Классный час «Путешествие в город Чистоты и Порядка»
Ревенко Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ №17»
Цель урока: 1. Привести знания детей о правилах гигиены в систему; воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни; 2. Познакомить с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов; 3. Формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе.
Оборудование: Конверты с надписями: пластмасса, стекло, металл – жёлтого цвета, бумага, картон – серого цвета, пищевые отходы – зелёного цвета; карточки с картинками, которые будут помещаться в эти конверты, солнышки – 13 шт, клей, ножницы – 2 шт., зубную щётку – «волшебную палочку», следы на доске, 2 листа для памятки «Правила личной гигиены», 2 листа для памятки «Как правильно ухаживать за зубами», альбомные листы – 13 шт, цв. карандаши; мультимедийная техника для демонстрации презентации, фотографий.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
У. Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
У. Как вы думаете, ребята, кто это мог бы быть? (солнышко)
У. Это солнце заглянуло, (слайд 1)
Будто лучик протянуло.
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
У. Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать, чтобы каждый день приносил вам только радость.(подарить детям солнышки).
2. Объявление темы и цели урока.
А сегодня день особенный, (слайд 2) 22 апреля - Международный день Земли, отмечается ежегодно. Этот день, призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. (слайд 3) Все желающие в этот день (слайд 4) принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
Вот и у нас будет не совсем обычный урок. Для начала разделимся на 2 команды.
Я приглашаю вас совершить путешествие в г. Чистоты и порядка. Путь предстоит не близкий. Чтобы попасть туда, мы должны преодолеть непростой маршрут.
Зарядка. Песня «Дорогою добра»
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два.
Развернули руки шире, повернулись- три, четыре.
Крепко их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
3. Составление памятки «Как правильно ухаживать за зубами»
У. Где нам предстоит побывать, посмотрим? (открывает доску, а там грязные следы)
Что это такое? Чьи это следы? (по следам находят Грязнульку в лаборантской)
У. Здравствуй, девочка. Ты что же здесь сидишь одна, скучаешь, наверное. Пойдём с нами в г. Чистоты и порядка!
Г.- (плачет) Ой, не могу, ой, один зуб болит, другой ломит. Ой, я сейчас умру.
У. - Подожди, не умирай пока. Наши ребята твоим зубкам попробуют помочь.
Ученик 1. Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот, Грязнулька, мой совет.
Ученик 2. Все хорошие ребята
Чистят зубы аккуратно.
Чистить зубы им не лень,
Чистят их два раза в день.
Ученик 3 Зубки чистят дважды в сутки,
Чистят долго – три минутки,
Щёткой чистой, не мохнатой,
Пастой вкусной ароматной.
Ученик 4. Репка, яблоки, морковка –
Детским зубкам тренировка.
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.
У. - Поняла, Грязнулька, что нужно делать, чтоб зубы не болели?
Г. - Не очень, как-то. А пусть ещё раз расскажут!
У. - Вот вам, ребята 1 задание: Давайте создадим для нашей гостьи памятку «Как правильно ухаживать за зубами»
ПАМЯТКА
«Как правильно ухаживать за зубами»
Зубы нужно чистить два раза в день.
После еды в течение дня нужно полоскать рот водой или ополаскивателем.
Чистить зубы нужно утром.
Чистить зубы нужно вечером.
Зубы надо чистить примерно 2-3 минуты.
Зубы надо чистить примерно 9-10 минут.
Основное движение при чистке зубов — выметающее (от десны к краю зуба).
Заканчивать чистку лучше круговыми движениями — это отлично полирует эмаль и массирует десны.
Не забывайте тщательно очищать поверхность языка.
Очищайте межзубные промежутки с помощью зубной нити, следя за тем, чтобы нить все время скользила по поверхности зуба, не травмируя десну.
Помните, что щетку обязательно надо менять раз в 3 месяца!
Минимум раз в полгода проходить осмотр у стоматолога.
Для зубов полезны овощи, фрукты, молочные продукты.
Для зубов полезны шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Вручают памятку Грязнульке, волшебную палочку – зубную щетку,
она уходит чистить зубы.
Физминутка.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте - нет, нет!
Постоянно нужно есть,
Для здоровья важно:
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу. (дети хлопают)
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад. (топают - нет, нет)
Говорила наша Люба!
- Я не буду чистить зубы,
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Блеск зубам чтобы придать
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила
С пола щётку поднимает
Чистить зубы продолжает.
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы
Спать идти нельзя.
Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Запомните совет полезный,
Можно грызть предмет железный,
Чтобы зубы укреплять
Полезно гвозди пожевать.
4. Составление памятки «Правила личной гигиены»
Г. возвращается.
Г.- Ну, теперь у меня зубы не болят. Я теперь готова идти с вами… куда там вы идёте?
У. - Как вы думаете, можно нашей гостье в г. Чистоты и порядка? (нет – ответят дети)
Г. - Почему это вам можно, а мне нельзя?
У. - Ты, наверно, читала “Очень правдивую историю” Льва Яхнина, и поверила, что это правда? А вы, ребята, знаете эту историю? (слайд 5)
Ученик 1 Жил на свете мальчик странный,
Просыпался по утру,
И бежал скорее в ванну –
Умываться – я не вру. (слайд 6)
Ученик 2 Руки мыл зачем–то с мылом, (слайд 7)
А, лицо мочалкой тер, (слайд 8)
На руках все пальцы смыл он, (слайд 9)
Щеки в дырах до сих пор. (слайд 10)
Ученик 3 Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло (слайд 11)
Перекрыла в ванной кран
Ученик 4 Мальчик этот был упрямым
Маму слушать не хотел, (слайд 12)
Умывался по утрам он
И конечно заболел. (слайд 13)
Ученик 5 Тут к нему позвали разных (слайд 14)
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
Если мальчик будет грязным
Будет он всегда здоров!
Г. - Вот- вот, я потому и не моюсь, что болеть не хочу!!!
У. - Ребята, а вы верите в эту историю? Как вы думаете, можно заболеть от чистоты?
У. – Вот вам, ребята, 2 задание: составить свод правил для того, чтобы не быть похожими на Грязнульку. Будьте внимательны, выбирайте только правильные действия.
ПРАВИЛА
ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
Умывайте лицо и шею по утрам и вечерам, используйте средства личной гигиены.
Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
Перед едой мойте руки.
Мыться можно общей мочалкой.
Вытирайтесь общим полотенцем.
Пользуйтесь чужими тапочками, чужой одеждой.
Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
Для еды пользуйтесь только чистой посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
Следите за чистотой своей одежды, обуви.
Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома.
Соблюдайте режим дня!
Раз в неделю мойте тело с мылом.
Следите за порядком в своём доме, в своей комнате.
Г. – Ладно, ладно, давайте сюда свои правила, пойду я, пожалуй, умоюсь. Тогда вы меня возьмёте с собой?
У. – Нужно ещё посмотреть, как ты будешь правила выполнять.
У. Нам странно и неприятно видеть таких людей. Но среди нас, ребята, таких мальчиков и девочек нет. Потому что мы хорошо умеем умываться
Физминутка
Перед тем, как мыть руки, закатайте получше рукава.
Включите воду.
Намочите руки.
Хорошенько намыльте их.
Потрите, как следует ладони и их тыльную сторону.
Потом пальцы, особенно у ногтей.
Не забудьте про запястья.
Тщательно смойте пену.
Посмотрите, не осталось ли грязи.
(Можно повторить процедуру, если этого не достаточно.)
Тщательно вытрите руки.
Какие вы все молодцы.
5. Актуализации проблемы роста образования отходов, раздельного сбора и вторичного использования отходов.
Заходит Грязнулька, умытая, расчесанная.
У. – Посмотрите-ка, Грязнулька превратилась в Чистюльку!
Г. – Да, я теперь всегда такая буду. Но вы знаете, ребята, пока я до вас добиралась, картины, которые видела, очень меня расстроили: демонстрация фото п. Обманка 2. (слайд 15-23) А вас?
У.- Так может быть нам никуда и не ходить, а попробовать превратить наш посёлок в образец Чистоты и порядка?
У.- Как вы думаете, откуда в нашем посёлке появляется мусор?
У.- Действительно в загрязнении посёлка виноваты сами жители. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, в среднем остается (слайд 24) около 500 кг мусора! При неправильном хранении мусор начинает гнить, (слайд 25)выделяются ядовитые газы в воздух, которым мы дышим. Сточные воды попадают в почву (слайд 26), а затем в подземные воды, отравленная вода (слайд 27) может попадать в наш кран. На таких помойках разводятся (слайд 28) мухи, грызуны (слайд 29) которые переносят различные болезни.
Г. – Что же можно сделать?
У. – Например, в Германии, каждый вид отходов складывается в отдельный контейнер. (слайд 30) 3 вида контейнеров:
1. Серый – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.
З .3еленый – пищевые отходы.
Отходы везут не на свалку, а на мусороперерабатывающие заводы, где из них изготавливают компост, который применяют в сельском хозяйстве, и вторичное сырье.
В последнее время и в нашей стране государство стало уделять большее внимание проблеме утилизации отходов. И даже в близком к нам г. Перми уже проводится эксперимент по отдельному сбору бытовых отходов для их дальнейшей переработки.
6. Игра «Полезное дело»
Давайте вместе с вами попробуем рассортировать тот мусор, который образует человек.
Старые использованные тетради
Сломанный детский велосипед
Яичная скорлупа
Картофельные очистки
Бутылка из-под лимонада
Банка из-под кока-колы
Консервная банка
Отнести с детьми «контейнеры» с мусором на «Мусороперерабатывающий завод», не смешивая мусор вместе.
У. - А давайте посмотрим, что можно получить из рассортированного мусора
Детям предлагается провести «утилизацию» различных предметов быта (карточки используются те же).
Утилизация может идти несколькими способами:
сжигание (только натуральных материалов – тканей, древесины);
вторичное сырье (металлы, макулатура, стеклотара);
захоронение (для пластмасс, резины и т.д.);
компостирование (пищевые отходы, натуральные материалы, легко поддающиеся гниению);
7. Рисование «Каким бы я хотел видеть свой посёлок»
Выставка рисунков детей (можно детские обращения к жителям посёлка).
Глядя на ваши работы, вижу, что путешествие в г. Чистоты и порядка состоялось!
8. Подведем итоги. Что может сделать для сохранения природы каждый из нас.
Прежде всего, перестать мусорить самому! Ведь это так просто: кидать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусорное ведро в контейнер, а не на тротуар! Забрать мусор из леса после пикника. Очень хочется верить, что вы и ваши родители в силах сделать что-то для нашей планеты. (слайд 35)
Г. –Я была рада познакомиться с вами и надеюсь на новую встречу. Я верю, что в следующий раз вы будете (слайд 36) такие же чистые и аккуратные, ваш посёлок тоже будет чистым и красивым. И я обещаю выполнять все ваши правила. До свидания.
Карине Рафаеловна
Субакова Асима Амантаевна
ОН
Поскребышева Наталья Олеговна