Самоанализ педагогической деятельности «Ключевые компетенции учителя начальных классов»
Ключевые компетенции учителя начальных классов
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами и приемами, технологиями обучения. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому. Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.
Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику. В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагога.
На протяжении всего периода моей педагогической деятельности я продолжаю совершенствование своего профессионального мастерства. Процесс непрерывного профессионального развития я осуществляю по следующим направлениям:
- краткосрочные курсы повышения квалификации позволяют мне с одной стороны, углубить знания в области педагогической теории, с другой - создать предпосылки для полноценного освоения современных педагогических технологий;
- активное использование современных информационно-коммуникационных технологий (использую электронные образовательные ресурсы, участвую в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся и учителей начальных классов, создала мини-сайты на образовательных порталах);
- самообразование (планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся, регулярно знакомлюсь с новинками педагогической и методической литературы, изучаю и осмысливаю свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщаю его, на данной основе готовлю доклады и выступаю на школьных объединениях и педагогических советах школы);
- участие в профессиональных конкурсах.
В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернете). Реализуемые в начальной школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием ответов (правил) оказывается высокопродуктивным. На уроках использую большое количество наглядного материала — обучение с опорой на зрительную память. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.
В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. В своей практике на уроках я применяю проектную и исследовательскую деятельность. Считаю, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. Метод проектов применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Для использования данной технологии мне необходимо:
- владение исследовательскими и поисковыми методами, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- умение устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- умение интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Групповые формы работы также являются эффективными, акцент делается на взаимопомощь и взаимоконтроль.
Работа в классе, где обучаются младшие школьники, дает мне возможность, как педагогу:
- учиться вместе с учениками;
- планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие формировать ключевые компетенции;
- "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом индивидуальных особенностей.
Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха. Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и, таким образом, он становится на путь профессионального успеха.
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением.