12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зубкова Ирина Владимировна352
Россия, Москва

Подготовила Зубкова Ирина Владимировна

Педагог-психолог ГБОУ «Школа в Некрасовке»



Классный час «Выбор профессии в цифровом мире. Как начать свой путь?»

Возраст участников 9-10 классы.


5 минут вступление:

Здравствуйте ребята. Каждому из вас предстоит сделать выбор в пользу той или иной профессии. Кто-то из вас уже определился с выбором, кто-то нет. Для того, чтобы понять кем мы хотим стать в будущем, важно понимать: «Какие возможности у нас есть и какие профессии существуют?».

Сегодня мы поговорим с вами о новых профессиях, которые появились благодаря информационному и техническому прогрессу, о технических профессиях или с ним связанных.

А в конце занятия каждый из вас получит мини памятку «Как сделать выбор в мир профессий?», где вы сможете ознакомиться с некоторыми способами которые помогут вам определиться с выбором независимо от того какую профессию вы для себя хотите (может быть и не связанной с техникой).

И так, какие профессии сейчас востребованы благодаря и или вопреки цифровому прогрессу? А какие профессии появились только благодаря цифровизации общества (которые без технических средств невозможны)?

(ответы учеников).

Для того, чтобы вам было проще с выбором, нужно ознакомиться со статистикой самых востребованных и оплачиваемых профессий на ближайшее десятилетие.

Знакомство с профессиями – 15 минут.

Я предлагаю вам ознакомиться с списков интернет профессий (которыми можно заниматься удаленно, т.е. из любой точки мира, где есть доступ в интернет).

1. SMM-менеджер

SMM-менеджер (или SMM-специалист) — это digital-специалист, который занимается продвижением в социальных сетях. Он работает с Instagram, Facebook, Вконтакте, TikTok и Одноклассниками: ведет аккаунты и группы, настраивает таргетированную рекламу, общается с ЦА и создает полезный контент.

2. Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог — это digital-специалист, который занимается продвижением проектов в интернете. Он использует различные инструменты и площадки для повышения продаж товаров и услуг. Также интернет-маркетолог координирует работу других специалистов и помогает увеличить узнаваемость бренда в интернете.

3. Копирайтер

Копирайтер — это специалист, который пишет коммерческие тексты для сайтов, блогов, соц.сетей, журналов и рекламы в интернете. Также копирайтер создает посадочные страницы (Landing Page) и презентации.

4. SEO-специалист

SEO-специалист — это специалист в сфере digital-маркетинга, который занимается продвижением сайтов в поисковых системах. Его задача — увеличить число органического трафика на веб-ресурс. Для этого он продвигает страницы сайта по ключевым запросам.

5. Таргетолог

Таргетолог — это digital-специалист, который настраивает таргетированную рекламу в социальных сетях: TikTok, Instagram, Вконтакте, Одноклассники, Facebook.

6. Контент-маркетолог

Контент-маркетолог — это специалист, который занимается продвижением бизнеса с помощью полезного контента: статьи, видео, посты для соцсетей, презентации, «белые» книги, маркетинг-киты.

7. Специалист по контекстной рекламе

Специалист по контекстной рекламе (он же контекстолог) — это digital-специалист, который настраивает контекстную рекламу Яндекс.Директ и Google Ads. Также он работает с КМС (контекстно-медийная сеть Google) и РСЯ (рекламная сеть Яндекса).

8. Контент-менеджер

Контент-менеджер — это специалист в сфере диджитал, который отвечает за создание, публикацию и продвижение контента в интернете: например, в блогах и социальных сетях.

9. Instagram-маркетолог

Instagram-маркетолог — это специалист, который занимается продвижением аккаунтов в Instagram. Он настраивает рекламу, разрабатывает контент-стратегию, коммуницирует с лидерами мнений.

10. Рерайтер

Рерайтер — это диджитал-специалист, который пишет различные тексты для сайтов, социальных сетей и блогов. Он находит источники в интернете и пишет статьи на их основе — передавая общий смысл своими словами.

11. Веб-разработчик

Веб-разработчик — это IT-специалист, который разрабатывает веб-приложения, сервисы и сайты. Есть 3 основные специализации: Frontend-разработчик, Backend-разработчик и Fullstack-разработчик.

12. 1С-разработчик

1С-разработчик — это специалист в сфере IT, который занимается поддержкой и настройкой системы «1С: Предприятие».

13. Python-разработчик

Python-разработчик — IT-специалист, который создает вычислительные программы, администрирует работу парсеров, пишет скрипты, разрабатывает веб-сервисы, игры и приложения на языке программирования Python.

14. iOS-разработчик

iOS-разработчик — это IT-специалист, который разрабатывает программное обеспечение — приложения и игры — для устройств от Apple: iPhone, iPad, Apple Watch, iPod.

15. Тестировщик

Тестировщик (или QA-инженер) — это IT-специалист, который проверяет работоспособность онлайн-сервисов, веб-приложений, программ, компьютерных игр, мобильных приложений. Он ищет баги и проблемы с безопасностью в цифровых продуктах.

И другие.

Так же с прогрессом появляются профессии будущего.

Предлагаю вам ознакомиться с роликом телеканала 360 и высказать свое мнение на счет «Умирающих» и новых профессий.

https://www.youtube.com/watch?v=3-1k8pgUXE0

(ответы учеников)

Еще один коротенький ролик «Профессии будущего: какие специалисты будут востребованы в 2025 году и позже?»

https://www.youtube.com/watch?v=TQrGL8DDeYE

Уверена вы сами сможете найти в интернете рейтинги и информацию о новых профессиях и даже о необычных профессиях, но что же делать вам? Как определиться с выбором?

В этом могут помочь специальные упражнения, некоторые из них мы сейчас с вами попробуем.

Игры и упражнения на профориентацию. 20 минут

Предлагаю вам игру: «Взгляд в будущее»

Ход игры
Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. Вы уже
десятиклассники через год вы оканчиваете школу. А что потом? Сегодня у вас будет
возможность заглянуть в будущее. Возможно, во время игры у вас появятся вопросы,
желание что-то обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с
психологом или во время классного часа. Игра состоит из нескольких этапов, каждый
из которых будет отражаться в вашем «Зачетном листе».
После разминки и вводной к игре ведущие уводят старшеклассников в холл
перед актовым залом, где звучит музыка «Школьные годы чудесные».
Раздаются «Зачетные листы», ребята по одному заходят в актовый зал, дверь за
ними громко захлопывается на замок. Музыка обрывается. Этот ход важен для
усиления эмоциональной реакции на символическое проживание расставания со
школой.
Зачетный лист
1. Фамилия, имя___________________________
2. Класс__________________________________
3. Цвет моего чувства______________________
4. Я выбрал эту профессию потому, что_________________________________
5. Цвета моих ответов в тесте: 1_____, 2_________, 3_________, 4___________.
6. Я иду в ВУЗ прежде всего для того, чтобы ________________________
7. Мой «багаж»_________________________________________________
8. Значимая для меня жизненная цель______________________________
Чувства.
Все садятся в круг, ведущий предлагает старшеклассникам представить
ситуацию после окончания школы.
Ведущий: Выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. Одиннадцать
школьных лет позади... Какие чувства вы испытываете, поделитесь пожалуйста. Ребята
28
рассказывают. Затем ведущий предлагает в зачетном листе нарисовать цвет этого
чувства (карандашами, красками, фломастерами)
Принцип выбора.
Частники остаются сидеть в кругу, каждый получает лист альбомного формата,
в центре круга лежат маркеры, фломастеры.
Ведущий: напишите каждый на своем листочке крупно основной принцип, которым
вы руководствуетесь при выборе профессии, После того, как вы напишите это,
поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочесть. Теперь
подойдите и положите руку на плечо тому человеку, чей принцип близок вашему или
интересен вам.
Задача ведущего на этом этапе – помочь ученикам сформулировать этот
принцип. Далее ребята объединяются в группы по сходству принципов.
Ведущий: Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа:
почему именно этот принцип так важен для вас.
После этого организуется обсуждение принципов Важно при этом не допускать
негативных оценок принципов других групп.
По окончании дебатов ведущий предлагает участникам групп еще раз
примерить к себе свой принцип и решить, остается ли он в силе. Каждый записывает
свой принцип выбора профессии в соответствующий пункт «Зачетного листа».

Карточная бланковая игра-шутка «Болван»
(автор – Н.С.Пряжников. См. Школьный психолог, 1999, No19, май)
Слова « болван», «дурак» - нехорошие, но часто употребляемые. В толковых
словарях эти слова обозначаются как « разговорные» и « простонародные». Психолог
должен относиться к их употреблению с пониманием. Ведь помимо своего чисто
филологического значения эти « нехорошие» слова несут еще и эмоциональную
нагрузку.Кроме того, проблема «дурака» - это еще и философская проблема. Глупость и
ум находятся в непростых и даже парадоксальных отношениях: оказывается, чтобы
поумнеть, надо осознать, что ты глуп, что наиболее несносная глупость именно
такая, которая не совсем лишена ума. Глупость может присутствовать и у
образованного человека ( не лишенного ума). Более того, именно с умного спрос за
ошибки и нелепое поведение гораздо больший, чем с человека без соответствующего
образования и воспитания.
Для того, чтобы перестать быть глупцом, нужен не столько интеллект,
сколько нравственная зрелость, совесть и чувство собственного достоинства. Как
это ни удивительно, гибкий, развитый интеллект часто помогает человеку оправдать
неблаговидные поступки: уж в этом-то образованные негодяи весьма искусны...
В предлагаемой игровой методике смоделирована проблема переосмысления
«глупости» в связи с выбором тех или иных жизненных ценностей.
Проводится ускоренный вариант этой игры (сокращеный)
Этапы игры.
1. Ведущий рисует игровой бланк на доске ( см. пример), участники – на
листочках в клеточку. Ведущий делает себе аналогичный бланк.


image-20211108184147-7.jpeg


Список событий может быть пополнен участниками игры, но общее их
количество не должно превышать 10-15. Могут быть события типа « Удачно выйти
замуж», «Сделать мировое открытие», «Стать президентом» и т.п.
2. Далее игроки ( кроме ведущего) делают себе столько карточек, сколько
событий-пожеланий они выделят.
1.
Ведущий показывает на доске, как оформляются карточки. На лицевой стороне
карточки записывается название события-ценности ( из перечня событий,
приведенного в бланке – например, «Украсть миллион долларов»). На обратной
стороне – буквы А, Б, В и Г, соответствующие тем или иным радостям и
смыслам жизни ( В составлении списка также могут поучаствовать игроки, но
общее количество смыслов не должно превышать 6). Здесь, на обратной стороне
каточки, напротив каждой буквы игроки самостоятельно оценивают по
пятибалльной шкале, насколько это событие способствует удовлетворению этих
ценностей Аналогично заполняются другие карточки.
Пример заполнения карточки.

image-20211108184147-8.jpeg
2. В ходе игры участники обмениваются друг с другом карточками с событиями-
пожеланиями, например, если кто-то хочет, чтобы другой « заработал честно 5
тысяч баксов» или « воспитал троих детей», то он передает ему
соответствующую карточку.
Организуется это следующим образом. Ведущий дает команду, и каждый игрок
отдает кому-то одну свою карточку-пожелание. Получивший карточку делает в бланке
соответствующие записи (см. ниже). В следующем ходе игроки отдают по одной своей
карточке другим товарищам и т.д. Может оказаться так, что кому-то за один такой ход
достанется сразу несколько карточек, а другому – ни одной. Все это обычно
компенсируется в другие ходы, или ведущий может ввести какие-то правила,
нормирующие порядок передачи карточек (например, нельзя давать одному и тому же
игроку более двух-трех карточек за одни ход).
Игрок, которому предлагают карточку, может её принять или отказаться.
Если игрок принимает карточку-пожелание, то он берет предлагаемую ему
карточку и записывает в свой бланк с лицевой стороны напротив данного пожелания
знак « плюс» (+). С обратной стороны бланк он вписывает в правую колонку против
соответствующих букв те баллы, которые проставлены на полученной им карточке.
При этом рекомендуется сразу приплюсовывать их к уже имеющимся баллам
(например, если напротив буквы « А» уже стоят четыре балла, то после получения по
данной букве ещё пяти баллов в бланк сразу следует написать их сумму – 9). Карточки
первоначальным владельцам не возвращаются, и могут быть использованы в игре
повторно.
Если игрок отказывается от предлагаемого ему пожелания, эта отвергнутая
карточка вручается « болвану», который « согласен на все», от чего отказываются
«умные» и « порядочные» люди. Роль « болвана» в игре выполняет ведущий. Получив
карточку, ведущий проделывает все то же, что остальные участники: помечает
«плюсом», какое событие ему досталось, подсчитывает баллы и т.п. Те карточки,
которые получил «болван», в игре больше не участвуют.
Если окажется, что подростки почти ничего не отдают « болвану». То это
приведет к неинтересному завершению игры. В этом случае ведущий должен с
помощью провокационных фраз заставить участников от чего-то отказываться в свою
пользу.
1.
Где-то примерно в середине игры (через 7   минут после её начала) ведущий
может ввести новое правило: с данного момента карточки повторно в игру не
возвращаются после каждого хода просто кладутся под листок. Игра
продолжается, пока у игроков не останется по 3-4 играющих карточки.
2.
Примерно за одну минуту до окончания игры ведущий вводит еще одно
условие: за оставшееся время каждый игрок может освободиться от одной самой
непривлекательной карточки с событием-пожеланием ( отдать кому-то из своих
товарищей, но не « болвану»). Все оставшиеся у игрока карточки будут
считаться « пределом его желаний» (раз он никому их не отдал). С них
необходимо переписать в свой бланк всю информацию, то есть пометить
«плюсами» названия этих карточек-пожеланий, и главное – перенести все баллы,
которые на них имеются.
3.
После этого подводятся итоги игры. Все участники, включая ведущего, должны
подсчитать по каждой букве ( А, Б, В, Г) общую сумму баллов. После этого
необходимо найти средние арифметические значения по каждой букве, для чего
полученная сумма баллов делится на количество цифр, написанных напротив
каждой буквы.
4.
Общее подведение итогов организуется следующим образом. Ведущий сначала
спрашивает участников у кого самое большое значение по первой букве «А» - по
«Радостям души». Далее он называет свое среднее значение. Нередко
оказывается что уже после первого сопоставления игроками своих результатов
с результатами «болвана», у последнего они более предпочтительны.
Можно также поинтересоваться у игроков, кто большее число раз выбирал какое
событие, не забывая, сколько раз оно происходило у игрового «болвана». Далее
ведущий сравнивает свои результаты с результатами игроков по другим буквам.
Поскольку такие сопоставления часто оказываются для участников
неожиданными, то игра может стать хорошей основой для увлекательного обсуждения
проблем, связанных с поиском смысла жизни, путей достижения счастья.
Иногда неожиданностей в игре не происходит: самые непривлекательные
результаты оказываются именно у « болвана». Объясняется это тем, что данная группа
подростков не поддалась на провокацию, то есть у большинства из них сформирована
позитивная ценностная система. Возможно и другое объяснение: психолог слишком
вяло провел игру, не провоцировал подростков отдавать ему карточки со всякими там
«благородными» событиями (типа «воспитать троих детей», «учиться, учиться и т.д.»)

После этой игры целесообразно провести мини рассуждение на тему: «Как правильно и не правильно выбирать профессию?».

(5 минут)

(Ответы учеников).

Теперь предлагаю вам ознакомиться со списком распространенных ошибок при выборе профессии:

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

 2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или     доходность

3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать).

       4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму  профессию.

        5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

        6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую        профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов         считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

       7. Игнорировать собственные способности и интересы.

       8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при  выборе профессии.

         9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

 10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.

Понимаю, что мы еще многое не успели с вами обсудить, поэтому я вам раздам памятки, с которыми более подробно вы сможете ознакомиться дома.

А сейчас вы можете задать все интересующие вас вопросы.

(вопросы учеников)

Спасибо вам за активное участие и до новых встреч.





Памятка учащимся для начала своего профессионального пути:

полезные ссылки (где вы сможете сориентироваться какие профессии сейчас  актуальны):

  1. Атлас новых профессий от Сколково https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/4b954252-7c3d-4975-94e3-910612e77464/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf
  2. ресурсы для поиска работы:

Кружками и секциями уже никого не удивишь. Современный мир готовит нас к тому, что полученные знания уже нужно применять в реальном мире и вы можете начать свой путь к профессии/получать опыт/зарабатывать деньги уже сейчас.

Вот варианты:

  1. Филиал «Красного креста» или подобных мед. организаций у Вас в городе.
    Там всегда ищут людей, которые готовы помочь. Их учат первой помощи и прочему – бесценно для того, кто хочет стать врачом.
  2. Волонтерские организации.
    Возможно, им нужен человек, который сделает для них идеальные листовки или напишет лучшие кричалки – а это как раз под силу Вашему п.
  3. Подработка по интересам.
    После четырнадцати лет просто делом чести стало найти себе подработку на лето.  Вместе с родителями можно поискать вакансии.
  4. Создать свой курс!
    Да-да, сейчас есть множество платформ, на которых есть возможность научить других людей тому, что ты уже знаешь – готовить или строить скворечники? Поделись этим и получи за это деньги. Самый подходящий для этого сайт – Udemy.
  5. Разовые оплачиваемые работы на таких сайтах как YouDo (Юду)
  6. Пробуйте реализовывать свои таланты материально: рукодельницы могут начать продавать свои работы в интернете, если вы хорошо танцуете можете учить танцевать младшие классы и другие.
  7. Можно обратиться в местный центр занятости молодежи (если такого центра нет, то можно обратиться в местный центр занятости для взрослых).


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.