письмо за 3 августа за которое очень благодарю. Папа ты пишешь что там где вы проходите много вишень и яблок, это наверное первое место где есть вишни и яблоки которых ты кушал наверное мало за период войны. Папа опиши кушал ли ты в этом году огурцы редиску помидоры? Папа я почти каждый день хожу в лес за дровами хотя лесники и сильно ганяют, ну а если не ходить то кто же за меня пойдёт тогда и сварить нечем будет. Юля живёт у нас, она учится. Папа мы живём неважно хорошо что картошка своя съехали на картошку утром картошка варенная, в обед картошка в мундирах, а вечером картошка печеная. Па кладу букетик цветов. С тем до свиданья, целую крепко сын Виталий Мирошников.»
*«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот… Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой — так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон…. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня.
Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина…
Мое сердце верит: письмо дойдет»
Ребята. Ваши деды и прадеды тоже воевали и с нетерпением ждали весточку из дома. Подумайте, что бы вы написали ему, какие слова можно сказать солдатам, защищавшим Родину? Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.
Учащиеся пишут письмо солдату, складывают треугольником.
Ученик:
Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях
Улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить
В бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы
К подножьям обелисков!
Учитель: Война! Как хочется, чтоб никто и никогда не знал о ней! Вы – наше подрастающее поколение. Вы – наши будущие защитники! Помните о подвигах людей 1941-1945 и не допускайте этого больше никогда!