Конспект урока «Развитие знаний о клеточном строение организма» (Биология, 5 класс)
Конспект урока «Развитие знаний о клеточном строение организма» с использованием технологии развивающего обучения
Тема урока |
Развитие знаний о клеточном строение организма |
Тип урока: |
Урок открытия новых знаний. |
Технология |
развивающее обучение |
Главная дидактическая цель урока |
Главная дидактическая цель: изучить историю развития клеточного строения, познакомиться с основными положениями клеточной теории, выявить роль ученых биологов в формировании знаний о клетке и создании клеточной теории; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять структуры клетки с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе Формировать УУД: Познавательные УУД Продолжить формирование умения работать с учебником. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 4.Оценивать собственный вклад в работу группы |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: - дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей, выяснить микроскопическое строение клетки; - воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа; - развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами Метапредметные: - регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - коммуникативные: - обсуждать информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - объяснять значения новых слов; - сравнивать и выделять признаки; Личностные: - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - оценивать собственный вклад в работу класса. |
Основные понятия |
Клетка, микроскоп, клеточная теория. |
Ресурсы |
компьютер, мультимедийная доска, микроскопы, микропрепараты кожицы лука, интернет, рисунки и схемы растительной клетки. |
Организация пространства |
индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
Методы |
частично-поисковый. |
Технологическая карта
Этап урока |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Озвучивается китайская мудрость» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь»
|
Выслушивает, комментирует, мотивирует
|
Высказывают свои суждения |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка учащихся к осознанию потребности к построению нового способа действий
|
Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с устройством и принципом работы светового микроскопа. Узнали, что все организмы состоят из клеток и клетка – основная единица живого. Раньше вы видели клетки только на картинке в учебнике. На сегодняшнем занятии нам предстоит познакомиться с ними поближе. А знакомство с ними мы осуществим, совершив необычное путешествие в страну Цитоландию. Эту страну вы не найдете ни на одной карте, но жители ее всегда рядом с нами. Они - живые единицы всего живого на Земле. Кто обитает в этой необычной стране? (клетки) Почему страна так называется? (Цитология – наука, изучающая клетку). Путешествуя по ней мы сделаем несколько остановок. Затруднение :Функции живого? Клетка это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы? (питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются). Затруднение Строение растительной клетки? Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой (указать на понятия , написанные на доске), в которой имеются более тонкие участки- поры. Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная (продемонстрировать модель клетки на примере футляра из-под пленки). Она придает форму клетке. А теперь давайте заполним клетку органоидами. Как вы думаете, что надо вложить вначале? Ядро с ядрышком. Она самая важная часть клетки, управляющая всеми процессами в клетке. В нем находятся хромосомы. Теперь мы поместим органоиды, которые придают клеткам растений зеленый цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Это –хлоропласты, содержащие особое зеленое вещество-хлорофилл. Хлоропласты –это разновидность пластид. Но пластиды могут окрашены и в красно –оранжевый и бесцветный цвет. Очень много места в клетке занимает вакуоль –своеобразный склад веществ в клетке. Вакуоли заполнены клеточным соком. Чем старше клетка, тем больше по размерам - вакуоли. В растительной клетке присутствуют и другие органоиды: аппарат Гольджи, ЭПС, рибосомы, лизосомы. Что теперь не хватает в клетке? (цитоплазма). А для чего она необходима? (Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения). .Цитоплазма - это вязкая жидкость в которой располагаются все органоиды клетки. Мы получили модель клетки. Таким образом клетка – это целостная биологическая система сложная система , имеющая объем (на картинках мы ее видим плоской).Это единица живого. Почему? (Дышит, растет, размножается). Возникло ли у вас затруднение? Где именно? -Почему не могли дать правильный ответ? -Насколько нам необходимо знать клеточное строение? |
Предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний.
Совместно с учениками выявляет причины затруднения.
|
Отвечают на предложенные вопросы и выполняют задания ( по выбору). Осуществляют проверку
Решают проблему в группах.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения. |
3.Выявления места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения |
-Какова цель вашей работы на уроке? -Сформулируйте тему урока. -Составим план достижения поставленной цели -Проговорите план вашей работы.
|
Предлагает определить способы реализации учебной деятельности. |
Учащиеся ставят цель проекта и формулируют шаги, необходимые для реализации проекта |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: определение способов и средств для реализации учебной деятельности. |
-Составим план достижения поставленной цели -Проговорите план вашей работы. План: используя учебник, провести анализ информации о клеточном строении, истории развития знаний о клеточном строении . Провести опыты по выявлении основных органоидов растительной клетки. Систематизировать полученные знания. |
Предлагает определить способы реализации учебной деятельности |
Называют цель работы, выяснить какие вещества; уточняют тему урока. Составляют план работы. |
5. Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания |
«История открытия микроскопа» “От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков) Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью. Универсальной ячейкой жизни является клетка. Первым человеком, увидевшим клетки, был английский учёный Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). В 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчел, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «ячейка, клетка»). В 1675 году итальянский врач М. Мальпиги, а в 1682 году — английский ботаник Н. Грю подтвердили клеточное строение растений. О клетке стали говорить как о «пузырьке, наполненном питательным соком». В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632—1723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы (инфузории, амёбы, бактерии). Также Левенгук впервые наблюдал животные клетки — эритроциты и сперматозоиды. Таким образом, уже к началу XVIII века учёные знали, что под большим увеличением растения имеют ячеистое строение, и видели некоторые организмы, которые позже получили название одноклеточных. В 1802—1808 годах французский исследователь Шарль-Франсуа Мирбель установил, что все растения состоят из тканей, образованных клетками. Ж. Б. Ламарк в 1809 году распространил идею Мирбеля о клеточном строении и на животные организмы. В 1825 году чешский учёный Я. Пуркине открыл ядро яйцеклетки птиц, а в 1839 ввёл термин «протоплазма». В 1831 году английский ботаник Р. Броун впервые описал ядро растительной клетки, а в 1833 году установил, что ядро является обязательным органоидом клетки растения. С тех пор главным в организации клеток считается не мембрана, а содержимое. |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Координирует работу учащихся. Предлагает выполнить эксперимент по инструктивной карточке |
Выполняют задание, работая в группах, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе. Проводят эксперимент и предъявляют результаты работы |
6. Закрепление во внешней речи Цель: применение новых знаний в типовых заданиях |
Проведем фрагмент лабораторной работы. Цель: изучение строения клеток кожицы лука. Выполним тест. 1. Кто впервые обнаружил клетку? а) Роберт Вирхов; б) Антуан Ван Левенгук; в) Роберт Гук. 2. В каком году? а) 1600 г.; б) 1930 г.; в) 1665 г.; 2. Клетка снаружи покрыта: а) цитоплазмой; б) оболочкой; в) пластидами. 3. Зеленые пластиды называются: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты. 4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется: а) цитоплазма; б) ядро; в) вакуоли. 5. Хромосомы находятся в: а) ядре; б) цитоплазме; в) вакуоли. 6. Основная структурная единица организма: а) корень; б) орган; в) клетка. Подписать органоиды клетки |
Организует усвоение детьми нового эталона при решении задания с проговариванием во внешней речи. выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организует соотнесение работы с эталоном для самопроверки |
Выполняют самостоятельно задание и производят самопроверку, анализируют свои ошибки и исправляют. |
9. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результата. |
-Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? (Смайлики) |
Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Предлагает детям осуществить контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с поставленными целями. |
Анализируют и оценивают усвоение нового материала. |
Домашнее задание |
Всем: Параграф § 13, вопросы на странице 39, На выбор: Провести биологическое исследование «Приготовление препарата листа элодей и исследование его с помощью лупы». Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о ученых внесших вклад в развитии науки о клетке? |
Учитель диктует домашнее задание, комментирует. |
Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей |
Приложение1
Инструктивная карта
Фамилия, имя, участников группы: ___________________________________________________________
Работа в группах по плану:
План работы:
1.Изучаем теоретический материал по учебнику. Прочитайте текст с.38-39. Обратите внимание на рисунки с 41.
2. Заполняем инструктивную карту проведения эксперимента
Цель |
Что брали? |
Что делали? |
Что наблюдали |
Вывод |
доказать, что растения состоят из_______ |
Все растения состоят из______ |
|||
Доказать что клетки состоят из_______ |
Все клетки состоят из_______ |
3.Доказываем экспериментально наличие клеточного строения
4. Отвечаем на вопрос. Какую роль играют органоиды клетки
Контрольно-измерительные материалы
Работа с рисунком
П.Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
Уметь оценивать правильность выполнения действия
Задание на соответствие
Часть клетки |
значение |
1. Пластиды |
а)содержит наследственную информацию |
2.Ядро |
б) состоит из целлюлозы(клетчатки), служит каркасом растительной клетки |
3.Цитоплазма |
в)полости, заполненные клеточным соком |
4.Клеточная стенка |
г)образуют органические вещества, придают окраску органам растения |
5.Вакуоль |
д)содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из неё другие |
6.Клеточная мембрана |
е)обеспечивает передвижение веществ в клетке |
Ответы: 1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д
Умение сравнивать и выделять признаки
Уметь оценивать правильность выполнения действия