Классный час . Тема« Нет плохих людей. Есть плохие и хорошие поступки»
Классный час
Тема « Нет плохих людей. Есть плохие и хорошие поступки»
Цель: формирование умения у учащихся анализировать свои поступки.
Задачи:
1.Учить давать оценку своим поступкам и действиям.
2.Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.
3.Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.
4.Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.
Ход занятия.
1. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята . Я приветствую вас на нашем классном часе.
Чтобы стало нам всем хорошо, уютно, как дома, давайте скажем друг другу – Здравствуй, я рад(а) тебя видеть.
- Что вы почувствовали, услышав эти слова? А когда произносили?
- «Доброта – это солнце, которое согревает душу. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты».
М. Пришвин.
- Покажите, где душа у человека (дети показывают).
Она внутри нас, там, где сердце, поэтому, когда мы говорим: «От всей души», то прикладываем ладонь к груди.
- Улыбнитесь друг другу обязательно от души. Когда вы улыбаетесь, у вас очень добрые лица.
- Доброта не только может согреть душу человека, она способна творить чудеса.
- Можете ли вы предположить, о чем мы с вами будем говорить? (варианты детей)
2.Работа над проблемой.(презентация)
Учитель: Ребята, я буду читать вам сказку. Два человека помогут мне её вам показать. ( два ученика изображают действия из сказки)
Два друга.
«Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.
- Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.
- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - ответил Чирик.
Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.
Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:
- Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок»
(По М. Пляцковскому)
- Как вы думаете кто из воробьёв является настоящим другом? (Чирик)
- Можно ли Чика назвать другом Чирика? (нет)
- Почему? (п.ч. он не поделился с Чириком)
- О каком уроке говорил Чик? (нужно совершать добрые поступки
- Давайте уточним ,о чём мы будем с вами говорить.(….)
- Чему мы будем сегодня учиться? (различать хорошие и плохие поступки)
На ватмане: поступки
хорошие плохие
(раздать карточки с ситуациями!)
3. Актуализация знаний.
Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.
-Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)
Работа со словарями:
-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?
Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
-Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)
- Какой же можно сделать вывод? ( ответы детей) Вы правы:
- Хороший поступок приносит пользу, радость людям.
- Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность.
- С давних пор люди задумывались над вопросом: «что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», передавая из поколения в поколение народную мудрость через пословицы и поговорки.
«Хочешь узнать человека, посмотри на его поступки» (обсуждение высказывания детьми).
«Собери пословицы».
( работа в группах, каждой группе в конверте выдаётся разрезанная на слова пословица, нужно собрать пословицу)
Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.
К какому из них вы больше склоняетесь, мы выясним позже, ведь от хорошего до плохого один шаг. А убедить вас в этом и направить на верный путь я хочу, рассказав одну притчу:
Притча.
"Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:
Учитель: Как вы думаете, что же сказал мудрец и что бы сказали вы в этой ситуации? (Ответы детей).
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Все в твоих руках”, т.е. все зависит от тебя.
- Как вы понимаете это выражение?
(Каким ты станешь человеком, что о тебе будут думать окружающие люди, зависит полностью от тебя, ведь человека судят по его поступкам, по делам, которые он совершает, а поступки бывают хорошие и плохие)
Физминутка: Учитель читает вопросы-загадки - Если загадка учит хорошим поступкам, добру и вежливости, то в ответ на нее надо встать и хором сказать: «это я, это я, это все мои друзья!» и снова сесть на место. Но будьте внимательны. Если загадка с подвохом - надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в автобусе тесном
Уступит старшим место?
Кто из вас молчит, Как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Игра «Сделай правильный выбор» (работа в группах)
- Давайте поиграем в игру «Сделай правильный выбор». На столах у вас лежат словосочетания, вы должны будете распределить их на две группы.
плохие хорошие
( раздать карточки с поступками)
(Ребята выходят, берут табличку и прикрепляют на доску в нужное место. Каждый поступок обсуждается, оценивается. Дети объясняют своё мнение.)
Проверяем и обсуждаем:
- Почему эти поступки вы отнесли к хорошим? ( потому что они направлены на пользу, на благо человека, учат жить по законам добра и справедливости; добрые, хорошие поступки облагораживают людей, мир становится богаче, добрее и лучше)
- Почему эти поступки вы отнесли к плохим? (потому что они вредят человеку, нарушают его права, воспитывают безнравственного человека; такие поступки не красят человека)
-Вспомните, какой свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)? (Ответы детей)
Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает.
-Прислушаемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.
- Каких поступков должно быть больше в нашей жизни? Почему?
- А почему люди совершают плохие поступки? (Высказывания уч-ся)
Слово учителя:
- Каждый из вас совершает поступок! Иногда плохой!
- Не всегда плохой поступок совершается специально! Вы можете совершить его нечаянно из-за невнимательности, рассеянности! Как же исправить свою ошибку?
- Предлагаю вам поиграть в разные ситуации и выбрать правильный поступок.
Ситуация первая.
- Два друга поругались из-за игрушки. ( герои Вова и Максим)
Первый вариант:
Вова: « Какая игрушка. Дай поиграть!» - вырывает игрушку из рук Максима.
Максим: « Отдай немедленно! Ты её сломаешь!»
Вова: « Ты жадина, я тебе никогда ничего не дам!»
Максим: « Сам ты жадина, мне от тебя ничего и не надо. И вообще у тебя никогда не будет такой игрушки….»
Вова: « Ты мне больше не друг!»
Максим: « Не больно то и хотелось с тобой дружить!»
Второй вариант:
Вова: « Максим, какая у тебя замечательная игрушка! Можно посмотреть. Расскажи, как в неё можно играть»
Максим: «Мне купил её папа. Вот как в неё можно играть!»
- Ребята, как вы думаете. Какой вариант поступка правильный?
- После какого диалога ребята будут продолжат дружить?
Ситуация вторая.
- Две подружки обсуждают новый наряд ( героини Аллата и Любава)
Ситуация третья.
- Девочка обзывает одноклассницу за то, что когда- то она её обидела.
(Ребята предлагают решение, высказывают своё мнение)
- Ребята, какие ещё ситуации вы бы хотели обсудить? (предложения детей)
Вывод:
- Какой можно сделать вывод?
- Хороший поступок приносит пользу- какую? (вы продолжаете дружить), радость - какую?( у вас хорошее настроение …),
- Плохой поступок огорчает - как? ( у вас плохое настроение. Вы злитесь, обижены…), приносит неприятности - какие?( у вас больше нет друга, вы его обидели)
Обсуждение ситуации: Вася шел в больницу навестить больную бабушку, которая очень нуждалась в дорогих лекарствах, а денег не было. Вдруг прохожий впереди обронил кошелёк.
Вася немного задумался, но затем, вместо того, чтобы окликнуть прохожего и вернуть деньги, тихо положил его в карман с мыслью: « Вот и деньги бабушке на лекарство!»
- Как поступил Вася?
(Вывод: Нельзя творить добро через плохие поступки)
- ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ СКАЗКИ И ГЕРОЕВ ,КОТОРЫЕ СОВЕРШАЛИ РАЗНЫЕ ПОСТУПКИ.
«Колобок» «Волк и семеро козлят», «Золотая рыбка»,
«Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», «Волк и лиса» и др.
Инсценировка жизненных ситуаций.( (Д.з. каждой группе выдаётся заранее стихотворение, которое должны инсценировать).
Ситуации анализируются и оцениваются.
1.Мама Олю кормит с ложки, Надевает ей сапожки,
А ведь Оля не мала, Делать всё сама б могла,
Но она сама не хочет. Поступать так плохо очень!
2. Поиграть Сережа с Филей Мяч у Пети попросили.
Петя мячик свой не дал, Хоть в него и не играл.
Будь ты взрослый или кроха Жадничать, как Петя, плохо.
3. К Диме бабушка пришла, Пять конфет ему дала.
Он один не съел конфеты – Колю угостил и Свету,
И Валеру с Олей тоже. Дима щедрый и хороший.
4. Мальчик маленький Егор Вышел погулять во двор.
Нехороший мальчик Витя Захотел его обидеть.
Но хороший мальчик Жора Заступился за Егора.
Опрос мнений.
Сейчас проведем опрос мнений. На мои вопросы на листке поставьте: если «да», то «+», если «нет», то «-»,
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ
– Можно ли человека заставить быть добрым?
– Можно ли стать добрым на время?
– Нужно ли быть добрым к любому человеку?
– Легко ли быть добрым?
– Есть ли у вас желание делать добрые дела?
У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит людям радость. Надо учиться быть добрым ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.
Рефлексия:
- Давайте, ребята, совершим с вами хороший поступок. Я выдам вам «Значок» на котором вы напишите два хороших качества ( поступка) вашего одноклассника и вручите этот «Значок» тому, о ком вы писали.
( чтобы все получили «Значок», необходимо разделить ребят на пары)
- Накануне Нового года по традиции все украшают ёлки. И мы тоже сегодня украсим ёлку. На столе шарики с именами ваших одноклассников. Возьмите любой шарик и повесьте его на нашу ёлку.
Вывод : Поступай с окружающими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.
- Ребята, я хочу пожелать вам, чтобы на вашем жизненном пути встречалось только хорошее, чтобы вы совершали как можно больше хороших поступков, а плохое старайтесь обходить стороной.
Раздаточный материал.
Пословицы.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
За добро добром и платят.
2. Игра «Сделай правильный выбор» карточки для детей.
обидеть друга
защитить слабого
порвать учебник
помочь старой бабушке
получить двойку
ухаживать за младшей сестрой
обидеть собаку
говорить неправду
покормить котенка
бегать по школе
смастерить кормушку
опоздать на урок
убрать комнату
вежливо разговаривать
поссориться с мамой
толкнуть ногой щенка
помочь убрать посуду
мусорить везде
хамить окружающим
брать что-то без спросу
говорить правду
уважать родителей
учить уроки
3. - Предлагаю вам поиграть в разные ситуации и выбрать правильный поступок.
Ситуация первая.
- Два друга поругались из-за игрушки. (герои Вова и Максим)
Первый вариант:
Вова: « Какая игрушка. Дай поиграть!» - вырывает игрушку из рук Максима.
Максим: « Отдай немедленно! Ты её сломаешь!»
Вова: « Ты жадина, я тебе никогда ничего не дам!»
Максим: « Сам ты жадина, мне от тебя ничего и не надо. И вообще у тебя никогда не будет такой игрушки….»
Вова: « Ты мне больше не друг!»
Максим: « Не больно то и хотелось с тобой дружить!»
Второй вариант: ( два друга Савелий и Иван)
Савелий : « Ваня, какая у тебя замечательная игрушка! Можно посмотреть. Расскажи, как в неё можно играть»
Ваня: «Мне купил её папа. Вот как в неё можно играть!»
- Ребята, как вы думаете. Какой вариант поступка правильный?
- После какого диалога ребята будут продолжат дружить?
Ситуация вторая.
- Две подружки обсуждают новый наряд ( героини Аллата и Любава)
Ситуация третья.
- Девочка обзывает одноклассницу за то, что когда- то она её обидела.
(Ребята предлагают решение, высказывают своё мнение)
- Ребята, какие ещё ситуации вы бы хотели обсудить? (предложения детей)
Тарасова Ирина Викторовна