Конспект урока по теме «Клеточное строение организма»
Конспект урока “Клеточное строение организма”.
Предмет: биология
Учитель: Бурделева М. В.
Обучающийся: Игорь О.
Тема урока: “Клеточное строение организма.”
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием типов клеток человеческого организма, изучить строение клетки.
Задачи урока: сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;
продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;
развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;
совершенствовать логическое мышление.
Оборудование: ПК, скайп
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать строение клетки;
- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
- уметь отличать клетки человека как представителя царства животных от растений, грибов и бактерий.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;
- коммуникативные: - обсуждать в информацию;
- слушать учителя и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с рисунками, интерактивными заданиями;
- находить отличия;
-- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу на уроке.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов и развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД: учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности; учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Коммуникативные УУД: учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе с учителем; учиться ставить вопросы, выражать свои мысли; учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.
Ход урока
Орг. момент.
Повторение пройденного материала.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Задание 1: Выберите один правильный ответ.
1. Известный древнегреческий врач, “отец медицины”
A. Гален
Б. Гиппократ
B. Аристотель
2.Кто является автором термина “аорта”?
A. Гален
Б. Аристотель
B. Гиппократ
3. Автором учения о четырех типах телосложения и темперамента является:
A. Авиценна
Б. Гален
B. Гиппократ
4. Микроскоп был усовершенствован:
A. Мальпиги
Б. Бэром
B. Антони ван Левенгуком
5. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:
A. Леонардо да Винчи
Б. Везалием
B. Галеном
6. Английский врач Уильям Гарвей был автором трудов по:
А. Пищеварению
Б. Кровообращению
В. Дыханию
7. Кто разработал метод предупредительных прививок?
A. Бэр
Б. Пастер
B. Пирогов
8. Создатель учения о рефлекторной деятельности организма:
A. Павлов
Б. Пирогов
B. Лесгафт
Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели.
Какая особенность строения объединяет живые организмы?
Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.
Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов).
Организм человека – сложнейшая система, саморегулирующаяся и самообновляющаяся, основной единицей которого является клетка.
Какая наука изучает строение клеток? - Цитология.
Клетка считается структурным и функциональным элементом тела, подумай почему? |
Какими свойствами обладают клетки? - Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
4. Изучение нового материала.
Классификация клеток.
Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).
По форме выделяют клетки:
- с отростками
- веретенообразные
- круглые
- плоские.
Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).
При этом несмотря на такое разнообразие, большинство клеток имеют единый план строения: (Какие в клетке выделяют основные части) состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.
Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.
Ядро — важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис.)
Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.
Также в клетках человека присутствуют разнообразные органоиды.
Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции.
Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека.
http://biolicey2vrn.ru/index/stroenie_kletki/0-281
Органоиды клетки
Органоид |
Особенности строения |
Функции |
Эндоплазматическая сеть А) гранулярная (шероховатая) Б) агранулярная (гладкая) |
Система трубочек На поверхности – рибосомы Гладкая поверхность |
|
Рибосомы |
Образование белка |
|
Аппарат Гольджи |
Трубочки и цистерны |
|
Митохондрии |
Образование энергии (АТФ) |
|
Лизосомы |
Округлые тельца |
5. Закрепление пройденного.
Выполни задание “Органоиды клетки и их функции” - http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/0000055d-1000-4ddd-b656-100046bc500b/4_114.swf
6. Подведение итогов урока.