Клубный час. Милосердие

0
0
Материал опубликован 25 October

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №14 «ЛИДЕР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ






Клубный час

« Милосердие. Святитель Николай»



Целевая аудитория мероприятия:

обучающиеся 3-4 классов



Кто сеет скупо, тот скупо пожнёт,

А кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт



Составитель: Лунева Яна Ивановна,
учитель начальных классов














Горловка - 2025 г.


Актуальность выбранной темы:

В современном мире дети растут в условиях, которые часто называют «эпохой потребления» и «цифрового индивидуализма». На этом фоне история и пример святителя Николая становятся мощным антидотом и жизненно важным ориентиром.

1. Противовес культу потребления и эгоизма:

Образ Санта-Клауса - образ Святителя: Поп-культура превратила святого Николая в добродушного волшебника, Санта-Клауса, чья главная функция — исполнять желания и дарить подарки. Это формирует у детей потребительское отношение: «что я получу?».

Возвращение к истокам: Изучение настоящей биографии святителя Николая — это рассказ не о том, «что ты получил», а о том, «как ты можешь помочь». Его тайная помощь трем бедным девушкам, заступничество за невинно осужденных — это история активного, самоотверженного добра, а не магического исполнения желаний.

2. Воспитание эмпатии и социальной ответственности:

Дефицит живого общения: Виртуальное общение часто лишено эмоциональной глубины. Дети могут не замечать чужую боль в реальной жизни.

Пример конкретных поступков: Дела милосердия святителя Николая — это готовые, понятные детям сценарии добрых дел:

-Помощь нуждающимся (как с приданым для девушек) учит делиться.

-Заступничество за слабых (спасение невинно осужденных) учит смелости и справедливости.

-Утешение скорбящих показывает важность поддержки в трудную минуту.
Это формирует не абстрактное «нужно быть хорошим», а конкретное понимание, 
как можно проявить милосердие здесь и сейчас.

3. Формирование нравственных ориентиров в мире релятивизма:

«Все относительно»: Современные дети часто слышат, что четких правил нет, что «каждый прав по-своему». Это может привести к нравственной растерянности.

Пример безусловного добра: Святитель Николай — это абсолютный, вневременной образ. Его поступки ясно показывают, что такое добро, справедливость, сострадание и самопожертвование. Это дает ребенку прочную духовную и моральную опору.

4. Развитие эмоционального интеллекта:

Понимание мотивов: Обсуждая, почему святитель Николай помогал тайно (чтобы не смущать и не унижать получающего помощь), дети учатся тонкостям человеческих отношений, такту и уважению к чувствам другого. Это высшая степень милосердия — помочь, сохранив достоинство человека.

5. Практическая педагогика:

Проекты и акции: Тема идеально ложится в основу воспитательных проектов в семье, школе или воскресной школе. Например:

-«Тайный друг Николая»: Дети тайно готовят небольшие подарки или делают добрые дела для членов семьи или одноклассников, учась дарить без ожидания благодарности.

-Благотворительные ярмарки и сборы помощи: Конкретное воплощение милосердия в помощь приютам, больницам.

-Уроки доброты

Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 классов

Формат: клубный час с элементами дискуссии, презентации и творческой работы.
Продолжительность: 45–60 минут.

Тема: Христианские праздники. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Забота о бедных и дела милосердия.

 Цель мероприятия: Продолжать знакомить детей с христианскими праздниками; расширить знания детей о жизни Святого Николая, его главными добродетелями.
На его примере воспитывать у обучающихся доброту, чуткость, милосердие. Учить детей приводить примеры милосердия в поступках, высказывать собственное понимание милосердия и сострадания, стремление жить по законам христианской этики, воспитывать любовь и уважение к людям, Богу.

Задачи мероприятия:

1. Образовательные :

Познакомить учащихся с житием святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Раскрыть сущность ключевых христианских понятий: милосердие, сострадание, чудо, святость, забота о ближнем.

Объяснить связь между церковным праздником в честь святителя Николая (19 декабря) и его добрыми делами.

Показать на конкретных примерах из жития (помощь трем девушкам, спасение невинно осужденных, заступничество за моряков) воплощение евангельских заповедей в жизни святого.

Сформировать представление о том, что дела милосердия – это неотъемлемая часть христианской жизни.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Развивать умение ставить учебную задачу и планировать свои действия (например, при работе в группе над проектом "Дела милосердия").

-Формировать навыки самоконтроля и оценки результатов своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

-Развивать умение анализировать информацию (анализ поступков святителя Николая), устанавливать причинно-следственные связи (почему он помогал тайно?).

-Развивать умение сравнивать образ святителя Николая в Церкви и коммерциализированный образ Санта-Клауса.

-Развивать навыки работы с информацией: текст жития, иконы, картины, фрагменты видео.

-Способствовать развитию критического мышления через обсуждение вопросов: "Почему милосердие актуально сегодня?", "Легко ли творить добро?".

Коммуникативные УУД:

-Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

-Развивать навыки сотрудничества при работе в парах и группах (например, обсуждение притчи или case-study).

-Обогащать словарный запас учащихся (активная работа с терминами: милосердие, святитель, чудотворец, благотворительность, архиепископ).

3. Личностные:

-Воспитывать нравственные качества на примере святителя Николая: милосердие, отзывчивость, щедрость, смелость, справедливость.

-Способствовать осознанию ценности бескорыстной помощи и заботы о людях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

-Формировать позитивное отношение к традиционным христианским ценностям.

-Побуждать учащихся к размышлению о возможности личного участия в делах милосердия (в семье, школе, по отношению к друзьям и нуждающимся).

-Воспитывать уважение к культурному и религиозному наследию.

Планируемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

-Основные факты жития святителя Николая.

-Значение понятий «милосердие», «святитель», «чудотворец».

-Примеры дел милосердия, совершенных святителем Николаем.

Обучающиеся будут уметь:

-Объяснять, в чем заключается подвиг святителя Николая.

-Отличать церковный образ святого от фольклорного образа Санта-Клауса.

-Приводить примеры дел милосердия, возможных в современной жизни.

-Аргументировать свою точку зрения о важности дел милосердия.

Обучающиеся будут воспитаны:

-С чувством эмпатии и готовностью прийти на помощь.

-С пониманием того, что даже маленький добрый поступок имеет большую ценность.

Этот комплекс целей и задач позволит провести урок не как простой пересказ биографии, а как глубокое, разностороннее и личностно значимое для ребенка образовательное событие.

Оборудование: Средства мультимедиа, презентация жизни Святого Николая, высказывания о милосердии, иллюстрации к теме, карточки, кроссворд.

Эпиграфы: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт;
а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.

Проблемные вопросы (запись на доске):

- Что такое милосердие?

- Как сострадать и проявлять милосердие словом и делом?

Ход мероприятия

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.
Если ближний замёрз – согрей,
Если он не одет – одень,
Если голоден – накорми,
Если жаждет он – напои,
Если он скорбит –утешай,
Заболеет он – навещай,
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того, чтоб ты всех любил.

- О чём это стихотворение?



1.Создание эмоционально - положительной атмосферы урока.

Диалогическое общение.
- Человек начинается с добра.

- Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся, скажем добрые и хорошие слова.

- Стало ли вам лучше? Почувствовали ли вы себя счастливыми? А как вы думаете, почему?

Вывод: Людям лучше тогда, когда кто-то по-доброму к ним относится.

- Возможно, кто-то расскажет нам о том, как изменилось его настроение после добрых слов, улыбки( рассказ 1 – 2 учеников )

2. Повторение материала прошлых уроков.
- О чём мы говорили с вами на прошлых уроках? ( О добре, зле, добрых поступках…)
- Что такое добро, зло?
Добро – это бескорыстная помощь другому человеку, не требующая ничего взамен.
Зло – умышленное причинение людям вреда, ущерба, страдания.
Добро и зло – антонимы.
Добро созидает, зло разрушает. Добро любит, зло ненавидит. Добро свято, зло гнусно.
3
. Упражнение « Волшебный сундучок» (Распределяют карточки с понятиями )
ДОБРО ЗЛО

Помогает другим людям Реализует свои потребности
Радует Бога Вредит ближнему
Помогает росту души человека Разрушает человека

- Издавна люди стремились к добру и не любили зло. А помогают нам в этом не только родители, учителя, но и сказки. Именно в сказках Добро побеждает Зло.

4. Игра « Добрый – злой » на примере сказочных героев ( Если добрый герой – хлопаем в ладоши, если злой – закрываем руками глаза )
Иван – царевич, Кощей – Бессмертный, Золушка, Дюймовочка,
Карабас – Барабас, Кот Базилио, Золотая рыбка,…

5.
Работа в парах – « Собери пословицы». Объяснение пословиц.
Милостивому человеку и Бог подаёт.
Добрым путём Бог правит.
Получив добро – помни, сделав – забудь.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Добрые умирают, да хорошие дела их живут.

 III. Представление темы урока и ожидаемых учебных результатов, постановка проблемных вопросов.
1.Мотивация учебной деятельности.

- Мы не случайно начали урок с разговора о добре, потому что сегодня мы будем говорить об одном из самых красивых слов на свете - о милосердии, которое всегда отождествлялось с добром.
Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество.
Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей.
Подберите однокоренные слова:
милый (милость, помиловать, милостыня,..)
сердце (сердечко, сердечный, …)

2. Словарная работа.
В истории Православной церкви можно встретить много святых, которые проявляли заботу и милосердие к людям, помогая им в беде. Часто они делали свои дела тайно, чтобы видел это только Господь Бог . Таких людей называли святыми.
Святой- человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Милость -любовь, жалость к кому-то.
Милостыня – помощь к другому человеку из жалости к нему.
Помиловать
– простить, отнестись с любовью к человеку, которого нам простить трудно.
Христос говорил :»Всякому просящему дай». А Святой Дорофей пояснил «Когда ты подал милостыню, ты умножил количества добра в мире, от этого твоя душа стала светлее».
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множеств заповедей?» Он сказал : «Важнее всего любовь к Богу и человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто ближний?» . «Тот, кто нуждается в твоей помощи».

3.Беседа учителя..
Есть среди святых людей один, которого в разных странах почитают первым после Бога.(показ иконы)
- Кто узнал этого святого? ( Святой Николай.)
- А как его ещё называют ? ( Николай Угодник, Чудотворец )
- Почему его так называют? ( Угодный Богу, совершал чудеса )

4.
Чтение стихотворений детьми.
Он в Европе – Санта Клаус,
Здесь – Святитель Николай.
Но каким бы ни был статус -
С ним в игрушки не играй!
Всех детей, что год прошедший
Хорошо себя вели,
Ночью зимнею и снежной
Он подарком наградит.
Кто родителей не слушал
И весь год упрямым был -
Те подарки не получат -
Николай о них забыл.
Чтоб с ним снова подружиться,
Нужно всех людей любить,
С прилежанием учиться
И воспитанными быть.

- Дед Мороз и Санта Клаус – не просто сказочные герои, а прообраз Святого Николая, которые в Новогоднюю и Рождественскую ночь незаметно подкладывали спящим детям, которые совершали добрые поступки, подарки под подушку.

Святой Николай был символом доброты и милосердия.
- А кто знает когда празднуют День Святого Николая? ( 19 декабря )
День Святого Николая открывает цикл зимних праздников и несёт с собой веселье и развлечения, игры на свежем воздухе, песни и танцы.
-Какие это праздники? ( Рождество Христово - 7 января, Святки, длящиеся до Крещения – 19 января). В христианстве много праздников, которые являются значимыми событиями в жизни верующих. Они приобщают их к миру высоких нравственных ценностей и напоминают верующим о необходимости следовать им.
- Но есть не только Зимний Николай, а и Николай Вешний ( 22 мая ). Люди говорят: « Один Никола с травой, а другой с зимой »

4.Рассказ учителя о Святом Николае.
Святой Николай родился примерно в 280 году в г. Патара Мир-Ликийской провинции (бывшая Греция, сейчас – Турция ). Родители умерли рано, оставив мальчику большое наследство. Ребёнок рос под опекой чужих людей. Он часто выходил на улицу поиграть с детьми. Это были дети небогатых родителей. Жили они в глиняных домах, спали вповалку на полу, часто спать укладывались без ужина. Николай их жалел, но не знал, как помочь.

Был у Николая старый учитель. Однажды они читали священное Писание: «Когда ты делаешь добро, то пусть твоя правая рука не знает, что делает левое крыло...»

- Как это понимать? - спросил задумчивый Николай.

- Когда ты делаешь добро другому, то не надо об этом громко всем рассказывать. Лучше не хвастаться своими добрыми поступками.

Стояла глубокая осень. Николай знал, что много детей в их окрестности живут бедно, в голоде и холоде. Вот семья старого Александра. Мать больна, у Петруся нет обуви, а малышка Софийка утром собирала на дороге хворост, чтобы было чем затопить в печи.

Вечером Коля тихо, чтобы слуги не видели, направился к кладовой. Набрал в мешочек муки, налил в бутылочку масла, набрал полные карманы яблок. В своем ящике отыскал пару новых носков. Все это сложил в большую сумку и спрятал под своей кроватью.

Когда в доме все уснули, Коля тихо, как мышка, выскользнул из кровати. Пробрался к порогу хижины Александра, положил там сумку и бросился домой.

Утром старый Александр не мог нарадоваться щедрыми подарками. Но кто это мог сделать, и кому сказать спасибо? С того времени Коля часто делал такие подарки бедным соседям. Люди молили Бога за неизвестного, который помогает им. И никто не догадывался, что это был Николай. Николая слуги стали замечать, как исчезают продукты, одежда, топливо из кладовых. Стали следить. Однажды, когда Коля только сдал сумку и вышел из своего двора, его догнал старший слуга. Думал, что это вор. Тогда и стало известно всем, кто заботится о бедных.

Прошли годы. Николай вырос, стал священником. Все свое добро раздал бедным людям и служил им, как только мог. За это Господь дал ему силы творить добро еще больше. Николай лечил бедных больных, заботился о детях. Все его знали и любили, называли милосердным. Когда Николай умер, его причислили к святым.

5. Просмотр видео-мультфильма «Святитель Николай»

6. Беседа по содержанию

-Итак, на основе услышанного, какое определение милосердия вы можете дать?
-В чем проявлялось милосердие Святого Николая? (В его поступках).
-Какие милосердные поступки совершал Николай? (помогал обездоленным, наделял бедных щедрыми дарами, раздавал нуждающимся продовольствие, одежду, топливо; лечил бедных больных, заботился о детях, помогал преодолеть горе).

7. Физкультминутка
8. Работа по группам. Проблемный вопрос: «Почему при жизни, имея большое состояние, святой Николай выбрал не лёгкую, сытую жизнь, а жизнь, полную тягот и гонений?»

9. Приметы.
-Первые серьёзные морозы-Никольские.
-Если на Николая загадать желание, то он исполнит его.
- Какой день на Николая зимнего, такой и на Нику летнего.
-В этот день не боялись мошенников, так как за ними «присматривал» Николай.
10. Традиции.
На Николая украшали дом, пекли «Николайчиков», делали носки для подарков, дети писали письма святому.

11.Этическая игра.( На доске макет дома с окошками )
- В этом доме за каждым окном поселилось горе. Мы сделаем так, как когда-то делал Святой Николай, подбрасывая мешочки с золотом в окошко дома. В наших мешочках должны быть духовные дары.
- Что мы подбросим в окошко с обидой? ( всепрощение )
Как говорили наши предки: « Враг твой – врач твой »
- В окошко со страхом, унынием? ( радость, веру )
« Отчаяние – это ад в душе», говорят святые.
- Со злобой? ( добрые слова )
- С болезнями ? ( покаяние, молитвы )
Св. Нил Синайский говорил: « В болезни пользуйся молитвою».
- С равнодушием? ( сострадание, милосердие )
- С гордыней? ( смирение, добродетельность )
- С плохими привычками? ( душевный покой )

- Какие главные уроки милосердия преподносит каждому Николай Чудотворец? ( любить Бога и людей, помогать всем нуждающимся,…)

Вывод. Итак, милосердие - это деятельное добро, то есть такое, которое проявляется в наших поступках; оно является воплощением высокой любви к ближним.
-Имя Николай значит «побеждающий». Что он победил? ( горе, зло).

- Как вы считаете, милосердие связано с благодарностью?

Или надо ожидать вознаграждение за милосердный поступок?

«Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении 

IV. Закрепление темы. Формирование практических умений и навыков.

Работа над вопросом: как сострадать и проявлять милосердие словом и делом?

Ответ. Не каждый человек способен отдать частичку своей души другим, тем, кто нуждается в поддержке, не все могут и хотят откликнуться на чужое несчастье.

То же в ходе нашей дальнейшей работы мы выясним, способны ли вы отдать частичку своей души другим, знаете ли, как сострадать и проявлять милосердие словом и делом.

1. «Незаконченное предложение».

Продолжите предложения, определив свое поведение в представленных ситуациях.

· Мама пришла уставшая с работы, и я...

· Маленький братик скучает, и я...

· Цветок в вазоне опустила листочки, и я...

· Друг заболел, и я...

· У сестренки не получается задача, и я...

· Слепой мальчик подошел к пешеходному переходу, и я...

2. Работа в группах.

Задания группам. Через 1 - 2 мин. каждая группа должна назвать различные формы проявления милосердия, приведя примеры конкретных дел.

Лечение добротой нуждаются не только больные и одинокие, а и вполне благополучные и здоровые люди, у которых душа черствая и глуха к чужому горю. Лечение милосердием нужно тем, кто не видит и не слышит обиды и боли,

3. Кроссворд « Николай »
1) Кем особо чтим Николай?
2) В каком городе служил Богу?
3) Как помогал людям, не требуя никакой платы?
4) Готовность сопереживать и помогать людям в несчастье?
5) Ближнего своего нужно…
6) Св. Николай спешил туда, где…
7) Как Святой вершил свои подвиги?






1.

Н

а

р

о

д

о

м



2.

М

И

р

ы



3.

б

е

с

К

о

р

ы

с

т

н

о

4.

м

и

л

О

с

е

р

д

и

е




5.

Л

ю

б

и

т

ь




6.

б

е

д

А










7.

т

а

Й

н

о



















4. Составление «Синквейна» «Милосердие»
1)Отзывчивое, любящее.
2)Прощает, переживает, сострадает.
3)Доброта спасёт мир.
4) Добродетель.

5.Составление «Дерева Милосердия».
-Ребята, у меня в руке косточки. Что будет с косточкой лет через 10, если посадить в землю? (Вырастит дерево).
- А какие условия для этого нужны?(свет, вода, воздух, …)
-Это дерево уже выросло (показ)
-Крепкие корни -добрые слова. Толстый ствол -добрые мысли. Сильные ветви – добрые сердца. А что же не хватает дереву? (Плодов милосердия).
(У детей на партах макеты -фрукты, цветы, птички, насекомые…).
-Запишите , какие милосердные поступки можно совершать и прикрепить карточки на дерево.

V. Итог урока.

1. Составление ассоциативного куста.

Подытоживая все сказанное сегодня о милосердии, составим ассоциативный куст со словом «милосердие». Этот вид работы вам знаком. Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове милосердие. (Доброта, отзывчивость, сострадание, помощь другим, любовь к ближним, добрый совет, сопереживание, внимательность).

-Сейчас идёт война. Много семей осталось без дома, родных, без средств существования. Есть дети, живущие без родителей в детских домах, инвалиды без родственников, малоимущие многодетные семьи. Как можно помочь людям в тяжёлой ситуации?(Собрать вещи, игрушки, продукты, лекарства, заниматься благотворительностью.)

2.
Рефлексия.
- Что главное для себя вынесли из урока?
- Оцените свою работу по «Лесенке успеха».

3. Заключительное слово учителя.

Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло ладоней, добро, которое излучает каждый из нас, искренность и непосредственность. Пусть тепло ваших сердец передастся через руки. А я вам передаю частичку своего сердца заповедям любви и милосердия.

Учитель вручает каждому ученику бумажные сердечки, на обратной стороне которых написаны заповеди:
-Любите окружающих себя людей;
-Умейте видеть достоинства;
-Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться;
-Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации;
-Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание;
-Старайтесь прийти на помощь в нужный момент;
-Научитесь проявлять милосердие и сострадание к особым людям.



18


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.