Классный час «Поговорим о дружбе»
Классный час «О дружбе».
Начальная школа
Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, умения дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
познакомить учащихся с правилами дружбы;
воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
План классного часа:
Организационный момент.
Подведение к теме классного часа.
Обсуждение основных вопросов классного часа.
Составление законов дружбы.
Подведение итогов классного часа.
Ход занятия:
1) Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
- Давайте начнем наш классный час с улыбки. Улыбнитесь соседу слева, справа, пожмите друг другу руки, а я улыбнусь вам!
- Садитесь!
2) Подведение к теме классного часа.
- Сегодня у нас интересная и серьезна тема. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, я предлагаю вам разгадать ребус.
- Кто уже смог разгадать ребус? Какой у вас ответ получился? (Дружба).
- Верно! Сегодня мы поговорим о дружбе.
- Ребята, хорошо подумайте, и скажите, что мы будем делать на уроке? (Предположения учащихся).
- Все вы были немного правы! Давайте обобщим все то, что вы сказали.
Сегодня на уроке мы ответим на следующие вопросы:
Что такое дружба?
Кто такой настоящий друг?
Есть ли определённые законы дружбы?
3) Обсуждение основных вопросов классного часа.
- Итак, первый вопрос, на который мы должны ответить «Что такое дружба?». В этом нам поможет Анашкина Соня, которая подготовила специально для вас стихотворение.
« Что такое дружба?»
Спросила я у птицы.
-Это, когда коршун
Спросила я у зверя:
« Что такое дружба?»
- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки:
« Дружба что такое?»
- Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
- Спасибо, Соня!
- Понравилось вам стихотворение?
- Какой момент больше всего запомнился?
- Ребята, а как вы считаете, правда ли что дружить должны все на свете?
- Почему?
- А кто это такие «Все на свете»?
*Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое личное отношение.
- Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?
- Что для вас значит это слово?
- А теперь обратимся к Толковому словарю Владимира Ивановича Даля, где он приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении”.
- Совпали ваши предположения с определением дружбы?
- Я очень рада, что вы понимаете, что это такое.
- На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А что же такое бескорыстная дружба?
- Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
- Ребята, мы уже многое сказали о дружбе. Расшифруем это слово необычным способом. Используя каждую букву, необходимо назвать слова, объясняющие, что такое дружба…
(На доске по вертикали записано по одной букве слова, учащиеся называют, обсуждают соответствие слова, учитель записывает).
Например,
Д – доверие, доброта, доброжелательность
Р – радость
У – уважение, ум, уверенность
Ж – жизнь, желание
Б – борьба, благодушие
А – активность, аккуратность
«Кто такой настоящий друг?»
- А теперь подскажите мне, без кого не может состояться дружба? (Без друзей).
- Вы абсолютно правы. Каким должен настоящий друг? Вот в чем вопрос.
- Подумайте над этим вопросом. Оцените свои мысли, вы знаете, кто такой настоящий друг?
- Точно?
- Вот видите, не все знают, некоторые сомневаются.
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Я буду называть качества настоящего друга, а вам надо определить, относятся они к этому понятию или нет.
- Если я называю качество, которое относится к настоящему другу, то вы хлопаете в ладоши, а если таким качеством не должен обладать настоящий друг, то сидите тихо.
Добрый, строгий, трудолюбивый, вежливый, честный, ленивый, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, хорошо учится, терпеливый, льстивый, ленивый, строгий, общительный, бескорыстный.
- Так какой же он, настоящий друг? (Делают выводы, обобщая).
1. Настоящие друзья всегда рады вашим успехам
2. Настоящие друзья никогда не соперничают
3. Настоящие друзья всегда должны оставаться честными по отношению друг к другу
4. Настоящие друзья не навязчивы
5. Настоящие друзья всегда готовы прийти на помощь
6. Настоящие друзья умеют слушать
7. Настоящие друзья принимают вас таким, какой вы есть и т.д.
- Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать настоящим другом.
- Вокруг нас много примеров настоящей дружбы. Мы встречаем ее не только в жизни, но и мультфильмах, сказках, кинофильмах и т.д.
- Посмотрим, знаете ли вы их. Послушайте, отгадайте загадку и назовите его друга.
Был раньше он игрушкой
ненужной никому.
Теперь герои сказок завидуют ему.
И Винни-Пух, и Джерри,
И ниндзя-черепашка,
Ведь талисманом сборной
Стал ныне … ЧЕБУРАШКА. (Друг – Крокодил Гена)
В подъезде повстречались Успенского герои,
И с той поры все знают о них, кого не спросим.
Работают на грядках, корове сено косят,
И нет дружней в деревне, чем Федор
и … МАТРОСКИН.(друзья Дядя Федор и Шарик)
Герой другого фильма
Не Нюша и не Лунтик.
Спас поросенка клоун,
А звали его… ФУНТИК. (Друг – Бамбино)
Залает собака,
Он к ней прибежит.
Он с Шариком дружит,
От грома дрожит.
Заснет, о сосиске
Чуть-чуть помечтав,
А имя ему необычное …ГАВ. (Друг – Шарик)
Воздушные очень
Он любит шары,
Но может и лопнуть,
Сорвавшись с горы.
Веселые глазки и хвостик – крючок.
И имя, как носик его...
ПЯТАЧОК. (Друг – Винни Пух).
(Количество загаданных загадок зависит от оставшегося времени).
- Ребята! Как вы думаете, есть ли определенные правила или законы дружбы?
- Мы с вами выяснили, что такое дружба, что значит дружить, кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы.
(Учащиеся называют свои варианты, после этого учитель раздает памятки с обобщенными законами дружбы)
Законы дружбы:
Уступай другу
Не завидуй другу, умей радоваться его успехам
Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его
Истинная дружба бескорыстна
Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек
Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом
Останови друга, если он делает что-то плохое
Береги своего друга
5) Подведение итогов классного часа.
- О чем говорили на уроке? Что такое дружба?
- Когда дружбу можно считать настоящей?
- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.
- Подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки в урну, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
- Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)
- Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
- Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
- Итак, если мы с вами всегда будем добрыми, честными, вежливыми, внимательными, отзывчивыми, будем уважать друг друга, то в классе у вас будут царить мир и согласие, вы будете жить дружно.
- Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших Вам друзей!