Классный час «Слышу себя, понимаю, управляю своими эмоциями»
Ход классного часа «Слышу себя, понимаю, управляю своими эмоциями»
1. Организационно-психологический момент:
Слайд 1. Ведущий: Опишите настроение человека, которого вы видите на экране. (Ребята высказывают разные догадки)
Как много вариантов? Почему так сложно выбрать что он чувствует?
Что отсутствует на данном изображении? Ответы учеников (На лице нет эмоций).
Слайд 2. Ведущий: Посмотрите, британские ученые создали робота, который имеет такие же эмоции как человек. Вы можете распознать их? А зачем роботу эмоции?
(ответы учеников – для взаимодействия с людьми)
Слайд 3. Ведущий: Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Яркие и бурные переживания называются эмоциями. Эмоция – это импульсивная реакция человека на происходящее в данный момент событие. Является кратковременным состоянием и отражает отношение к событию.
2. Основной этап занятия № 1.
Ведущий: Как вы думаете, как мы выражаем свои эмоции? Можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? Что помогает это определить? Ответы учеников.
Ведущий: Не только люди выражают эмоции с помощью мимики. Как вы думаете, почему дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями? Львы живут прайдами и постоянно общаются друг с другом. Поэтому их эмоции написаны у них на морде. Медведь живет один, поэтому мимика у него практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у него на уме.
Слайд 4. Что значит выражение «на лице написано»? Умеете ли вы читать по лицам? Зачем нужно это уметь? Ответы учеников.
Слайд 5-6.Упражнение «Угадай эмоцию».
ИГРА «Угадай эмоцию». Мы с вами потренировались на картинке, а теперь давайте попробуем изобразить эмоцию сами. К доске поочередно вызывается по одному испытуемому. Им на спину крепятся карточки, на которых написаны слова «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Эти ученики должны повернуться к классу и показать, что у них написано, а затем угадать по лицам одноклассников что это за слово. Слайд 7. Ведущий: А знаете ли вы, что специалистами выделяется всего лишь 8 первичных, базовых эмоций:
гнев; страх; печаль; радость; отвращение; удивление;
предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
доверие.
Гнев Печаль Страх Отвращение | Радость Удивление Предвкушение Доверие |
А как много эмоций может выразить человек! И все это многообразие на основе только 8!
Слайд 8-9. Упражнение «Противоположности». Рассмотрите список различных чувств и эмоций. Какие чувства и эмоции мешают человеку жить, делая его несчастным, а какие — помогают жить в согласии с собой и другими людьми? Ответы учеников.
Гнев Печаль Обида Страх Тревога | Радость Благодарность Любопытство Трепет Спокойствие |
Слайд 10. Ведущий. Человек имеет право чувствовать и выражать свои эмоции. Но не следует забывать, что эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение.
Я буду называть эмоцию, а вы говорите, что она может дать как положительное так и отрицательное:
Злость –
Чувство несправедливости
Грусть-
Удивление
Ответы учащихся. Хорошо, а теперь назовите те, которые похожи на эти эмоции. Ответы учащихся.
Давайте ответим на вопрос: кто кем должен управлять? Люди своими эмоциями или эмоции нами? И что значит управлять эмоциями? (Способность подчинить их собственному разуму). Ответы учащихся.
Слайд 11. Ведущий. Умение управлять своими эмоциями отличает взрослого человека от человека-ребенка, человека воспитанного - от невоспитанного. Неумение контролировать эмоции приведет к проблемам с окружающими. Даже если вас очень любят люди, то рано или поздно они устанут от вашей неуравновешенности, а значит, вы рискуете остаться в одиночестве.
Владение эмоциями - это не просто умение скрыть свой гнев или спокойно шагнуть навстречу опасности. Это еще и способность искренне улыбнуться навстречу тому, кто хмур, умение быть теплым солнышком для усталых окружающих или взбодрить своей энергией всех, кто распустился или расслабился.
Слайд 12.
Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. У каждой эмоции есть своя роль, которая толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации.
Осознанный человек понимает это. Например, гнев обоснован в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза жизни или чести. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде вызвало в вас отвращение, и подавлять это – глупо.
Понимание себя помогает выстраивать свои взаимоотношения с людьми. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.
Слайд 13. Ведущий. Каким же может быть лекарство от негативных эмоций? Это развитие способности распознавать свои негативные эмоции и управлять ими. Посмотрите и постарайтесь запомнить этот алгоритм - эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в жизни.
Слайд 14-15. Задание «Свой способ». Назовите как можно больше способов, помогающих справиться с раздражением, злостью, плохим настроением. Запишите каждый по одному личному способу. Ученикам выдаются стикеры и они записывают на них свои ответы. Все стикеры выклеиваются на доску.
Учащиеся обсуждают способы и затем из них составляют памятку (на усмотрение классного руководителя).
Памятка «Как управлять эмоциями»
Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое.
Можно разрядить эмоции, высказавшись в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать.
Громкий крик помогает снять эмоциональное напряжение.
После слез человек испытывает облегчение, а после смеха - прилив сил.
Самую полноценную разрядку и выход негативным эмоциям дают занятия спортом.
6.Пение птиц, журчание воды, лесные запахи помогают вернуть душевное равновесие.
Слайд 16. Упражнение «Пушинка счастья». Давайте попробуем прямо сейчас подарить друг другу две положительных эмоции – радость и благодарность. Сядьте удобно, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что у вас в ладошке есть мягкая, белоснежная пушинка счастья. Мысленно передайте ей все самые добрые слова и пожелания для всего класса, которые вы только знаете. Например: «Мой класс, я тебе желаю успехов! У меня самый замечательный класс! Ребята, спасибо, что вы есть и т.д.». А теперь откройте глаза, посмотрите на своих одноклассников, улыбнитесь друг другу и подарите всем свою пушинку, дунув на ладошку.
3. Рефлексия
- Какое впечатление оставил у вас классный час?
- Продолжите фразы: «Теперь я знаю…», «Теперь я могу…»
Использованные источники:
1.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А.П. Исаевой. 2-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 560 с.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: ПГУ, 2020. 356 с.
3. 13. Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 2. C. 92–99.
4. Литвиненко В. А., Обухова Ю. В. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. № 2. С. 28–43.
5. Тренинги для подростков. Интернет-публикации на различных ресурсах.
Презентация к классному часу