Урок на тему «Клеточное строение - общий признак живых организмов»

4
0
Материал опубликован 17 July 2020

Бельчич Ольга Ивановна

Учитель биологии и химии

МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровская

Краснодарского края.

Методическая разработка урока

Тема урока: Клеточное строение - общий признак живых организмов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Цель:  изучить  строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

образовательные: знать о строении  клетки, а так же о роли органоидов клетки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды  в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать  с учебником.

Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  

Продолжить формирование  навыков исследовательской и проектной деятельности

  Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, лупа .микроскоп, микропрепарат.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли. 

 

Этапы урока:

Организационный момент (3 мин)

Проблемная ситуация и актуализация знаний. (4 мин)

Совместное открытие знаний (20 мин)

Самостоятельное применение знаний (6 мин)

Итог урока (рефлексия) (4 мин)

Постановка домашнего задания (3 мин)

Ход урока

1). Мотивация

Добрый день, ребята!

Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. 

 

 Присаживайтесь на свои места.

У вас хорошее настроение?( ответ учащихся).

Хорошее? Значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Прослушайте ,пожалуйста отрывок из стихотворения.

О чем говорится в нем?  ( слайд 1)

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 
Там такое происходит - 
Цитоплазма кругом ходит, 
Помогает то движенье 
В клетке чудным превращеньям. 
Их не видел Левенгук, 
Удивился б Роберт Гук
.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Из чего состоят все живые организмы  из … (клеток).

Поэтому тема урока как будет называться? (версии детей)

Тема урока «Клеточное строение -общий признак живых организмов».

( записывают тему в тетради) ( слайд2)

Ребята, сегодня мы проведем необычный урок:

Скажите, пожалуйста, приходилось ли вам работать над проектом в начальной школе?

На уроке мы сейчас будем, исследовать и создавать модели растительной и животной клетки.

Вы согласны?

У любознательного исследователя природы всегда возникает .

Почему самые разные обитатели нашей планеты проявляют общие для всего живого свойства?

( Общий признак в строении разных организмов)

Трудно утверждать, что гриб и дерево под которым он растет ,сходны по строению.,

или что может быть общего между кроликом и травой , которую он поедает?

Как, вы, думаете, когда и кому это удалось выяснить? Если затрудняетесь ответить ,то откройте учебник п6. Стр.20.

(Выяснить это удалось в 17-19 веках благодаря изобретению и усовершенствованию удивительного прибора -микроскопа)

( слайд 3)

Если вы ,внимательно слушали стихотворение , то ответите на вопрос

Кто изобрел световой микроскоп ? (Антони ван Левенгук), а

Р. Гук увидел в микроскоп кирпичики и назвал их – Клеткой.

( слайд 4,5,6)

( Исследование кожи)

На парте лупа, самый простой увеличительный при бор , посмотрите на кожу своих рук.( она состоит из клеток однослойного эпителия, что вы увидели?

А теперь давайте посмотрим как выглядят клетки кожи под микроскопом,

Ребята ,а как вы думаете ?Может быть , разгадка этого интересного явления, кроется в строении самих клеток, из которых состоят растения и животные?

Познакомимся со строением растительной и животной клеток .

Работа с учебником .

Обратите внимание на термины – это клеточные структуры органоиды клетки.

(назовите их)

Какие одинаковые части клеток вы увидели? ( ядро, цитоплазма . клеточная мембрана)

Что есть в растительной клетке , но нет в животной? ( оболочка , пластиды, вакуоли)

Разница в строении клеток животных и растений объясняет, тем что у них разное питание.( Животные активно двигаются добывая себе пищу, а растения находятся на месте? А как же им удается питаться? (Поглощают воду из почвы и минеральные вещества , и (воздушное питание)

( пластиды, хлоропласты)

Физкультминутка.

Теперь послушайте стихотворение и угадайте ,чем мы будем сейчас заниматься?

Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

( Выполнить задание )

Создание галереи авторских моделей клеток.

( работа с учебником стр.20)

Обобщение материала.

 

Ребята на следующих уроках вы будете сами учиться готовить микропрепарат кожицы лука и рассматривать его под микроскопом. Тогда вы сможете сравнить препарат с моделью, которую вы сделали сегодня своими руками. Аккуратно вложите в тетрадь. Кто хочет может подарить нашим гостям в конце урока , на память о сегодняшнем уроке.

5). Рефлексия. Карта индивидуальная

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

До урока: 

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Сейчас:

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

VI. Домашнее задание.  

Всем:

Параграф   §6      

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

     сочинить сказку о  клет

Инструктивная карта

Фамилия, имя, участника:

План работы: 1.Изучаем теоретический материал по

учебнику. Прочитайте текст с.21-22.

Обратите внимание на рисунки с 16.

 

2. Заполняем инструктивную карту проведения эксперимента

 

Цель

Что брали?

Что делали?

Что наблюдали

Вывод

доказать, что растения состоят

из_______

 

 

 

Все растения состоят

из______

 

2. Отвечаем на задание соответствие 

 

Часть клетки

значение

1. Пластиды

а)содержит наследственную информацию

2.Ядро

б) состоит из целлюлозы(клетчатки), служит каркасом растительной клетки

3.Цитоплазма

в)полости, заполненные клеточным соком

4.Вакуоль

д)содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из неё другие

5.Клеточная мембрана

е)обеспечивает передвижение веществ в клетке

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.