Урок-контрольная работа по биологии «Клеточное строение организмов» для 5 класса
Горн Валентина Алексеевна, учитель биологии МБОУ Курагинской СОШ№1
- Высшая квалификационная категория
-
педагогический стаж 23 года
Урок биологии
ТЕМА «Клеточное строение организма».
Цели:
деятельностная цель: формирование умений самостоятельной работы, умений по применению полученных знаний на уроках биологии ;
образовательная цель: систематизация и диагностика знаний, полученных по теме «Клеточное строение организма».
Задачи урока:
обучающие: овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся;
привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы;
воспитательные: воспитание настойчивости, целеустремленности для максимально успешного выполнения проверочной работы;
Формирование УУД:
-
личностные: формирование качеств, направленных на развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
-
предметные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выделение существенных признаков биологических объектов; выяснять роль органоидов в функционировании клетки; выявление отличительных признаков клеток растений;
-
метапредметные: воспроизводить по памяти информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение аргументировать свою точку зрения.
Технологическая карта.
тема |
Клеточное строение организма |
План урока |
|
Тип урока |
Контрольно-учетный |
Методы обучения |
Частично-поисковый, диагностика. |
Основные понятия и термины |
Клеточная оболочка; ядро; органоиды: пластиды, вакуоли; ткани: образовательная, покровные, основные, проводящие, механические; деление клетки. |
Приемы деятельности учителя |
Организация работы по выполнению срезовой работы по вариантам. Задания расчитаны на формирование следующих умений: 1 - знать, 2 — понимать, 3 — применять, 4 — анализировать, 5 — обобщать, 6 — оценивать, 7 — творить. |
Организация деятельности учащихся |
Выполнение срезовой работы (30-35 мин), поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение своей работы с эталоном, оценивание своих ответов, в соответствии с критериями (10-15 мин). |
Познавательные задания |
Используя материал изученный по теме, ответить на поставленные вопросы и задания. Ответы должны быть четкие, краткие, только на поставленный вопрос. |
Источники информации |
Основные: Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/М : Дрофа, 2011. |
Домашнее задание |
Д/З:§6-10 повторить |
Приложения к уроку:
1. срезовая работа на два варианта.
I Вариант.
-
Перечислите органические вещества клетки.
-
Какие органоиды придают цвет частям растений?
-
Дорисуйте структуру клетки, без которой она не сможет существовать.
-
Из списка выберите названия проводящих тканей. (камбий, фотосинтезирующая ткань, пробка, кожица, сосуды, запасающая ткань, ситовидные элементы)
-
Назовите основные структуры клетки растений.
-
Какое значение имеет процесс движения цитоплазмы?
-
Что случится с растением, если свои функции перестанет выполнять основная ткань?
II Вариант.
-
Назовите основные элементы, образующие клетку.
-
Какие клеточные структуры отвечают за передачу наследственной информации?
-
Дорисуйте, чем закончится процесс деления клетки.
-
Из списка выберите названия основных тканей. (камбий, фотосинтезирующая ткань, пробка, кожица, сосуды, запасающая ткань, ситовидные элементы)
-
Назовите основные процессы, происходящие в клетке.
-
Какое значение имеет процесс деления клетки?
-
Что случится с растением, если свои функции перестанет выполнять образовательная ткань?
1. эталон ответов:
I Вариант.
1. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
-
Пластиды, вакуоли.
-
На схематичном рисунке дорисовать ядро.
-
Сосуды, ситовидные элементы.
-
Оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоль.
-
Перемещение питательных веществ и кислорода внутри клетки.
-
Прекратится процесс фотосинтеза, не будут откладываться запасные питательные вещества. В конечном итоге это может привести к гибели растительный организм.
II Вариант.
-
Углерод, кислород, водород, азот.
-
Ядро.
-
Схематичный рисунок двух дочерних клеток.
-
Фотосинтезирующая, запасающая.
-
Движение цитоплазмы, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, деление.
-
Обеспечивает рост и развитие растительного организма.
-
Растительный организм не сможет расти и развиваться.
1. критерии оценивания :
Оценивается выполнение каждого задания, оценивание ответов по пятибальной шкале:
«5» - задание сделано правильно и в полном объеме
«4» - задание сделано правильно, в полном объеме, но допущены 1-2 неточности
«3» - задание выполнено на половину
«2» - задание выполено неправильно
«1» - задание не выполнено
Общая сумма делится на 7 и получается итоговая оценка.
При составлении технологической карты данного урока шла опора на методическое пособие Семенцовой В.Н. Биология. Технологические карты уроков.