12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровских Светлана Владимировна2480
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

«Феномен молодежной субкультуры: за или против?».

- Кто воздвигнет тебя к небесам?

- Только сам.

- Кто низвергнет тебя с высоты?

- Только ты.

- Где куются ключи к твоей лучшей судьбе?

- Лишь в тебе.

- Чем расплатишься ты за проигранный бой?

- Лишь собой!

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.

Цели:

- способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся; - помогать учащимся учиться жить среди людей;

- способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей;

- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

-знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.

Задачи:

-выяснить исходный уровень информированности учащихся по данной проблеме;

-повысить уровень информированности учащихся по проблеме «Молодежные субкультуры»;

- воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;

- проверить уровень усвоения информации.

Методы:

Словесные:

- рассказ;

- обсуждение в группах;

- диалог;

- диспут.

Наглядные:

- презентация.

Аудитория: классный руководитель, учащиеся 9(10) классов.

Ресурсы: интерактивная доска, пакет материалов (по теме классного часа) для учащихся (Приложения 1-12), бумажные листочки зеленого , желтого и красного цвета (Приложение 13), макет дерева.

Ход классного часа

Субкультура — это Франкенштейн,

состоящий из трупов, различных культур.

Мусин Алмат Жумабекович

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть.

Тема нашего классного часа: «Феномен молодежной субкультуры: за или против?».

Культура, согласно толковому словарю Ожегова, – совокупность общественных, духовных, производственных достижений людей.

 Давайте вместе подумаем, что такое субкультура?

2. Актуализация проблемы.

Проблему, которую мы сегодня затронем на классном часе – я подняла неспроста. Мы все с вами общаемся дома, в школе, на улице. Круг наших друзей и знакомых разный. Каждый отличается от других внешностью, физическим развитием, своими взглядами, интересами, увлечениями. В последнее время появляются все больше организаций, объединений подростков по интересам. Меня, честно говоря, часто пугают эти группы потому, что я о них мало что знаю. А для того, чтобы вас принимали, общались с вами, вы должны быть в «теме».

Поэтому, сегодня мыс вами поговорим о молодежных субкультурах. Что такое субкультура? Субкультура — это особая сфера культуры, которая отличается системой ценностей, обычаями, нормами, традициями; своеобразный клуб по интересам, в котором принято встречаться, вместе проводить время. Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом.

Перед тем, как перейти к теме нашего разговора, прошу вас заполнить анкету

( Приложение 1). В конце нашего разговора, мы проанализируем, что изменилось в ваших знаниях и в вашем отношении к субкультурам.

Молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (какой-то набор обязательно однородных ценностей), а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных групп, с помощью специфического механизма своего функционирования.

Объединения могут быть формальными и неформальными.

НЕФОРМАЛЫ - не вписываются в привычные правила поведения, стремятся жить в соответствии со своими собственными интересами.

Само слово «неформал» «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать «серой массе» - «Я - личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями.

ОСОБЕННОСТЬ неформальных объединений: соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Кто такие неформалы? Это люди, состоящие в неофициальных группах и ассоциациях молодёжи, не относящихся к криминальной среде. Субкультуры бросают вызов установленной морали.

Итак, ребята, давайте начнем наше увлекательное путешествие по различным субкультурам.

Существует множество молодежных субкультур, Давайте вместе разберемся, что к чему.

А какие знаете вы субкультуры? 

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»: имитационная копия микрофона передаётся из рук в руки, ученики отвечают на вопросы и высказывают свое мнение).

3. Информационный блок.

Ребята, попрошу вас разделиться на группы (по 2 человека). На ваших столах лежат информационные листы с характеристиками некоторых из молодежных объединений (Приложение 2-12). Я даю вам на подготовку 5 минут и после истечения этого времени, каждая группа дополнит мой краткий обзор о каждой субкультуре.

( Ученики должны рассказать другим группам с помощью информационных листов о своей субкультуре (история возникновения, стиль одежды, музыка, взгляды. Вместе с рассказами групп идут дополнительные слайды с фотографиями субкультур)).

Итак, начнем наш экскурс в мир молодежных субкультур.

ЭМО — термин, обозначающий особый вид музыки, основанный на сокрушительных эмоциях в голосе вокалиста. Визг, плач, стоны, шепот — отличительные черты этого стиля.

Субкультура поклонников эмо, носит название эмо-киды.

(Дополняет группа 1).

СКИНХЕДЫ: на Земле существует только 2 национальности-хороший человек и плохой. Впрочем, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: национальность не в коем случае не может служить основанием для положительной или отрицательной оценки личности… « Ни тоски, ни любви, ни жалости».

(Дополняет группа 2).

ГОТЫ: появились из панк движения в конце 70-х гг. Панк -группы стали играть более депрессивную, мрачную музыку, ударились в декаданс. Официальной датой рождения готики, как субкультуры стал 1983 г. В этом году молодёжь посмотрела фильм «Голод».

В начале фильма прозвучала песня «Bela Lagos Dead». С тех пор готическое движение

распространилось по миру.

(Дополняет группа 3).

ПАНКИ: понятие «панк» стало синонимом антифашизма. Панк — это не только стиль музыки и внешний вид, но и определенные идеи бунтарского содержания.

Внешний вид: кожаный пиджак на голое тело, одежда из холщовой ткани, серьги на лице и в ушах; грубый жаргон, непристойное поведение; шокирующие предметы в качестве украшений- булавки, лезвие бритвы.

(Дополняет группа 4).

РЕПЕРЫ: получили широкую огласку в США, когда негроидная раса приобрела равноправные права наряду с европейцами. Рэперы имеют несколько особенностей, позволяющих сразу выделить их среди других субкультур: они пропагандируют свободу молодежи и независимость от насаждаемого правительством мнения и оценок; протест против глобализации во всех направлениях общественной и политической жизни.

(Дополняет группа 5).

БАЙКЕРЫ- любители, поклонники мотоциклов. Для байкера мотоцикл — образ жизни.

Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

Внешний вид: бандана, «косуха». Байкеры часто отпускают длинные волосы, бороды.

Символ байкеров — череп, который символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти.

Философия байкерства — это гимн мужественности и братству.

(Дополняет группа 6).

ФРИКИ (от англ. freak – чудак, сумасшедший) – молодежная субкультура, которая отказывается от общепринятых норм, пытаясь привлечь к себе внимание вызывающим внешним видом.

Фрики- совершенно не считаются с общепринятыми канонами внешнего морального облика.

Неизменные атрибуты фриков – это яркие волосы, неординарная одежда, много пирсинга и татуировки. 

(Дополняет группа 7).

ГОПНИКИ: гопник - представитель субкультуры, которая образовалась в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Близи к хулиганам. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к законопослушным гражданам. 

(Дополняет группа 8).

ПАРКУР (трейсеры)

Паркур (fr. Le Parkour) – «Искусство преодоления препятствий» основанное в 1987 году Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание.

Под паркуром следует понимать определенные движения человека связанные с перемещением, в которых он преодолевает различными способами (для удобности они названы трюками) материальные препятствия, нередко совмещая это с бегом.

(Дополняет группа 9)

ВАНИЛЬКИ:

Ванильные девушки или Ванильки- это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек.

(Дополняет группа 10).

ПЕДОВКИ одна из самых непонятных и спорных групп в современной субкультуре.

(Дополняет группа 11).

Как вы думаете, для чего мы прослушали эту информацию?

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).

 Итак, мы с вами ознакомились с основными субкультурами. Их очень много, но мы выбрали именно эти как наиболее распространенные в наше время и абсолютно не схожие друг с другом. Я бы сказала, противоположные по своей сути. Это знакомство необходимо для того, чтобы ориентироваться в них, знать основные направления музыки, взгляды, одежду, атрибутику.

4. Диспут.

Как вы считаете:

-Как строятся отношения между молодежными субкультурами и «взрослым» обществом?

-И все-таки: почему именно молодежь, подчас совсем юные ребята, тянется к образованию каких-то групп?

-Как вы оцениваете субкультуры – как явление скорее плохое и опасное или как нечто, приносящее пользу?

-Какие же причины вступления подростков в неформальные объединения?

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»):

- вызов обществу, протест;

- вызов семье, непонимание в семье;

-нежелание быть как все;

-желание утвердиться в новой среде;

-желание привлечь к себе внимание;

-неразвитость сферы организации досуга для молодежи в стране;

-религиозные идейные убеждения;

- дань моде;

-отсутствие цели в жизни;

-влияние криминальных структур, хулиганство;

-возрастные увлечения;

-одиночество.

Давайте определим положительные и отрицательные признаки ухода молодежи в субкультуры. На доске записаны все «за» и «против».

Все эти признаки вы должны разделить на две группы, отнести к плюсам или минусам.

«+»:

-новые друзья

-общение по интересам

-расширение кругозора

-самоутверждение

-возможность выделиться

«- »:

-депрессия

-отверженность другими

-возможна угроза здоровью

-конфликты с родителями

Для чего мы сейчас выясняли положительные и отрицательные стороны этих групп?

 «Плохо» или «хорошо» — это вопрос оценки. Как вы убедились сами, в каждой субкультуре есть и хорошее и плохое. И мы все должны видеть это, прежде чем принимать решение о вступлении в ту или иную группу.

Продолжим наш диалог.

Есть ли опасность стать пленником субкультуры? В чем она?

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).

5. Заключение.

Какой вывод мы можем сделать из всего услышанного? Пребывание внутри какой-либо субкультуры — это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура — временное явление. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными - то он выходит из нее.

Прежде чем позволить увлечь себя в неформальные молодежные субкультуры, подумай:

Действительно ли это так интересно для тебя?

Насколько это тебе необходимо?

Насколько это безопасно для тебя?

После сегодняшней беседы, вы бы захотели вступить в какую – либо субкультуру?

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).

Сколько учеников сегодня присутствует на нашем классном часе, столько и разных мнений существует по данной проблеме. Мы все разные, но это и хорошо. Представьте, если бы мы все были одинаковые. Наверное, было бы очень скучно. Поэтому главное условие нашего мирного сосуществования – терпимое отношение друг к другу.

Необходимо постараться понять и принять другого человека, независимо от его увлечений и, может быть, принадлежности его к какой-либо субкультуре. Не стоит высмеивать, наказывать, давать оценки, критиковать, но с другой стороны, необходимо критически оценивать и примерять к себе, не надо кидаться в крайности.

6. Творчество.

Все мы с вами разные, но мы не должны враждовать и притеснять друг друга. Главное правило людей: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!»

Молодежные субкультуры имеют свои положительные и отрицательные стороны. Приняв во внимание услышанное сегодня, я предлагаю каждой группе выбратьодин из листочков, лежащих у вас на столе, и прикрепить его на дерево (макет). Красный листок символизирует отрицательное влияние, а зеленый – положительное влияние, которое оказывают субкультуры на молодежь. Если вы считаете, что субкультуры не оказывают ни какого влияния, то выберите желтый листок.

(Ученики выбирают листки и представитель каждой группы прикрепляет их на дерево).

Ребята, давайте посмотрим, каких листьев на нашем дереве больше?

(Вместе делают вывод).

 

7. Рефлексия.

-Вам понравился наш классный час?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Будет ли вам полезна эта информация?

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).

8. Вывод.

А теперь я хочу проанализировать (выборочно) анкеты, которые вы заполнили вначале классного часа.

(Анализирует анкеты).

Ребята, вы сегодня многое узнали о молодежных субкультурах. На какие вопросы анкета вы бы изменили сейчас свои ответы и почему?

(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).

И в конце нашего занятия, я хотела бы прочитать одну притчу:

«Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:

— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!

— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.

— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.

— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.

Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама».

Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.

На этой позитивной ноте мне хотелось бы закончить наш классный час. Желаю всех сделать правильные выводы и не торопиться принимать важные решения. До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1. АНКЕТА.

Заполнять анкету очень легко: просто отметьте « V » или «Х» тот вариант ответа, который считаете наиболее подходящим. Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, предложите свой, а если затрудняетесь ответить, лучше пропустите вопрос.
1. Знаете ли Вы, что такое субкультура?
а) да
б) примерно представляю
в) нет
2. Как Вы относитесь к молодежным субкультурам и неформальным объединениям?
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) затрудняюсь ответить
3. Принадлежите ли Вы к какой-либо субкультуре?
а) да
б) нет
4. Если принадлежите, то к какой?
5. На Ваш взгляд, могут ли различные субкультуры уживаться друг с другом? Какие?
6. Как Вы считаете, влияют ли субкультуры на развитие современной молодёжи?
а) да, конечно
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
7. Если да, то как это влияние сказывается на современной молодежи?
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) затрудняюсь ответить
8. Каковы, по Вашему мнению, причины вступления подростков/молодежи в неформальные объединения и группировки? (возможны несколько вариантов ответа)
а) одиночество
б) непонимание родителей
в) стремление к защищенности
г) стремление к самоутверждению
д) подражание, группирование
е) стремление к свободе
ж) стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы
з) протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры
и) стремление к самостоятельности
к) потребности в модной одежде, сексуальном удовольствии, употреблении спиртного, наркотических веществ
л) другое (укажите)
9. Считаете ли Вы, что субкультуры и неформальные объединения помогают современной молодежи проявить свою гражданскую позицию, заявить о собственном мнении?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
10. Считаете ли Вы, что российские субкультуры и неформальные объединения являются слепыми копиями с западных?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) и отечественные, и западные молодежные субкультуры – результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля
е) затрудняюсь ответить
11. На что, по Вашему мнению, ориентированы российские субкультуры и неформальные объединения? (возможны несколько вариантов ответа)
а) на проведение досуга
б) на передачу и распространение информации
в) на участие в социальных программах
г) на помощь больным, престарелым, наркоманам, инвалидам
д) на ломку стереотипов, господствующих в обществе
е) на конструирование собственной культуры, путем очищения существующей от ненужных составляющих
ж) другое


Приложение 2. ЭМО

ЭМО – детская субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей еще называют плаксивыми девочками и мальчиками, подверженными депрессивным настроениям. Многие молодежные субкультуры (список их довольно велик) совершенно неагрессивны, наоборот, миролюбивы, настроены на изменение мира в лучшую сторону. Тем не менее, к их представителям нужно относиться с еще большей осторожностью, нежели к агрессивно настроенным движениям.

Эмо – это пример молодежных субкультур, прославляющих возвышенные чувства, романтизм, выступающих против несправедливости. Подростки очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. Если рассматривать по степени суицидального характера, какие бывают субкультуры молодежи, список возглавят Эмо, потому что они ненавидят себя и больше всех склоны к самоубийству.

ЭМО — термин, обозначающий особый вид музыки, основанный на сокрушительных эмоциях в голосе вокалиста. Визг, плач, стоны, шепот — отличительные черты этого стиля. Носят черный цвет в сочетании с розовым; различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев...

Субкультура поклонников эмо, носит название эмо-киды.

Приложение 3. СКИНХЭДЫ

Оригинальная субкультура скинхэдов возникла во второй половине шестидесятых годов в Великобритании и впервые начала угасать уже в начале семидесятых. Однако оказалось, что до конца себя она не изжила и, перенеся кризис семидесятых годов, постепенно разошлась по другим странам. В пределах широкого названия одной субкультуры сформировалось множество направлений. В России наиболее ярко представлены более агрессивные из них, что может быть вызвано, впрочем, обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства.

Одним из течений скинхэдов являются нацисты или «Вайт-пауэр» (то бишь «белая сила» в переводе с английского). Это расисты, ультранационалисты с легким политическим уклоном. Многие скинхэды-нацисты не имеют никакого отношения к оригинальной субкультуре, возникшей в шестидесятые года из соображений стиля и интересов. Другие скинхэды могут относится к ним весьма непривественно. Выдержанный ими стиль носит окраску агитационного, который приводит примеры унижения нации лицами других национальностей, а также призывает бороться за национальные свободы. У таких скинхэдов существует четко очерченная программа по очищению нации, а также распределению общества, согласно этическим нормам, на слои, где обязательно представлены воины и рабочий класс.

Главным внешним признаков скинхэдов является их прическа. Головы у мужчин могут быть не обриты, но очень коротко подстрижены. На ногах – обувь, которая напоминает армейскую, очень ноская, часто с титановыми пластинами.

В одежде националистов также присутствует свастика или перекрещенные молот, кельтские руны, викинги, символы ку-клукс-клана или другая нордическая символика. У представителей этого направления в большом почете татуировки. В восьмидесятых годах татуировками нередко украшали лбы или затылки.

Одежда: отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.

Приложение 4. ГОТЫ.

Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Ее образы ориентированы на литературу готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. Средства массовой информации иногда ошибочно ассоциирую готов с насилием, ненавистью к различным меньшинствам, идеей превосходства белых и другими проявлениями нетерпимости, однако на деле это не так. Готы принципиально аполитичны. Они не создают никаких политических лозунгов и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.

Одежда:
• женская: корсеты, кружевные платья (часто созданные по мотивам платьев Викторианской Эпохи, Эпохи Ренессанса, и т. д.), плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки.
• мужская: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), панталоны, плащи, штаны (часто — кожа или винил).
Обувь: остроносые ботинки или сапоги 
Украшения: В основном из серебра (часто являющиеся копиями оригинальных средневековых украшений) диадемы, кольца, ожерелья. Изделия из серебра и полудрагоценных черных камней, иногда изделия из жемчуга. 
Прическа:
• женская: волосы или собранные в хвост или хитро уложенные, естественных цветов. 
• мужская: длинные волосы или распущенные или собранные в хвост, естественных цветов (черный, белый), иногда выбритые виски и волосы зачесаны на одну сторону. 

Приложение 5. ПАНКИ.

История субкультуры панков началась с 60-70-х годов прошлого века. Так, в Великобритании появление подобной контркультуры связано с самой массовой безработицей среди молодежи. Атмосферу негатива и безысходности дополнил мировой энергетический кризис. Все это обусловило распространение в среде молодых людей состояния отчаянья и обреченности. При этом люди не видели выхода в существующей на тот момент пацифистской субкультуре хиппи. Они стремились вызвать протест всему обществу и политике. Многие панк-группы выступают с концертами в защиту животных, а также против фашизма. В это время из субкультуры выходит течение "хардкор". Музыка таких групп большей частью политизирована. Движение "панк" от полного нигилизма перешло к позитивизму.

Кто такие панки, четко показывает их стиль одежды и атрибутика. Она у них довольно агрессивная и вызывающая: волосы часто выкрашены в яркий цвет, при этом их начесывают торчком и фиксируют с помощью лака или других подобных средств;

наиболее узнаваемой приметой является прическа «ирокез», которая распространилась в 80-х годах;

в качестве обуви приветствуются "гриндерсы", кеды, любые тяжелые ботинки с металлическими носками;

наличие экзотического оружия является воплощением определенной идеи;

популярной одеждой являются джинсы, которые имеют порванный и потрепанный вид;

куртка-косуха перешла в "панк" из рок-н-ролла;

среди атрибутики популярны ошейники, кожаные браслеты с шипами, напульсники.

В одежде преобладающим является так называемый «мертвый стиль». То есть присутствуют элементы или изображения черепов, костей.

Приложение 6. РЕПЕРЫ.

До 1979 года рэп был неформальным движением, которое находилось вне интересов музыкальных медиа-корпораций и звукозаписывающих лейблов. Однако с выходом в середине осени сингла «Rapper`s Delight» («Восторг рэпера») в исполнении, ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип-хопа, а в частности с репом. К середине 80-х годов рэп перестал быть музыкой сплошного веселья, дискотек и вечеринок. В нем все чаще появляется социально-агрессивные речитативы. Рэп стал служить средством самовыражения афроамериканцев, которым было много что рассказать о своем социальном статусе, политических правах и бытовом расизме. С другой стороны стали появляться коммерческие спонсоры, которые благодаря возросшей силе маркетинга, стали понимать какое влияние могут оказывать популярные реперы на молодежь при выборе тех или иных товаров и услуг.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Большинство рэпперов носят джинсы-»трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.

Одежда больших размеров приветствуется.

Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость.

Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки — все это обязательные «примочки» молодого рэпера.

Украшениям уделяется отдельное внимание. В настоящее время хип-хоп одежда — это в первую очередь роскошь. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней. Обязательность наличия подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям.

Приложение 7. БАЙКЕРЫ.

Надо сказать, что мотоциклы, за которые надо «отвалить» бешеную сумму денег, вовсе не интересуют настоящих байкеров. Ведь эта субкультура основывается не только на том принципе, что каждый ее представитель имеет двухколесного коня. Байкер должен буквально жить им, восхищаться, стать другом. А чтобы это произошло, необходимо разбираться в соответствующей технике.

По факту, байкеру вовсе не обязательно должны надевать на себя кожаные изделия или цепи. Достаточно иметь агрессивный и бунтарский характер. Это и будет вся атрибутика. Ведь байкер может носить и строгий костюм, но в нем всегда можно распознать представителя этой субкультуры.

Но субкультура «байкеры» не обходится без некоторых важных элементов, как бы вычурно ни вел себя ее представитель. Во-первых, это, конечно, мотоцикл. Желательно, чтобы он был доработан своим хозяином, а не выглядел стандартно. Во-вторых, это массивные аксессуары. Например, таковыми могут являться цепи или часы. Они подчеркивают бунтарское отношение к жизни, невосприимчивость к мелочам.

Надо сказать, что субкультура «байкеры» в России многими обывателями сегодня воспринимается отрицательно. Причем, ее представители не стараются сделать ничего, чтобы изменить мнение людей. Им это не нужно. Они представляют собой отдельное братство, члены которого если и дорожат чьим-то мнением, то только своих друзей по «железным коням».

В качестве еще одной особенности байкера можно выделить тот факт, что за своего «брата» по субкультуре он будет стоять насмерть. Поэтому если одного человека принимают в соответствующую группу, то он полностью может рассчитывать на других ее членов. Естественно, от него ожидается то же самое.

Приложение 8. ФРИКИ.

Название направления «фрики» произошло от английского слова Freak, обозначающего человека, отличающегося необычно ярким внешним видом, своеобразным мировоззрением, отличающимся от общепринятой морали и принятых в обществе законов. Как правило, основную часть любой группы субкультуры составляют подростки, но среди фриков много людей творческих профессий.

Фрики, с одной стороны, пытались демонстрировать полное пренебрежение к оценкам собственной персоны обществом, а с другой, - старательно противопоставляли себя общепринятым устоям, чем привлекали внимание общественности. Главной ее задачей было – выделяться внешне среди других людей.

Фриками называли людей с редкими заболеваниями, накладывающими отпечаток на внешность и страдающих врожденными или приобретенными уродствами. Современные фрики с обычной внешностью, которую они сознательно изменяют, а эпатажное поведение у них считается одним из обязательных условий принадлежности к этой субкультуре.

Если изначально этим термином «награждали» уродцев от природы, то сегодня может идти речь об «искусственных» фриках, то есть о людях, сознательно изменяющих свою внешность, чтобы резко отличаться от тех, кто придерживается общепринятых норм и правил. Как правило, делается это не из каких-либо политических убеждений, а только из желания выделиться из толпы. Делают они это различными способами, среди которых:

татуировки, занимающие значительную часть тела;

прически с ирокезами или дредами;

окраска волос в зеленый, синий, малиновый, розовый цвет;

предпочитают черный цвет в одежде; многочисленный пирсинг; косметическая хирургия.

Приложение 9. ГОПНИКИ.

Чаще всего гопниками называют молодых людей, однако заметные черты данной социальной группы можно наблюдать и у более возрастных категорий. Уже в конце 80-х годов среди молодёжи крупных городов стали чётко выделяться гопники. Субкультура была наиболее распространённой среди молодёжных движений. Однако сложность детального её исследования заключается в том, что сами гопники не связывают себя с принадлежностью к определённой социальной группе. Более того, подобное обобщение вызывает у них агрессию. Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей.

Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники. Субкультура тут же приобрела определённые черты. Чаще всего все молодёжные движения имеют определённые внешние признаки, которые выделяют их на фоне других членов общества. Это в первую очередь стиль одежды, причёска, сленг, манеры.

Гопники имеют определённый стиль одежды. Из-за массовости и отсутствия самоидентификация как члена определённой социальной группы не существует специальных магазинов или брендов для гопников (как в ситуации с панками, реперами и другими культурами). Одежда является противопоставлением опрятности и "интеллигентности" - принятых в обществе канонов одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или остроносые туфли (нередко именно под спортивный костюм).

Приложение 10. ПАРКУРЩИКИ.

Паркур (fr. Le Parkour) – «Искусство преодоления препятствий» основанное в 1987 году Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание.

Под паркуром следует понимать определенные движения человека связанные с перемещением, в которых он преодолевает различными способами (для удобности они названы трюками) материальные препятствия, нередко совмещая это с бегом.

Свобода в паркуре (его основное ядро) — означает свободу во всем – в том, как трейсер одевается, что слушает, как думает, как перемещается, где и с кем дружит и т. д. В паркур может прийти любой, независимо от возраста и пола.

Верхняя одежда паркуриста должна обладать эластичностью и не стеснять движений. Многие спортсмены любят толстовки с капюшоном, которые смягчают неприятные ощущения при выполнении рола.

Стиль для паркуриста имеет минимальное значение. Вся одежда трейсера должна хорошо "дышать". Быть свободной, но ни в коем случае ни за что не цепляться. Одним словом, обычная спортивная одежда. Среди трейсеров популярны "бини", круглые шапочки, которые придерживают волосы и немного защищают голову. Но не следует путать паркур с анархией – все мы живем в обществе, и следует уважать законы общества

Приложение 11. ВАНИЛЬКИ.

Ванильные девушки или Ванильки- это новая субкультура, которая зародилась совсем недавно (по сравнению со всеми молодежными субкультурами, всего несколько лет назад). Причем это направление охватило, исключительно девушек.

Главной отличительной чертой от других молодежных движений - это постоянное ношение фотоаппарата, (по большому счету зеркального), во все места. Также такие девушки отличаются повышенной эмоциональностью и чувственностью.

С помощью фотоаппарата, Ванильки передают свое эмоциональное настроение, причем это единственный способ, как они это могут сделать.

Большую часть времени они проводят только в двух местах: 1) на улице, делая новые кадры и 2) в социальных сетях (например Вконтакте, FaceBook) - именно там происходит обмен фотографий, и как следствие душевными переживаниями.

Если коснуться психологических особенностей, то они очень ранимые. Если не разделить их фантазии, то обида может длиться многие месяцы. Также такие девушки очень наивны, как 14 летний ребенок. Иными словами можно сказать, что это романтические девушки, которые постоянно летают в облаках.

Ванильки любят поддерживать свой статус, постоянно выделяясь, например постоянно пьют кофе с сигаретами. По большому счету это делается напоказ, нежели из-за реального пристрастия к кофеину и никотину. Немного позже к образу жизни, добавилась "привычка" сидеть на подоконниках, смотря в даль и мечтая о чем то романтическом.

Приложение 12. ПЕДОВКИ.

Одна из самых непонятных и спорных групп в современной субкультуре

Тех, кто старается произвести впечатление своим поведением, словами, внешностью, в современной субкультуре принято называть педовками (пидофками), их группу – педовня. В основном это девушки (реже – парни) в возрасте от 12 до 16 лет.

Педовок легко можно узнать по прическе, макияжу, манере одеваться. Они предпочитают свои волосы перекрашивать в черный цвет. Носят, как правило, рвано-постриженную длинную челку. В их одежде преобладает черный или ярко-розовый цвет, вещи в полоску. Свои наряды они украшают значками с изображениями мультипликационных героев. Из обуви предпочтение отдают тапочкам, предназначенным для катания на скейте, а также кедам.

Внешность педовок часто украшена пирсингом или макияжем жутковатого вида. При том, чем больше сережек, тем она круче. На руках представители этой группировки любят носить браслеты-ремешки разных цветов.

Приложение 13.ЛИСТОЧКИ.

презентация
PPT / 6.51 Мб

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (24)

сменить сортировку
Карасева Ирина Дмитриевна, 28.01.18 в 13:26 6Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо, Светлана Владимировна! Шикарная подборка материала!!! С Вашего позволения, предложу своим 10-классникам. Уверена, некоторым придётся серьёзно задуматься. Творческих Вам успехов!
Боровских Светлана Владимировна, 28.01.18 в 18:47 5Ответить Пожаловаться
Я проверила этот материал на своем 10 классе. Результат был поразительный. Девочка, которая красила волосы в черный цвет - сделала мелирование. Дети узнали много нового.
Алина Яковлевна Корогод, 26.02.18 в 20:15 5Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный материал! Мы маленькие, но хочется взять для своей работы!
Боровских Светлана Владимировна, 26.02.18 в 20:22 5Ответить Пожаловаться
Я очень рада, что Вам может пригодиться этот материал для работы.
Сафонова Елена Валерьевна, 28.02.18 в 07:01 2Ответить Пожаловаться
Материал совпадает вот с этим http://uchitelya.com/pedagogika/115299-klassnyy-chas-fenomen-molodezhnoy-subkultury-za-ili-protiv-9-10-klass.html
Проясните, пожалуйста, этот вопро
Боровских Светлана Владимировна, 28.02.18 в 17:20 3Ответить Пожаловаться
Я в шоке! Я много просмотрела материала в интернете. Кое-что взяла из разных источников. Я думаю, что многие для проведения классных часов пользуются разными материалами. Но скопировать слово в слово - никогда так не делала!!! Тем более, что модератор нашего сообщества проверял работу на плагиат. Элемент "открытый микрофон" я использую очень часто для общения с детьми. Но даже листочки в приложениях - и те идентичные. Не потрудились даже изменить, хоть чуть-чуть, текст. Конечно не приятно, но что поделаешь? Значит кому-то очень нужно!!!
Сафонова Елена Валерьевна, 28.02.18 в 07:03 3Ответить Пожаловаться
Просто уже были случаи кражи материалов с этого сайта и размещения его на других ресурсах.
Семяшкина Ирина Васильевна, 28.02.18 в 07:14 6Ответить Пожаловаться
А у меня наоборот украли разработку классного часа и разместили вот на этом сайте!
Боровских Светлана Владимировна, 28.02.18 в 19:21 5Ответить Пожаловаться
Презентацию тоже не тронули. Но все-равно обидно. Наверно на том сайте не проверяют на плагиат. А жаль!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.