Классный час в 9 классе «Профессии сегодняшнего дня»

3
0
Материал опубликован 29 January 2016

Классный час в 9 классе

«Профессии сегодняшнего дня»

Важно не кем быть, а каким быть.

Из дискуссии старшеклассников

Далеко не каждый станет ученым,

писателем, артистом, далеко не каждому

суждено открыть порох, но поэтам,

художником в своем деле

должен стать каждый.

В. А Сухомлинский

Форма проведения классного часа: представление-презентация.

Задачи классного часа:

сформировать информационную основу выбора профессии.

создать условия для формирования ясных представлений школьника о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиций при выборе профессии.

Выходят юноша и девушка. Она – с планшетным компьютером, он - с книгой в руке. Вместе что-то смотрят в интернете.

Он: Смотри! Вот еще одни сайт с рекламными объявлениями! И объявлений море!

Она: Ну и что? Все то же самое! «Ищу репетитора по математике», «Опытный психолог поможет разрешить все ваши проблемы», «Секретарь-референт с опытом работы» и т. д. и т. п. Везде и все одно и то же!

Он: Будущую профессию не в интернете искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть?

Она: Я? Ну... Может быть, модным дизайнером или моделью, телеведущей можно.

Он: А почему ты решила выбирать такие профессии?

Она: Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Иванова».

Он: (Передразнивает) Известный дизайнер Иванова. А что ты знаешь об этой профессий?

Он: А я так не хочу. Я мечтаю стать программистом. Но не потому, что это модно или денежно. А потому что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое умею благодаря факультативным курсам по информатики, я стараюсь покупать все свежие журналы о компьютерах, много читаю в интернете о новинках в программировании, занимаюсь дополнительно. У меня уже собралась хорошая библиотека литературы о компьютерах и программах. Я хочу быть профессионалом в этой области.

Она: Ты это серьезно?

Он: Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала.

Она: Ты думаешь, у меня получится?

Он: Если чего-то очень - очень хочешь — непременно получится.

Она: Тогда поговорим о профессиях?

Он: Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю оставшуюся жизнь, чтобы не разочаровываться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется. Ведь будущее - за профессионалом, любящим свое дело!

Психолог: Есть вопросы, которые взрослые любят задавать детям. Например, вспомните, сколько раз вас спрашивали: «Ну, как, ты еще не задумывался, кем хочешь стать, когда вырастешь?». И еще в детском саду вы с упоением декламировали: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...». Ну а теперь, став старшеклассниками, этот вопрос вы уже задаете себе сами…

Выходят ученики.

Ученик 1: Ученые считают, что у нашего Современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор!

Ученица 1: Однако, согласно многочисленным опросам школьников, 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение.

Ученик 1: И если в прошлом веке школьники чаще, всего мечтали стать, космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то сегодня дети вообще мечтают редко - они руководствуются финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии.

Ученица 1: В то же время количество и состав специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, зависят не от спроса на них на рынке труда, а от их популярности среди населения.

Ученик 1: Наши мамы и папы обязательно занимались в каких-то кружках: каждый был при деле, которое в будущем нередко становилось его профессией.

Ученица 1: А вот в скандинавских странах метод «образовательных кружков» для знакомства с той или иной профессией очень популярен и сейчас.

Ученик 1: У нас же наблюдается интересная закономерность: многие подростки не посещают ни кружки, ни курсы дополнительного образования, просто потому… что не знают, где они находятся.

Познакомиться с будущей профессией можно не только в школе, но и занимаясь в кружках, секциях, на семинарах в различных ВУЗах. В основном это занятия по математике и физике при вузах, школах и гимназиях, но можно встретить объявления и о семинарах по диагностике, робототехнике и другим интересным наукам.

Интересные кружки существуют и при музеях. Я слышал и читал объявления о том, что многие музеи проводят специальные занятия для школьников не только связанные с самой историей того или иного музея, но и знакомят с редкими музейными профессиями.

Ученица 1: А знаешь, какие возможности в этом вопросе дает наша гимназия? Хотите, я познакомлю вас с профильными курсами и кружками, которые помогут вам определиться в вашей профессии, не выходя из школьных стен?

Ученик 1: Вот еще пример. Хотя на западе термина «профессиональная ориентация» не существует, его заменяют понятием «Карьерный рост».

Ученица 1: В США в 1994 г. был принят акт, в соответствии с которым главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры.

Ученик 1: В нашей стране молодежная политика занимает все более почетное место, при этом президент В.В. Путин не устает повторять, что будущее России за профессионалами во всем.

Психолог: Итак, выбор профессии — это не только личная, но и государственная забота. Вы согласны с этим утверждением?

Ученица 1: Знакомясь с профессиями, я убедилась в том, что есть несколько способов выбора профессии.

Первый — метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни...

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.

Есть еще третий путь — выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное — это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.

Ученик 1: Спасибо, мы еще раз убедились в том, что отношение к порученному делу – половина успеха в профессии.

Ученица 1: Если вы еще не решили, чем заниматься в будущем, то учтите: «попасть в струю» - вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет.

Ученик 1: Представляем топ-десятку профессий будущего десятилетия!

Ученица 2: Номер 1 —специалисты по информационным технологиям.

Ученик 2: Кто они такие?

Ученица 2: Это компьютерщики завтрашнего дня.

Ученик 2: Почему они в топе?

Ученица 2: Потому что такие специалисты способны решать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовывать модели эффективного управления банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями и преподносить их на «блюдечке с голубой каемочкой» эту информационную модель нам - тем, кто нажимает на кнопки!

Ученица 2: Тебе это подойдет, если...

Ученик 2: У тебя хорошие математические способности.

Ученица 2: Какое образование нужно получить?

Ученик 2: Закончить мехмат или факультет высшей математики и кибернетики профильного ВУЗа.

Ученица 2: Кстати, мы узнали, что из выпусков последних пяти лет программистами решили стать 24 человека.

Ученица 3: Номер 2 - экологи.

Ученик 3: Кто они такие?

Ученица 3: Это истинные целители окружающей среды.

Ученик 3: Почему они в топе?

Ученица 3: Сейчас без экологической экспертизы нельзя построить жилой дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Любому предприятию выгоднее предотвратить загрязнение окружающей среды, чем выплачивать потом больничные сотрудникам и штрафы экологическим службам.

Ученик 3: Тебе это подойдет, если...

Ученица 3: Ты готов хоть сейчас ехать спасать от вымирания амурских тигров, а также неравнодушен к проблеме исчезновения тропических лесов Амазонки.

Ученик 3: Какое образование нужно получить?

Ученица 3: Закончить факультет экологии, или химии, или биологии.

Ученица 4: Номер 3 - «хед-хантерс».

Ученик 4: Кто они такие?

Ученица 4: Это настоящие «охотники за головами», то есть сотрудники агентств по персоналу. Они сами находят нужных специалистов, в основном менеджеров высшего звена, переманивая их из других компаний или перехватывая в момент перехода с одного места работы на другое.

Ученик 4: Почему они в топе?

Ученица 4: Потому что конкуренция между компаниями - это, прежде всего, конкуренция менеджмента. А те, кто являются главными поставщиками кадров, ценятся просто на вес золота.

Ученик 4: Тебе это подойдет, если...

Ученица 4: Ты прирожденный психолог и любишь азарт: ведь хед-­хантер - игрок, который и блефует, и ведет двойную и даже тройную игру, при этом умудряясь составить красивую, а главное удачную комбинацию.

Ученик 4: Какое образование нужно получить?

Ученица 4: Психологическое.

Ученик 5: Номер 4 - биотехнологи.

Ученица 5: Кто они такие?

Ученик 5: Это люди, которые с помощью живых организмов и их компонентов (генов, ферментов, белков) создают то, чего раньше не было в природе, - совершенно новые организмы, растения и продукты.

Ученица 5: Почему они в топе?

Ученик 5. Биотехнология - это генная инженерия и даже клонирование живых организмов. Сверхактуальная тема!

Ученица 5: Тебе это подойдёт, если...

Ученик 5: Ты интересуешься биологией, генетикой и биохимией.

Ученица 5: Какое образование нужно получить?

Ученик 5: Биологическое или химическое.

Ученица 6: Номер 5 — ландшафтные дизайнеры.

Ученик 6: Кто они такие?

Ученица 6: Это художники, а область их деятельности - садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до огромных территорий и загородных резиденций.

Ученик 6: Почему они в топе?

Ученица 6: С ростом благосостояния наших граждан будет расти потребность в тех, кто, умеет создать красоту буквально на ровном месте (делать альпийские горки, выращивать редкие растения, строить беседки, бассейны, фонтаны).

Ученик 6: Тебе это подойдет, если...

Ученица 6: Ты хорошо рисуешь и увлекаешься разведением комнатных цветов.

Ученик 6: Какое образование нужно получить?

Ученица 6: Высшее архитектурное, строительное или озеленительное.

Ученица 7: Номер 6 психоаналитики.

Ученик 7: Кто они такие?

Ученица 7: Это «доверенные лица» политиков, звезд кино, шоу-бизнеса, бизнесменов. Им люди рассказывают то, в чем не признаются даже самим себе!

Ученик 7: Почему они в топе?

Ученица 7: В обществе потребления всегда есть страх потерять то, что имеешь, не суметь добиться новых высот, не успеть, не достичь, что вызывает неврозы и депрессии. И только психоаналитик способен помочь вернуть человеку душевное равновесие.

Ученик 7: Тебе это подойдет, если...

Ученица 7: Ты отзывчив и хорошо чувствуешь людей, склонен к анализу.

Ученик 7: Какое образование нужно получить?

Ученица 7: Психологическое, медицинское. Но помни: тебе придется периодически заниматься психоанализом самого себя.

Ученица 8: Номер 7-логистики.

Ученик 8: Кто они такие?

Ученица 8: Логистики отвечают за все процессы, где можно сэкономить: поставки, транспортировка - связь с таможней и государственными органами и т.д. Логистик не позволяет товару долго лежать на складе, грузовику - ехать длинной дорогой, а магазину - ждать завоза продукции.

Ученик 8: Почему они в топе?

Ученица 8: Экономия средств от работы логистиков составляет миллионы условных единиц. И поэтому их работу также оценивают по достоинству.

Ученик 8: Тебе это подойдет, если…

Ученица 8: Ты можешь грамотно планировать свой рабочий день, любишь «гоняться за двумя зайцами» и умеешь объединять вокруг себя единомышленников. Очень пригодятся также расчетливость и экономность.

Ученик 8: Какое образование нужно получить?

Ученица 8: Экономическое или юридическое.

Ученица 9: Номер 8 - аудиторы.

Ученик 9: Кто они такие?

Ученица 9: Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора - окончательная проверка финансовых отчетов компаний, например перед налоговой проверкой.

Ученик 9: Почему они в топе?

Ученица 9: Любая компания нуждается не только в бухгалтерском учете, но и в постоянном его контроле. Ошибки, кажущиеся малозначительными на бумаге, на деле могут обернуться колоссальными убытками. Аудитор помогает их избежать.

Ученик 9: Тебе это подойдет, если...

Ученица 9: Ты терпелив, усидчив и педантичен. Аудиторов называют «профессиональными занудами».

Ученик 9: Какое образование нужно получить?

Ученица 9: Высшее экономическое.

Ученица 10: Номер 9 - телепродюсеры.

Ученик 10: Кто они такие?

Ученица 10: Это самые главные люди на телевидении! Они придумывают сами или находят подходящую идею для программы или фильма и воплощают ее в жизнь. Они занимаются всем: от создания творческой группы до рекламной кампании!

Ученик 10: Почему они в топе?

Ученица 10: Сила телевидения как средства массовой информации очень велика, а роль продюсера вообще главенствующая. Чаще всего именно он выбирает ведущего программы, а также контролирует расходы и следит за соблюдением концепции программы.

Ученик 10: Тебе это подойдет, если...

Ученица 10: Ты творческий человек, умеющий к тому же считать деньги.

Ученик 10: Какое образование нужно получить?

Ученица 10: Любое высшее - а дальше все зависит от твоей активности и креативности.

Ученица 11: Номер 10—имиджмейкеры.

Ученик 11: Кто они такие?

Ученица 11: Это виртуозы социальных превращений.

Ученик 11: Почему они в топе?

Ученица 11: Превратиться из Золушки в принцессу сегодня можно и без волшебной палочки доброй феи — с помощью имиджмейкера!

Ученик 11: Тебе это подойдет, если ...

Ученица 11: Ты наблюдателен и у тебя хороший вкус.

Ученик 11: Какое образование нужно получить?

Ученица 11: Психологическое, а также закончить курсы имидж мейкеров.

Психолог: Способ определения будущей профессии основан на вашей школьной успеваемости. Подумайте, пожалуйста, над тем, какой школьный предмет вам особенно нравится. И если этот предмет вам дается без труда, имеет смысл сосредоточиться на аналогичных профессиях.

Ученица 1: Информация к размышлению. По состоянию на 1 октября 2014 гола на учете в районном отделении занятости состоят 1262 безработных. В банке данных в наличии 1600 вакансии, в том числе (90%) - для рабочих.

Ученик 1: «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!». Поговорим о рабочих профессиях

Ученица 12: Слесарь-ремонтник!

Ученик 12: Профессия слесаря - одна из старейших профессий по обработке металла. Работы, выполняемые современным слесарем, настолько разнообразны, что эта профессия разделилась на множество специальностей.

Ученик 13: Слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь-сборщик...Профессия слесаря-ремонтника преимущественно мужская, требующая физической выносливости, крепкого здоровья. При работе с механизмами и инструментами необходимы хорошая координация и точность движений, ловкость ...

Ученик 13: Профессию электрогазосварщика можно получить также в профессионально- технических училищах, а после их окончания можно и в ВУЗ поступить.

Ученица 13: Профессия швеи.

Ученица 2: Работа швеи может быть как на швейной машинке, так и ручная, швея- мотористка работает на конвейере. В течение одной смены она выполняет какую-то одну операцию и передает изделие следующей швее.

Ученица 1: Надо заметить, что профессия швеи всегда востребована на рынке труда и прилично оплачивается.

Ученик 1: Маляр - одна из самых увлекательных и интересных профессий.

Ученик 2: Профессию маляра получают в лицеях.

Психолог: Как видите, мы познакомились с вами с профессиями, которые являются самыми рейтинговыми профессиями сегодняшнего дня. Однако это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или менее востребованы. В каждой профессии есть своя «за» и свои «против», каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты ее выполняешь, как ты к ней относишься. Любая работа требует полной отдачи. Только в таком случае она приносит удовлетворение человеку, она дает радость творчества в самом монотонном и рутинном деле.

Ученик:

Есть пора завершенья работы,

Испытанье высокое сил:

Видишь сделанным начерно все ты,

Что как замысел в сердце носил.

Ученица:

Но не вздумай свалить на усталость

Беспокойство свое в этот час,

То, что так хорошо рисовалось,

Вдруг увидев без всяких прикрас.

Ученик:

Есть суровый закон, что известен

Всем, испившим воды грозовой:

Только тот, перед временем честен,

Кто умеет быть честным с собой.

Комментарии

Что-то здесь пропущено: "Она: Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Иванова». Он: (Передразнивает) Известный дизайнер Иванова. А что ты знаешь об этой профессий? Он: А я так не хочу. Я мечтаю стать программистом..." (почему ОН сказал: "А я так не хочу."?) И вот так дети просто ГОВОРЯТ весь классный час? Скучно!

9 February 2016