12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Маргарита322
Россия, Тамбовская обл., р.п.Дмситриевка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Никифоровская СОШ №1»

Классный час в 5 классе,

посвящённый 215 - ой годовщине со дня рождения

Владимира Ивановича Даля

«Родные россыпи жемчужин»

Учитель русского языка и литературы

Скворцова Маргарита Викторовна

р.п. Дмитриевка

2016

Цель мероприятия:

- формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов; закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля, формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе мероприятия:

Актуализируют знания о слове как единице речи, познакомятся с биографией В.И.Даля и его словарем, научатся пользоваться толковым словарем, сформируют умение получать информацию из словарной статьи и соответствующего примечания в словаре о лексическом и грамматическом значении слова, особенностях его применения.

Коммуникативные действия: работа ведется в группах, поиск информации в словарях, решение поставленной задачи, обсуждение, самооценка.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, музыка из передачи «Что? Где? Когда?», «чёрный ящик», воздушные шары, толковые словари В.И.Даля; реквизит для сценки.

Ход мероприятия:

I. Решение проблемной ситуации. Определение темы и цели занятия.

Учитель вносит под музыку из передачи «Что? Где? Когда?» «чёрный ящик».

Учитель: Как вы думаете, что находится в чёрном ящике?

Учитель, выслушав детей, достает из «черного ящика» словарь В.И.Даля.

Учитель: Как могут быть связаны этот предмет и тема сегодняшнего урока? (дети высказывают свои предположения)

Учитель: Действительно, тема нашего занятия будет тесно связана с понятием «Словарь» и звучит она так: «Всероссийский словарный урок».

- Как вы думаете, а почему в теме нашего урока употреблено слово «всероссийский»? (выслушивает мнения)

- А кто из вас знает, почему именно сегодня мы проводим словарный урок? (выслушивает мнения)

Учитель: дело в том, ребята, что 22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя уникального «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно в этот день отмечается всероссийский День словарей и энциклопедий.

- А что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? (выслушиваются ответы)

Учитель: давайте подробнее познакомимся с биографией выдающегося человека Владимира Ивановича Даля. Слово предоставляется творческой группе нашего класса «Биографы».

II. Сообщение группы «Биографы», сопровождаемое показом презентации (3 ученика).

1-ый ученик: (Слайд 2 - 5)

Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

2-ой ученик: Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими (слайд 7)

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».

3-ий ученик: Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка». (слайд 8)

В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей. (слайд 8)

4-ый ученик: В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др. (слайд 8)

1-ый ученик: Скончался Даль 4 октября 1872 года.

   Главной работой Владимира Ивановича Даля был толковый словарь, который известен нам всем с детства. (Слайд 9)        

Учитель: - Группа «Театралы» в небольшой сценке покажет, с чего начинался великий труд Владимира Ивановича Даля.

III. Выступление группы «Театралы» (3 ученика).

Действующие лица: рассказчик, В.И.Даль, ямщик (Слайд 5)

Рассказчик: 2 марта 1819 года Владимир Иванович был выпущен из Морского корпуса мичманом в Черноморский флот. Морозным вечером по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молоденький мичман. Одежда грела плохо, юноша жался в санях. Ямщик из Зимогорского Яма (дело было в Новгородской губернии) поглядел на небо и в утешение продрогшему до костей моряку сказал:

Ямщик: Замолаживает!

Рассказчик: По-русски сказано, а мичману слово ямщика не вразумелось.

Даль: Как замолаживает?

Рассказчик: Ямщик объяснил значение незнакомого мичману слова. А тот, несмотря на мороз, выхватил из кармана записную книжку и окоченевшими руками написал:

Даль (выводя в записной книжке, комментирует): Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакивать тучками, говоря о небе, клониться к ненастью… (Слайд 6)

Рассказчик: Эти строки, написанные на морозе 1819 года, были зародышем колоссального труда, который стал известен под названием «Толковый словарь живого великорусского зыка». Над своим словарем Даль работал 53 года.

IV. Физкультминутка (слайд 10)

V. Работа со словарем В.И.Даля.

Учитель: Впереди нас ждут интересные задания.

(Класс делится на группы, работа ведется в группах).

Выполняя задания, вы будете пользоваться словарями как справочными пособиями. Команда, справившаяся с заданием первой и правильно выполнившая задание, получает воздушный шарик.

Задание «Будем знакомы!»

Первое задание - самое важное. На столе у каждой команды лежит словарь В.И.Даля. Рассмотрите его внимательно: обложку, выходные данные, особенности словаря.

Выбранный представитель от команды комментирует наблюдения.

Задание «Словарное»:

Каждой команде дано по одной пословице из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Укажите лексическое значение выделенных слов. (Слайд 12)

1-ой команде: Ласковое слово – что вешний день.

2-ой команде: Слово не обух, а от него люди гибнут.

3-ей команде: Слово пуще стрелы разит.

Задание «Рассуждалки»

Объясните, как вы понимаете смысл пословицы, предложенной вашей команде. Для ответа выберете одного представителя команды.

Задание «Кто больше?» (Слайд 13)

Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше:

1 команда - пословиц;

2 команда – поговорок;

3 команда – загадок.

Задание «Сами мы не местные…» (Слайд 14)

Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше слов, употребляемых в отдельных местностях нашей страны.

Задание «Профессионалы» (Слайд 15)

Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше слов, употребляемых в различных профессиях.

VI. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, какие особенности словаря В.И.Даля, после работы с ним, вы заметили? (дети высказывают свое мнение, учитель помогает сформулировать тезисы ):

1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;

2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу;

3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);

4. В основу словаря был положен живой народный язык;
5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.

(Слайд 16)

Учитель: - Вы очень метко заметили все особенности словаря В.И. Даля, а вот что сказал о значении этого словаря академик В. В. Виноградов: «Как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля всегда будет спутником не только литератора, филолога, но и всякого образованного человека, интересующегося русским языком». (Слайд 17)

- Как вы понимаете слова академика Виноградова?

VII. Рефлексия. Ученик – родитель.

- Ребята, представьте, что сейчас, например, 2032 год. Вы – взрослые люди и уже стали родителями. Ваши дети учатся в нашей школе. Попробуйте объяснить им важность нашего сегодняшнего мероприятия «Всероссийский словарный урок».

( Высказывания детей)

Определи своё настроение (слайд 18)

Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные

На уроке было очень скучно и неинтересно!

VIII. Домашнее задание: (Слайд 19)

- Предлагаю вам попробовать себя в роли составителя словарей. Составьте один из несуществующих словарей (15-30 слов). Тематика – по выбору:

- словарь моих любимых слов;

- словарь самых важных слов.

Презентация к уроку

Источники:

http://www.personbio.com/view_post.php ?id_info=216

https://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

http://www.gramota.ru/slovari/types/17_26

http://www.erudition.ru/ref/id.33009_1.html

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.