12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кумарова Гульнара Хамидулловна18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

учителя физики

Кумаровой Гульнары Хамидулловны

Карасук 2015

В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Александровская средняя общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области работаю с 1998 года. Мой педагогический стаж 16 лет. Образование высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический университет в 2001 году по специальности «математика и педагогика». В 2001 и 2006 году была аттестована на II квалификационную категорию в должности учитель, а в 2011 году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности. В школе преподаю физику с 7 по 11 класс и математику в двух классах ( среднего и старшего звена).

В условиях бурного развития современного общества перед школой стоит задача: воспитание разносторонне развитой личности, обладающей набором ключевых компетенций. Поэтому основной целью своей профессиональной деятельности считаю: развивать и обучать каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, создавая оптимальные и максимально эффективные для этого условия.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

раскрыть способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого обучающегося ;

привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

развить и укрепить интерес к физике.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий

: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, интерактивного обучения, обучение в сотрудничестве, разноуровневого обучения, игровых технологий и ИКТ. Считаю, что активное использование в учебном процессе элементов современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет методически обогатить учебный процесс и, несомненно, повышает качество образования.

Рабочая программа, по которой я работаю, составлена на основе федерального стандарта и примерной программы среднего (полного) и осного общего образования по физике.

Таблица 1 Учебно-методическое обеспечение.

Предмет

Класс

Программа, на основании которой разработана рабочая программа

Автор учебника

Физика

7

Примерная программа основного общего образования по физике. Базовый уровень 7-9 классы.

Авторская программа Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы.

Перышкин А.В. Физика.7 кл

8

Перышкин А.В. Физика.8 кл

9

Перышкин А.В. Е.М.Гутник. Физика.9 кл

10

Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень X-XI классы.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Физика: Учеб. Для 10-11 кл.

Ежегодно ученики 10-11 классов выбирают мои элективные курсы «Решение физических задач». Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях при проведении недели физики. Участвуют и занимают призовые места в олимпиадах: школьных, районных, общероссийских ( общероссийская олимпиада «Олимпус», открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири»).

Асанбаева Наргиз ( ученица 9 класса) награждена дипломом призера муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011-2012 учебном году (приложение 1).

Ученики принимают участие и занимают призовые места в олимпиаде «Будущее Сибири».

Таблица 2

Результаты участия обучающихся в олимпиаде «Будущее Сибири»

Ф.И.О.

Класс

Результат степень диплома

Учебный год

11

Досбергенова Маржан

11

3

2013-2014

22

Кошкомбаев Талгат

11

3

2013-2014

33

Тезекбаева Сания

11

3

2013-2014

44

Тезекбаев Даулет

11

3

2012-2013

Как показывает практика, значительная часть обучающихся при изучении физики испытывает затруднения и теряет интерес к предмету, не реализуя свой творческий потенциал в полной мере. В связи с этим в своей педагогической деятельности особое внимание уделяю индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении детей, созданию условий для того, чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Поэтому темой моего самообразования является «Личностно – ориентированный подход в обучении».

На своих уроках я стараюсь создать все необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов;
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов, умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учёт жизненного опыта каждого ребёнка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

На каждом уроке стремлюсь не просто изложить материал, дать его в готовом виде, а побуждаю их к добыванию знаний. В этой связи особое место занимает проблемное изложение материала. В своей работе использую и другие методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются:

групповые,

парные,

индивидуальные.

Большой интерес у обучающихся вызывает групповая работа. Преимущество такой формы работы: обучающиеся разбиваются на группы не по успешности обучения, а в основном это сидящие за соседними партами, так, чтобы были сильные обучающиеся и не обидеть слабоуспевающих. Обучающиеся работают коллективно. Каждый имеет возможность высказать своё мнение, а затем каждая группа выделяет представителя для ответа. Обучающиеся других групп имеют возможность уточнить ответы, сделать дополнение, исправить неточности. Каждый может высказать своё мнение, учится слушать и понимать мысль товарищей, защитить свою точку зрения.

Состояние материально-технической базы нашей школы позволяет постоянно совершенствовать качество проводимых уроков, улучшать процесс обучения детей. В кабинете имеется необходимое учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, тесты, контрольные работы, типовые задания, разноуровневый раздаточный материал, контрольные и самостоятельные работы, электронные учебники, плакаты, справочная литература, разработки нестандартных уроков и сценарии внеклассных мероприятий по физике. В кабинете постоянные и сменные учебно-информационные стенды («Подготовка к ЕГЭ иГИА», «Занимательная физика») с указанием сайтов для подготовки к итоговой аттестации (официальный сайт МИОО Статград, Решу ЕГЭ, ФИПИ, открытый банк ФИПИ). В школе имеется оборудование L - микро (физическое оборудование для демонстрационных экспериментов и лабораторных работ), интерактивная доска, мультимедийное оборудование. Новое оборудование поступило на баланс школы сравнительно недавно. Современное оборудование позволяет повысить интерес к изучаемому предмету и реализовать свой потенциал даже самым слабым детям.

Интерактивная доска является для меня палочкой-выручалочкой при подготовке и проведении уроков. Работа с  интерактивной доской экономит время, оживляет урок, вызывая интерес. При подготовке к уроку я часто создаю компьютерную модель урока, используя все доступные средства: книги, учебные и дидактические пособия, мультимедийные средства. Интерактивная доска оживляет эту модель, делает рабочей в интерактивном режиме, помогает вернуться к любому этапу урока, сохранить для дальнейшего использования любую страницу, смоделированного или проработанного этапа урока, что дает возможность вернуться к ней в любой момент. Работа с интерактивной доской позволяет проверить знания детей, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах, работать в режиме он-лайн.

Преследуемая мной цель при проведении уроков – найти место на уроке для каждого, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных возможностей обучающихся. Уроки с использованием ИКТ:

- делают занятия интересными и развивают мотивацию;


- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

- обучающиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;


-обучающиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Работа обучающихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. 

Я провела огромную работу по освоению нового оборудования. В этом мне помогли обучающие семинары и каждодневный кропотливый труд. Но я довольна результатом. В своей школе я провела обучающий семинар «Использование интерактивной доски на уроках».

Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации (приложение 2), семинарах районных, школьных МО, посещаю уроки своих коллег, участвую в работе школьного МО, изучаю различные педагогические технологии, являюсь активным пользователем интернет (на уровне пользователя). Изучаю материалы в сети творческих учителей. Стараюсь отслеживать изменения, происходящие в области методики преподавания физики, знакомиться с новинками методической и педагогической литературы, даю открытые уроки на школьном и районном уровне (приложение 3).

- «В мире электрических цепей» (урок изучения нового материала) 8 класс 2014-2015 уч год, семинар межшкольного методического объединения.

Провожу ежегодно открытые мероприятия (приложение 4)

-«Живу тобой, земля Сибирская» (открытое внеклассное мероприятие, семинар межшкольного методического объединения)

2012-2013 уч год.

Ежегодно работаю в летнем оздоровительном лагере при школе (приложение5):

С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю индивидуальные и групповые формы работы, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, позволяет учитывать потребности каждого ребенка, полнее и посильно использовать урочное время. Слежу за осанкой детей, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм. Систему домашних заданий я стою по принципу  "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех.  Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Большое значение имеет благоприятный эмоциональный настрой и атмосфера успеха на уроке.

Чтобы не сдерживать учащихся в развитии, подбираю дифференцированные задания, позволяющие продвигаться вперед и сильным и слабым обучащимся. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

Для стимулирования положительной мотивации применяю нетрадиционные формы урока: уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-зачеты, включаю игровые моменты, которые способствуют активной мыслительной деятельности (занимательные задачи, ребусы, кроссворды, дидактические игры, опыты, экскурсии).

Чтобы проследить за качеством усвоения программного материала, своевременно выявить типичные и случайные ошибки, применяю разнообразные виды контроля знаний обучающихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования. Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ЕГЭ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до обучающихся, комментируются. Намечаются пути личностно-ориентированной коррекции и устранения ошибок. Использую метод рефлексии, провожу самоконтроль, взаимоконтроль, все это помогает научить детей самооценке своих знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце—итоговые.

Отношения с обучающимися строю на принципах доверия, взаимного уважения. Считаю, что атмосфера на уроке играет огромную роль. Изучать личность каждого обучающегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями обучающихся. 
В условиях сельской школы не сложно учителю иметь представление о каждом ученике и окружающем его социуме, при этом не просто знать, а сотрудничать с родителями обучающихся. Так как я работаю 16 лет в родном поселке и в той школе, которую окончила сама, с родителями учащихся имею тесный контакт и отношения, основанные на взаимном уважении. Родители знакомы с требованиями, которые я предъявляю к обучающимся, и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми, я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи и родительские собрания.
На одном из родительских собраний выступала с докладом по теме «Подготовка к ЕГЭ». Считаю, что успешность педагогической деятельности возможна только при систематическом мониторинге.

 

Таблица 3 Мониторинг успеваемости и качества обучения по физике , на примере одного класса

Учебный год

Кол-во учащихся

Успевают на «4» и «5»

Процент успеваемости

Качественная успеваемость

2009-2010

8

3

100%

44 %

2010-2011

9

6

100%

67 %

2011-2012

9

4

100 %

44 %

2012-2013

9

4

100 %

44 %

2013-2014

9

4

100 %

44 %

Несмотря на малую накопляемость классов, обучающиеся выбирают и успешно сдают экзамены по физике.

Таблица 4 Результаты итоговой аттестации выпускников по физике

Учебный год

Всего сдавали

класс

Форма

сдачи

% справившихся

Средний балл

2010-2011

2

11

егэ

100%

60

2011-2012

3

11

егэ

100%

38

2012-2013

2

11

егэ

100 %

40

2012-2013

3

9

традиционная

100 %

По пятибалльной шкале

4,5

За данный аттестационный период мои ученики успешно сдали экзамены по математике

Таблица 5

Учебный год

Всего сдавали

класс

Форма

сдачи

% справившихся

Средний балл

2011-2012

9

9

гиа

100%

По пятибалльной шкале

4

2013-2014

9

11

егэ

100%

34

Мои ученики ежегодно участвуют в международном конкурсе по математике «Кенгуру». Дети занимают призовые места в данном конкурсе :

-2011-2012 учебный год Асанбаева Наргиз (ученица 9 класса) 1 место по району;

-2011-2012 учебный год Асанбаев Мадияр (ученик 5 класса) 3 место по району;

-2012-2013 учебный год Асанбаев Мадияр (ученик 6 класса) 1 место по району

Результатом своей деятельности считаю полученные мною грамоты.

Таблица 6

Грамоты и дипломы (приложение5)

Результат

Уровень

Год

1

Почетная грамота управления образования Карасукского района Новосибирской области «За значительные достижения в обучении и воспитании учащихся и в связи с Международным днем учителя»

Районный

2012

2

Почетная грамота администрации школы «За успехи в организации и совершенствовании учебного процессов в условиях модернизации образования.

школьный

2013

3

Почетная грамота администрации школы « За активное участие в проведении межшкольного методического объединения»

школьный

2012

4

Почетная грамота управления образования Карасукского района Новосибирской области «За

Добросовестный труд ,успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения и в связи с Днем учителя»

районный

2014

5

Почетная грамота администрации школы «За участие в работе методического объединения»

школьный

2014

6

Диплом «За организацию сверхпрограмной общероссийской предметной олимпиады Олимпус Весенняя сессия»

 

2014

В моей профессиональной деятельности много положительных моментов, но имеются и трудности: я считаю, что количество часов, отведенных на изучение физики по программе, недостаточно для более качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Мне как учителю-предметнику требуется готовить дополнительно большое количество дидактического материала, искать решение множества нестандартных задач. Необходимо постоянно обрабатывать очень большой объем материала, что бы компенсировать недостаток времени, отведенного на урок.

Как положительный результат своей деятельности хочу отметить:

 - стабильную качественную успеваемость по предмету;

-  формирование устойчивой мотивации к изучению предмета;

-выбор учащимися профессий, где физика является профилирующей.

Перспективными задачами считаю:

1.Продолжать работать над качественной подготовкой учащихся к итоговой аттестации.

2.Изучить более подробно и работать над внедрением в учебный процесс ФГОС (в связи с дальнейшим переходом среднего звена на ФГОСы)

Над решением этих проблем я и планирую работать в дальнейшем.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.