12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Крухмалёва (Мишутина)20
Воронежская обл.

Конспект урока «Развитие знаний о клеточном строение организма» с использованием технологии развивающего обучения

Тема урока

Развитие знаний о клеточном строение организма

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Технология

развивающее обучение

Главная дидактическая цель урока

Главная дидактическая цель: изучить историю развития клеточного строения, познакомиться с основными положениями клеточной теории, выявить роль ученых биологов в формировании знаний о клетке и создании клеточной теории; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять структуры клетки с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе

Формировать УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.Оценивать собственный вклад в работу группы

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей, выяснить микроскопическое строение клетки;

- воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа;

- развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Основные понятия

Клетка, микроскоп, клеточная теория.

Ресурсы

компьютер, мультимедийная доска, микроскопы, микропрепараты кожицы лука, интернет, рисунки и схемы растительной клетки.

Организация пространства

индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Методы

частично-поисковый.


 

Технологическая карта

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»


 


 

Выслушивает, комментирует, мотивирует


 


 

Высказывают свои суждения

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


 


 


 


 


 


 

Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 

Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с устройством и принципом работы светового микроскопа. Узнали, что все организмы состоят из клеток и клетка – основная единица живого. Раньше вы видели клетки только на картинке в учебнике. На сегодняшнем занятии нам предстоит познакомиться с ними поближе.

А знакомство с ними мы осуществим, совершив необычное путешествие в страну Цитоландию. Эту страну вы не найдете ни на одной карте, но жители ее всегда рядом с нами. Они - живые единицы всего живого на Земле.

Кто обитает в этой необычной стране? (клетки)

Почему страна так называется?

(Цитология – наука, изучающая клетку).

Путешествуя по ней мы сделаем несколько остановок.

Затруднение :Функции живого?

Клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов.

Кроме того, клетка и сама живая.

Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы? (питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются).

Затруднение

Строение растительной клетки?

Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой (указать на понятия , написанные на доске), в которой имеются более тонкие участки- поры. Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная (продемонстрировать модель клетки на примере футляра из-под пленки). Она придает форму клетке.

А теперь давайте заполним клетку органоидами.

Как вы думаете, что надо вложить вначале?

Ядро с ядрышком.

Она самая важная часть клетки, управляющая всеми процессами в клетке. В нем находятся хромосомы. Теперь мы поместим органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Это –хлоропласты, содержащие особое зеленое вещество-хлорофилл. Хлоропласты –это разновидность пластид. Но пластиды могут окрашены и в красно –оранжевый и бесцветный цвет. Очень много места в клетке занимает вакуоль –своеобразный склад веществ в клетке. Вакуоли заполнены клеточным соком. Чем старше клетка, тем больше по размерам - вакуоли.

В растительной клетке присутствуют и другие органоиды: аппарат Гольджи, ЭПС, рибосомы, лизосомы. Что теперь не хватает в клетке? (цитоплазма). А для чего она необходима? (Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения). .Цитоплазма - это вязкая жидкость в которой располагаются все органоиды клетки.

Мы получили модель клетки. Таким образом клетка – это целостная биологическая система сложная система , имеющая объем (на картинках мы ее видим плоской).Это единица живого. Почему? (Дышит, растет, размножается).

Возникло ли у вас затруднение? Где именно?

-Почему не могли дать правильный ответ?

-Насколько нам необходимо знать клеточное строение?

Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Совместно с учениками выявляет причины затруднения.


 

Отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания ( по выбору).

Осуществляют проверку


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Решают проблему в группах.


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.

3.Выявления места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

-Какова цель вашей работы на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

-Составим план достижения поставленной цели

-Проговорите план вашей работы.


 

Предлагает определить способы реализации учебной деятельности.

Учащиеся ставят цель проекта и формулируют шаги, необходимые для реализации проекта

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение способов и средств для реализации учебной деятельности.

-Составим план достижения поставленной цели

-Проговорите план вашей работы.

План:

используя учебник, провести анализ информации о клеточном строении, истории развития знаний о клеточном строении .

Провести опыты по выявлении основных органоидов растительной клетки.

Систематизировать полученные знания.

Предлагает определить способы реализации учебной деятельности

Называют цель работы, выяснить какие вещества; уточняют тему урока.

Составляют план работы.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

построение и фиксация нового знания

«История открытия микроскопа»

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков)

Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью. Универсальной ячейкой жизни является клетка.
Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука).

Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа . Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук 1665 г. Р.Гук опубликовал альбом рисунков под названием “Микрография”. Среди них был и тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”. Одним из современников Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.1827 г. итальянскому физику Джованни Батисте Амичи удалось улучшить четкое изображения линз. После этого интерес к микроскопии быстро возрос.1930-е годы появился электронный микроскоп (США).

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчел, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «ячейка, клетка»).

В 1675 году итальянский врач М. Мальпиги, а в 1682 году — английский ботаник Н. Грю подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном питательным соком». В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 16321723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии). Также Левенгук впервые наблюдал животные клетки — эритроциты и сперматозоиды. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных. В 18021808 годах французский исследователь Шарль-Франсуа Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками. Ж. Б. Ламарк в 1809 году распространил идею Мирбеля о клеточном строении и на животные организмы. В 1825 году чешский учёный Я. Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц, а в 1839 ввёл термин «протоплазма». В 1831 году английский ботаник Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро является обязательным органоидом клетки растения. С тех пор главным в организации клеток считается не мембрана, а содержимое.

 

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Координирует работу учащихся.

Предлагает выполнить эксперимент по инструктивной карточке

Выполняют задание, работая в группах, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Проводят эксперимент и предъявляют результаты работы

6. Закрепление во внешней речи

Цель: применение новых знаний в типовых заданиях

Проведем фрагмент лабораторной работы. Цель: изучение строения клеток кожицы лука.

Выполним тест.

1. Кто впервые обнаружил клетку?

а) Роберт Вирхов;

б) Антуан Ван Левенгук;

в) Роберт Гук.

2. В каком году?

а) 1600 г.;

б) 1930 г.;

в) 1665 г.;

2. Клетка снаружи покрыта:

а) цитоплазмой;

б) оболочкой;

в) пластидами.

3. Зеленые пластиды называются:

а) лейкопласты;

б) хлоропласты;

в) хромопласты.

4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:

а) цитоплазма;

б) ядро;

в) вакуоли.

5. Хромосомы находятся в:

а) ядре;

б) цитоплазме;

в) вакуоли.

6. Основная структурная единица организма:

а) корень;

б) орган;

в) клетка.

Подписать органоиды клетки

Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи.

выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует соотнесение работы с эталоном для самопроверки

Выполняют самостоятельно задание и производят самопроверку, анализируют свои ошибки и исправляют.

9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результата.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока? (Смайлики)

Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями.

Анализируют и оценивают усвоение нового материала.

Домашнее задание

Всем: Параграф § 13, вопросы на странице 39,

На выбор:

Провести биологическое исследование «Приготовление препарата листа элодей и исследование его с помощью лупы».

Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о ученых внесших вклад в развитии науки о клетке?

Учитель диктует домашнее задание, комментирует.

Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей

Приложение1

Инструктивная карта

Фамилия, имя, участников группы: ___________________________________________________________

Работа в группах по плану:

План работы:

1.Изучаем теоретический материал по учебнику. Прочитайте текст с.38-39. Обратите внимание на рисунки с 41.

2. Заполняем инструктивную карту проведения эксперимента

 

Цель

Что брали?

Что делали?

Что наблюдали

Вывод

доказать, что растения состоят из_______

     

Все растения состоят из______

Доказать что клетки состоят из_______

     

Все клетки состоят из_______

 

 


 


 


 


 

3.Доказываем экспериментально наличие клеточного строения

4. Отвечаем на вопрос. Какую роль играют органоиды клетки


 

Контрольно-измерительные материалы

 

Работа с рисунком

П.Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой

Уметь оценивать правильность выполнения действия

Задание на соответствие

 

Часть клетки

значение

1. Пластиды

а)содержит наследственную информацию

2.Ядро

б) состоит из целлюлозы(клетчатки), служит каркасом растительной клетки

3.Цитоплазма

в)полости, заполненные клеточным соком

4.Клеточная стенка

г)образуют органические вещества, придают окраску органам растения

5.Вакуоль

д)содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из неё другие

6.Клеточная мембрана

е)обеспечивает передвижение веществ в клетке

 

 

Ответы: 1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д



 


 

 

Умение сравнивать и выделять признаки

Уметь оценивать правильность выполнения действия


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.