Конспект урока химии в 8 классе на тему «Количество вещества»

0
0
Материал опубликован 18 September 2022 в группе

Количество вещества, 8 класс

Домашнее задание: §18, упр.5 (а), стр.83. (учебник - Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020)

Цели:

Базовый уровень - обучающийся получит возможность узнать о единицах количества вещества (моль), молярной массе, взаимосвязи массы, числа частиц и количества вещества, вычмслять молярную массу по формуле соединения.

Повышенный уровень – обучающийся получит возможность научиться вычислять количество вещества по известной массе вещества, числу структурных частиц.

Задачи:

Сформировать понятия: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, закон Авогадро;

Продолжить развитие навыков, необходимых при решении расчетных задач: умение выводить производные от формул;

Воспитывать аккуратность в оформлении и записи задач.

Коррекционно-развивающая задача: продолжить развитие и коррекцию учебно-интеллектуальных умений (умение анализировать условия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), навыков самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала

Техническое обеспечение: ПК с колонками, видеопроектор, экран.

Организационный этап

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить обучающихся к общению на учебном занятии.



Этап актуализации субъективного опыта обучающихся

Цель: обеспечить мотивацию учения обучающихся. Вспомнить маетриал по теме «Соли». Актуализировать субъективный опыт обучающихся об основных величинах и единицах измерения.

Тест (по карточкам)

1.Соли - это

а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

2.Формулы только солей записаны в ряду

а) NaCI, H3PO4, H2SO4 в) Na2O, Ca(OH) 2, CuCI2

б) K2SO4, NaOH, Li2г) Fe2(SO4)3, CuCI2, Na3 PO4

3.Вещество формула которого К2СO3 называется

а) карбонат кальция в) карбонат калия

б) нитрат кальция г) хлорид кальция

4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

а) карбонат натрия в) хлорид натрия

б) сульфат натрия г) нитрат натрия

5.Хлориду алюминия соответствует формула

а) AlCIв) AI 2(SO4)3

б) AI(OH)3 г) AI2O3

6.Ортофосфату натрия соответствует формула

а) Na 3PO4 в) Na PO4

б) NaH 2 PO4 г) Na 2 HPO4



Фронтальная беседа

Что изучает химия? (наука о веществах) А в чем измерять вещества?

Температура измеряется в градусах, путь в метрах, масса – в граммах, килограммах.

Какие бы вы предложили единицы измерения?

Может быть, вспомнить из каких частиц состоит вещество?

- из молекул, атомов, ионов.

Этап изучения нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала и оформление кратких записей в форме схем и рисунков, как способ проработки учебной информации из рассказа учителя, демонстрации таблиц презентации.

Отсчитать нужное число молекул и атомов технически невозможно из-за малого размера. Вот если бы найти способ, в котором объединились бы масса (её измерить просто) и число молекул (атомов). И ученые придумали. Если брать столько граммов вещества, какова его относительная молекулярная масса, сколько же там будет содержаться молекул?

Для О2 – 32г / Mr(O2) = 32 /

Для O3 – 48г / Mr(O3) = 48 /

Для H2O – 18г / Mr(H2O) = 18 /

Оказалось, что в 32г O2, в 48г О3, в 18г H2O и т.д. содержится одинаковое число молекул, равное 6∙1023. Это число назвали числом Авогадро (обозначается NA).

Сделаем вывод: если мы возьмём такую массу вещества, которая равна атомной массе по величине, но взята в граммах, то там будет всегда (для любого вещества) 6,02∙1023 атомов этого вещества.

Запись на доске.

NA = 6,02∙1023 – постоянная Авогадро

Вот это количество вещества, которое содержит 6,02∙1023 молекул какого – либо вещества, и назвали молем.

Что такое моль? (работа с учебником).

Моль – количество вещества, в котором содержится 6,02∙1023 молекул, атомов или ионов, т.е. структурных единиц.( записывают определение в тетради)

Бывает моль молекул, моль атомов, моль ионов.

n = N/NA, N = N∙ n, NA = N/n,

где n – число молей, N – число атомов или молекул, NA – постоянная Авогадро.

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 Моль вещества?

Ответ: нужно взять столько граммов этого вещества, какова его Mr.

Вопрос: Чему равна масса 1 Моля вещества?

Масса 1 Моль вещества называется молярной массой, обозначается М.

Mr│=│M

И вычисляется по формуле:

M = m/n, единицы измерения: г/Моль, кг/Моль, мг/Моль.

А в тысячу раз большая единица количества вещества (киломоль, кМоль). А в тысячу раз меньшая единица количества вещества (миллимоль, мМоль).

n = m/M, m = M ∙ n

Вывод: Масса Моль измеряется в г/Моль, масса кМоль измеряется в кг/кМоль, масса мМоль измеряется в мг/Моль.


Запись основных понятий.

Количество вещества – физическая величина, которая означает определённое число структурных элементов (молекул, атомов, ионов), обозначается n(эн), измеряется в Молях, в миллимолях, киломолях.

1Моль любого вещества содержит число молекул его, равное постоянной Авогадро NA(6,02∙1023).

Чтобы отмерить 1Моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова его относительная масса Mr.

Масса 1Моль вещества называется молярной массой (М), она измеряется в г/Моль и численно равна Mr.


Этап физминутки

Цель: обеспечить отдых обучающихся в зависимости от утомления.

Упражнение «Восьмерка»

Этап контроля и самоконтроля

Цель: выявить качество усвоения обучающимися знаний, определить недостатки в знаниях, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Заполним таблицу, решая задачи (работа в группах).

Вещество

Число молекул

N = N∙ n

Молярная масса

M = m/n

Число Молей

n = m/M

Масса вещества

m = M ∙ n

O2




H2SO4




98г

СuCl2

18,06∙1023






Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.



Этап рефлексии

Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.



Упражнение «Смайлики».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.