12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Катерина904
"Капля камень точит" - как ценно осознавать, что в своей профессиональной деятельности ты можешь не просто внешне изменять человека, с которым столкнулся судьбой, а радужными каплями красок разукрашивать его внутренний мир, даря радость, любовь и тепло!
Россия, Новосибирская обл., Омск

Клубное занятие «Поддержка и Любовь»

в рамках родительского клуба «Счастливый родитель – счастливый ребёнок»

Информационная карта

 

Название образовательной организации, название мероприятия, ФИО педагога

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Центр развития творчества детей и юношества «Амурский», родительский клуб «Счастливый родитель – счастливый ребёнок»

педагог-психолог первой категории Янцен Екатерина Яковлевна

 

Тема и цель мероприятия, возраст детей

Тема: «Поддержка и Любовь»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания учащихся через соотнесение родительского и собственного типа воспитания, анализ типов родительских отношений и их влияние на формирование психологической установки ребенка, способов выстраивания доверительных взаимоотношений.

Целевая аудитория: родители учащихся дошкольного возраста, обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский»

 

Форма проведения мероприятия

Клубное занятие с элементами тренинга

 

Методы и формы организации деятельности родителей (законных представителей)

Индивидуальная работа, работа в микрогруппах, мини-лекции с элементами обсуждения, мозговой штурм, визуализация, диагностика, смысловая разминка, арт-технологии, рефлексия, домашнее задание

 

Временные ресурсы и МТБ

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Материально-техническое оснащение: просторное помещение, скамейки (стулья), столы, раздаточный материал для работы на клубном занятии, ручки или простые карандаши (по кол-ву участников), бумага формата А4 зелёного, жёлтого, оранжевого, красного цвета, карточки-подсказки (приложение 1.2), картинка с жизнерадостным мальчиком (приложение 1.3), лента, аудиопроигрыватель, спокойная музыка

 

Перечень методических приложений (тесты, задания, кейс, опросник, анкета), год разработки материалов

Структура и содержание клубного занятия, раздаточный материал для работы на клубном занятии, аудио файл для визуализации.

Год разработки: 2017 г.

Рекомендовано к реализации

Методсоветом учреждения

Протокол № __ от ____________

Приложение №1

Структура и содержание клубного занятия «Поддержка и Любовь»

Структура клубного занятия

Содержание

Цель

Время

(мин)

Материалы

1

Вступительное слово

Информирование родителей о теме, цели и организации клубного занятия

3

Раздаточный материал для работы на клубном занятии (по кол-ву участников)

2

Визуализация «Посмотрите в зеркало»

Актуализация темы, представлений о родительном воспитании

10

Аудиопроигрыватель, спокойная музыка

3

Диагностика «Типы родительских отношений»

Определение собственного типа родительского отношения

15

Раздаточный материал для работы на клубном занятии, ручки или простые карандаши (по кол-ву участников)

4

Смысловая разминка «Как для тебя лучше»

Осознание влияния различных типов родительского отношения на эмоциональное состояние ребёнка

10

Лента, карточки-подсказки

(приложение 1.2)

5

Мини-лекция «Зоны ограничений жизнедеятельности ребёнка» с элементами обсуждения

Информирование о зонах ограничений жизнедеятельности ребёнка и формирование пониманию их практического использования

15

Магнитная доска, магниты, маркер, губка для стирания маркера, бумага формата А4 зелёного, жёлтого, оранжевого, красного цвета

6

Упражнение «История из жизни»

Наглядное представление способов реагирования на поведения ребёнка в повседневной деятельности, поиск альтернативных вариантов

10

Магнитная доска, магниты, маркер, губка для стирания маркера, картинка с жизнерадостным мальчиком

(приложение 1.3)

7

Мини-лекция «Ступенчатая система установления запрета»

Обучение установлению границ дозволенного в ситуации «здесь и сейчас»

5

Магнитная доска, магниты, маркер, губка для стирания маркера

8

Практическое упражнение «Какой интересный опыт»

Организация обмена опыта позитивного воспитания

15

Раздаточный материал для работы на клубном занятии, ручки или простые карандаши (по кол-ву участников)

9

Рефлексия

Получение обратной связи, закрепление навыков саморефлексии

7

Аудиопроигрыватель, спокойная музыка

Содержание клубного занятия

Родительский клуб «Счастливый родитель – счастливый ребёнок»

Тема «Поддержка и любовь»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.

Ход занятия

Вступительное слово

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Яковлевна, в нашем Учреждении я работаю педагогом-психологом. С кем-то из вас мы встречаемся впервые, с кем-то уже встречались в рамках родительского клуба «Счастливый родитель – счастливый ребёнок». В завершении прошлой встречи была определена наиболее актуальная тема – это воспитание. Сегодня в рамках «Недели здоровья» мы обсудим то, что способствует сохранению и поддержанию эмоционально положительных взаимоотношений в семье при воспитании детей. В то время, когда занимаются ваши дети, вы тоже сможете окунуться в образовательный процесс. Мы с вами вспомним детские воспоминания, сравним «как воспитывали нас и как воспитываем мы», разберем влияние нашей поддержки и запретов на развитие детей. В итоге каждый из вас сможет поделиться своими секретами воспитания и подарить окружающим чуточку тепла.

Итак, тема сегодняшней встречи «Поддержка и Любовь». У каждого есть раздаточный материал, который выбудете заполнять в ходе нашего общения, свои записи вы возьмете с собой. Это конфиденциальная информация. На несколько минут отложите в сторону раздаточный материал.

Визуализация «Посмотрите в зеркало»

Займите удобную позу. Сядьте свободно. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои мысли, переживания. Закройте глаза. Отрегулируйте свое дыхание, чтобы оно стало ровным. Сделайте глубокий вдох и выдох… вдох и выдох. Ваше дыхание ровное спокойное. Сердце бьётся чётко, ритмично.

Представьте себя, стоящим перед красивым высоким зеркалом. Загляните в него. Это не простое зеркало. Оно не знает преград во времени. Вы видите себя в нём в том возрасте, в котором находится сейчас ваш ребёнок. Улыбнитесь своему отражению, помашите рукой... У вас хорошее настроение… Рядом появляется образ ваших родителей.

Посмотрите внимательно на них… Что вы видите на их лице? Может быть радость, восхищение или тревогу, усталость… Какие слова вы слышите? Это могут быть слова – поддержки или слова – укоры… Может у вас в семье есть девиз, фраза, которые часто можно услышать… Какие они? Какие чувства у вас возникают, когда вы вспоминаете, как родители вас хвалили или наказывали? За что вы можете сказать им «Спасибо»? А может вам чего-то не хватало от них: внимания, нежности, совета…

Подумайте, чем вы похожи со своими родителями. Обнимите этот образ в зеркале. Вы всегда можете заглянуть в это красивое высокое не простое зеркало и посмотреть со стороны на себя, своих родных и близких. А сейчас образ детства вновь сменяется образом настоящего. Вы видите себя. Вы хотите передать своим детям то лучшее, что было в вашем детстве. Откройте глаза. Не делайте этого быстро.

Вопросы:

- Как вы себя чувствуете?

- Удалось ли представить образы родителей, проанализировать особенности их воспитания, отношения к вам?

- Удалость ли найти общие взгляды на воспитание? Чем они отличаются?

Диагностика «Типы родительских отношений» (Я и Р)

Давайте посмотрим, как наше отношение к ребёнку влияет на формирование его психологической установки.

В вашем раздаточном материале есть таблица, в которой заполнены только два столбца: «Кредо» и «Поведение родителя». Прочитайте их и выберите одну из четырёх сток, которые в большей степени отражают особенности вашего взаимодействия с ребёнком.

Поставьте «Я» напротив той строки, которая соответствует вашему типу родительских отношения; поставьте «Р» напротив той строки, которая соответствует типу родительских отношений ваших родителей. Сравните совпадают или не совпадают они. После я вас познакомлю с другими незаполненными столбцами.

Комментарий для психолога: после выполнения задания, родителям зачитываются название типов родительских отношений и объясняются особенности каждого из них.

Помните, что истинное отношение не скроешь. Ребёнок его чувствует, понимает через эмоции, слова, поступки, прикосновения и т.д.

Смысловая разминка «Как для тебя лучше?»

Педагог-психолог приглашает родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. При этом необходимо сопровождать движение своего напарниками словами, указанными в карточках (приложение 1.2).

Вывод: выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка и родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Мини-лекция «Зоны ограничений жизнедеятельности ребёнка»

Педагог-психолог прикрепляет к магнитной доске листы цветной бумаги, записывает «название» каждого цвета и объясняет его значение. Родители предлагают примеры к каждой цветовой зоне (технология «мозговой штурм»).

ЗЕЛЁНАЯ

Все, что разрешается делать ребенку по своему собственному усмотрению, желанию.

ЖЁЛТАЯ

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, Разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.

ОРАНЖЕВАЯ

Действия ребенка, которые не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются.

КРАСНАЯ

Действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это категорически нельзя!

Упражнение «История из жизни»

На доске прикреплена картинка жизнерадостного маленького ребенка (приложение 1.3). Представим, что он с мамой спешит в детский сад. Ребенок очень энергичный, любознательный, задающий много вопросов. Возникает диалог:

–– Мама, а что там такое, посмотри! –– спрашивает дитя.

–– Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! –– отвечает мама (зачеркиваем на картинке глаза).

Они бегут дальше, встречают по дороге подругу мамы, и взрослые быстро обмениваются последними новостями. Ребенок внимательно слушает, а потом говорит:

–– Мама, а кто такой дядя Юра?

–– Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесил, как не стыдно! Закрой свои уши! (зачеркиваем на картинке уши).

Мама прощается с подругой, и они бегут дальше.

–– Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…

–– Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты немного помолчать! Закрой рот! (зачеркиваем на картинке рот).

Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Мама кричит:

–– Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси сейчас же! Убери руки! (зачеркиваем на картинке руки).

Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Мать в ужасе кричит на него:

–– Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (зачеркиваем на картинке ноги).

Ребенок начинает хныкать. Мама продолжает на него кричать:

–– Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (зачеркиваем на картинке сердце).

Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, давайте попробуем.

Родителям предлагают компромиссные способы реагирования на раздражающее поведение ребенка (технология мозговой штурм»). Например:

Не зачеркивать ноги – обуть резиновые сапоги;

Не зачеркивать руки – помыть руки после прогулки;

Не зачеркивать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

Не зачеркивать рта – выслушать ребенка.

Таким образом, вместе мы с вами нашли варианты решения сложных ситуаций. Не стоит запрещать ребенку познавать окружающий мир. Окружающая среда, общение с родителями, со сверстниками способствуют развитию, социализации ребенка.

Домашнее задание: всей семьёй расписать и творчески оформить зоны ограничений жизнедеятельности ребёнка. При этом помните нашего жизнерадостного ребенка!

Мини-лекция «Ступенчатая система установления запрета»

Предоставление свободы выбора и выяснение логических последствий этого выбора – не единственные методы установления необходимой дисциплины. При возникновении ситуации «здесь» и «сейчас» можно воспользоваться «ступенчатой системой установления запрета» по методу Х.Джайнотта.

Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребёнка («Я понимаю, что тебе хочется…»).

Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как…»).

Указать, каким образом ребёнок может осуществить свое желание.

Помочь ребёнку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится…»).

Практическое упражнение «Интересный опыт»

(работа со схемой «Солнышко»)

Родителям предлагается обратить внимание на раздаточный материал, картинку солнышка.

Давайте обратим внимание на ЗЕЛЕНУЮ ЗОНУ…

На солнышке в центре круга напишите имя своего ребёнка.

Ответьте на вопрос: «Как я согреваю своего ребенка?» Пропишите ответы на лучиках.

После выполнения задания родителям предлагается поделиться своими находками, способами воспитания с другими участниками клубного занятия.

Рефлексия

В течение занятия мы погрузились в детские воспоминания, смогли провести параллель воспитания «как вас воспитывали и как вы воспитывали». Разобрали влияние запретов и поддержки на развитие детей.

В итоге каждый из вас может поделиться своими секретами воспитания и ощущениями.

Выберите 3 лучика и зачитайте.

Оцените сегодняшнюю встречу

Послесловие: Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям! Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит.


 

Приложение 1.1

Типы родительских отношений и как они влияют на формирование психологической установки ребёнка

Тип родительских отношений

«Кредо»

Поведение родителя

Влияние на воспитание

Психологическая установка ребёнка

1. Любовь и принятие

«Ребёнок – это центр моих интересов (чтобы ты не сделал, я тебя всё равно люблю)»

Много контактов – телесных, визуальных, аудиальных, нежность. Много внимания, игра. (Наказание – не унижение)

Оптимизм. Психологический тыл и доверие к себе

Я – окей, Ты – окей, Мир – окей

2. Явное отвержение

 

Внимание только тогда, когда что-то случилось негативное. Никаких контактов, нежности, игры. Дети рано становятся взрослыми

Асоциальная личность. Программа преступника

Я – не окей, Ты – не окей, Мир – не окей

3. Родительский максимализм

«Буду любить, если…», «Не хочу такого ребёнка как есть»

Внимание много, много справедливости, суровости. Нет нежности. (Ему сейчас трудно, зато потом… Ребёнок не готовится жить, а живёт сейчас)

Вечная фрустрация. Крушение надежд

Я – не окей, Ты – окей, Мир – окей

4. Гиперопека

«Ребёнок – это все мои интересы»

Предугадывание потребностей (он ещё не захотел – ему уже дали). Подстраивание под настроение ребёнка

Инфантильность. Отсутствие самостоятельности, вплоть до отсутствия навыков самообслуживания

Я – окей, Ты – не окей, Мир – не окей


 


 

Приложение 1.2

Инструкция: сопровождайте движение вашего партнера следующими фразами:

«Иди, я тебе сказал! Немедленно! Иди правильно, как я тебе говорю!».

«Может, ты не пойдешь?! А вдруг упадешь?! Ещё испачкаешься!».

«Все в порядке, я иду рядом с тобой! Ты молодец! Хорошо идешь! Вперёд!».

Инструкция: сопровождайте движение вашего партнера следующими фразами:

«Иди, я тебе сказал! Немедленно! Иди правильно, как я тебе говорю!».

«Может, ты не пойдешь?! А вдруг упадешь?! Ещё испачкаешься!».

«Все в порядке, я иду рядом с тобой! Ты молодец! Хорошо идешь! Вперёд!».

Инструкция: сопровождайте движение вашего партнера следующими фразами:

«Иди, я тебе сказал! Немедленно! Иди правильно, как я тебе говорю!».

«Может, ты не пойдешь?! А вдруг упадешь?! Ещё испачкаешься!».

«Все в порядке, я иду рядом с тобой! Ты молодец! Хорошо идешь! Вперёд!».

«Инструкция: сопровождайте движение вашего партнера следующими фразами:

«Иди, я тебе сказал! Немедленно! Иди правильно, как я тебе говорю!».

«Может, ты не пойдешь?! А вдруг упадешь?! Ещё испачкаешься!».

«Все в порядке, я иду рядом с тобой! Ты молодец! Хорошо идешь! Вперёд!».

Инструкция: сопровождайте движение вашего партнера следующими фразами:

«Иди, я тебе сказал! Немедленно! Иди правильно, как я тебе говорю!».

«Может, ты не пойдешь?! А вдруг упадешь?! Ещё испачкаешься!».

«Все в порядке, я иду рядом с тобой! Ты молодец! Хорошо идешь! Вперёд!».

Инструкция: сопровождайте движение вашего партнера следующими фразами:

«Иди, я тебе сказал! Немедленно! Иди правильно, как я тебе говорю!».

«Может, ты не пойдешь?! А вдруг упадешь?! Ещё испачкаешься!».

«Все в порядке, я иду рядом с тобой! Ты молодец! Хорошо идешь! Вперёд!».


 

Приложение 1.3

Приложение 1.4

Раздатка для родителей
DOCX / 60.26 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Бадыкова Алсу Гилемхановна, 19.08.17 в 13:54 1Ответить Пожаловаться
Катерина, поздравляю с победой! Спасибо за интересный и грамотно подобранный материал:)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.