Эффективное взаимодействие родителей и педагогов как основа успешного формирования личности

7
0
Материал опубликован 5 March 2021 в группе

"Сегодня - дети, завтра - народ"

(С. В. Михалков)

Эта короткая, но очень мудрая фраза, думаю, заставляет задуматься многих наших граждан. Но в особенности эта проблема должна волновать нас, учителей. Ведь именно мы являемся тем слоем общества, которое на профессиональном уровне ответственно за образование подрастающего поколения. Более того, учитель - это не просто профессия, это особое состояние души, при котором ты чувствуешь огромную ответственность перед каждым ребенком, перед страной и перед собственной совестью. А образование, в свою очередь, это не только набор определённых знаний и умений, но и целостность всего человеческого самосознания, где доминирующими качествами являются любовь, доброта, сострадание, искренность. Наша задача - воспитать человека не только высокого ума, но и высокой души. А это совсем не просто. И без тесного взаимодействия и взаимопомощи родителей и педагогов у нас этого не получится, а получится как в басне Крылова "Лебедь, щука и рак".

В наше время во многих семьях имеются трудности с воспитанием. Зачастую родители, в силу недостаточного опыта и постоянной занятости, просто не понимают сути проблемы. К сожалению, часто можно услышать такую фразу: "Мы все делаем для детей, кормим их, покупаем все самое лучшее, создали для них самые комфортные условия". А как же воспитание? Материальные блага - это, конечно, хорошо. Но ведь ребенок - это не растение, за которым достаточно хорошо ухаживать, удобрять и поливать. Ребенку необходимо воспитание.

Сегодня, наблюдая за подрастающим поколением, мы видим, в какой среде им приходится развиваться. Материальные условия вполне комфортны, а вот морально-нравственные, на мой взгляд, просто ужасающи. Огромный поток безнравственной информации льется на наших детей в виде телепередач, фильмов, песен, рекламы и тому подобного контента, на который мы, простые учителя, повлиять не в силах. Но в наших силах, в противовес пагубному влиянию, оказывать на учеников влияние благоприятное. Каждый из них пришел в этот мир святой, духовно чистой личностью. Сам Иисус Христос говорил: "Будьте как дети", - имея в виду их бесхитростность, искренность и природное добродушие. Все мы наблюдаем, что еще совсем маленькие дети имеют в своем сердце только добрые черты. Они могут улыбаться незнакомому человеку, с объятиями кинуться к бездомному животному, радостно подарить нам какую-нибудь игрушку. Это значит, что изначально все мы созданы добрыми людьми со светлой душой. А дальнейшее приобретение негативных черт характера происходит под влиянием внешних факторов, которых, к сожалению, в наше время очень много. Об этом свидетельствует Никита Михалков в своей авторской передаче "Бесогон ТВ", где с помощью соцопроса молодых людей выясняется, что большинство из них понятия не имеют, кто такой маршал Жуков. Но при этом, все без исключения знают участников скандально популярных ток-шоу. Такая картина реальности, согласитесь, очень печальна. Мне тревожно за будущее нашей страны, за будущее каждого нашего соотечественника.

Безусловно, проблема отцов и детей существовала во все времена. Но нельзя не признать тот факт, что в нынешнем поколении происходит что-то очень необычное. Стоит заметить, что в последние полтора века жизнь человечества стала заметно меняться наряду с быстро развивающимся прогрессом. До этого времени все происходило как-то спокойнее, медленнее, не нарушая естественный ритм мирозданья. Теперь же мы видим просто ошеломляющие результаты развития цивилизации, с которыми неподготовленное человеческое сознание не в силах справиться, не успевает приспособиться к происходящим изменениям. И я говорю не только об умственных способностях, но и о духовных. В частности, хочу сказать об интернете. Конечно, психологически сформировавшийся, мудрый человек умеет использовать этот безграничный в своем многообразии ресурс для собственной пользы. Но много ли среди наших детей духовно и психологически сформировавшихся личностей, которые без труда смогут отличить вредное от полезного? В таком возрасте это просто невозможно. Они находятся лишь на стадии формирования самосознания.

Развитие высоких технологий - это, конечно, положительная динамика в общечеловеческом понимании данного явления. Но с другой стороны, это привело нас к формированию "общества чрезмерного потребления". Как известно, если перестать двигаться, то суставы и мышцы постепенно начнут слабеть. То же самое происходит и с мышлением. Если перестать мыслить, то со временем мы и вовсе лишимся интеллекта. Мы все больше потребляем и все меньше мыслим. Реальность сегодня преподносится таким образом, что достаточно просто нажимать на кнопки, а мыслить необязательно. Раньше, чтобы получить какую-то информацию, люди ходили в библиотеки, обращались к более компетентным в том или ином вопросе людям, посещали различные музеи, архивы, заповедники. То есть были задействованы все процессы: умственные, физиологические, социальные. Теперь же достаточно просто нажать на кнопку и любая информация у нас перед глазами. Развлечения, информацию, коммуникации дети получают посредством цифровых технологий. А чрезмерное погружение в цифровую среду, как известно, разрушительно. Это негативно воздействует на физиологию, психику и умственно-духовное состояние человека, а тем более еще не сформировавшегося человека. Происходит ослабление индивидуальных умственно-творческих качеств ребенка, сводится на нет весь личностный потенциал. Так кого же мы хотим видеть в будущем - потребителей или творцов?

Итак, исходя из вышеописанной проблемы, я считаю, что нашей задачей является направление воспитательно-образовательного процесса таким образом, чтобы давать подрастающему поколению не только определенные знания, но и развивать в них лучшие морально-нравственные качества, научить их мыслить и красиво выражать свои мысли. Ниже перечислю некоторые практики, которые можно применять для этих целей:

1. Приобщение детей к посещению библиотек. Например, если у ребенка возникла необходимость в получении какой-либо информации, то родителям или педагогам нужно объяснить ему, что наилучшим способом поиска нужного материала является поход в библиотеку. Почему? Потому что, во-первых, книга - это источник информации, имеющий стопроцентную достоверность в отличие от поисковых систем, во-вторых, материал из книги, которую можно увидеть, потрогать и полистать, воспринимается более осмысленно, и, в-третьих, есть возможность устроить пешую прогулку, которая благотворно влияет на здоровье.

2. Развитие эмпатии у детей. Эмпатия - это способность сочувствовать и сопереживать другому. Это качество является врожденным, но, если его не развивать в детях, оно может утратить свою силу. Чтобы этого не произошло, необходимо постараться как родителям, так и педагогам. Родителям полезно проявлять сострадание к людям, попавшим в беду, и разговаривать об этом со своими детьми, объясняя, какие чувства испытывает тот или иной человек в таких тяжелых условиях и почему мы хотим ему помочь. Прекрасной основой для развития эмпатии является классическая литература - как русская, так и зарубежная, где главными героями движут любовь, справедливость, сострадание. Взять хотя бы "Дети подземелья" В. Г. Короленко или "Чудесный доктор" А. И. Куприна. У нас столько бесценных книг, в которых заложена вся мудрость и душевная красота человечества, что одна только любовь к чтению способна развить в ребенке все лучшие качества, раскрыть весь его личностный потенциал.

Как педагогам, так и родителям, детям необходимо рассказывать о поколениях, которые пережили войны, голод, депортации и другие трагические события. Важно донести до них, что мы сейчас живем гораздо лучше, чем они, что благодаря их страданиям и жертвенности мы сегодня живы. Полезно посмотреть хорошие фильмы на эту тему. Например, "Крик тишины" о блокаде Ленинграда. Также можно рассказать ученикам о различных благотворительных проектах, волонтерских движениях, которые оказывают помощь пожилым людям, инвалидам, бездомным животным и просто семьям, попавшим в беду. Возможно, это воодушевит кого-то из детей и они сами захотят принять участие в добрых делах.

3. Различные игры и творческие мероприятия, развивающие физическую подвижность, любовь к природе, гибкость мышления, глубину восприятия окружающего мира, творческий потенциал. Например, предложить детям описать небо. На первый взгляд, ничего особенного о нем не скажешь, кроме того, что оно голубое. Но если посмотреть на это более широким взглядом, то описывать небо можно бесконечно. Ведь оно может быть лазурным, чистым, мрачным, воздушным, лучезарным, загадочным, бесконечным, звездным, сказочным, таинственным, свинцовым, холодным, золотисто-розовым, багряным и даже угрожающим. И что самое удивительное - небо каждый день бывает разным. Это говорит о безграничности творческого потенциала самой природы. И нам, людям, многому стоит у нее поучиться. Сегодня почти у всех школьников имеются смартфоны с возможностью фото- и видеосъемки. При правильном подходе этот ресурс можно использовать для творческого развития детей. Например, одним из заданий может быть создание собственных фотографий полевых цветов, произрастающих в нашей местности.

4. Лекции для родителей. На базе школы с помощью педагогов и психологов полезно проводить лекции для родителей. Наиболее актуальные темы таких лекций, на мой взгляд, это: "Рациональное использование цифровых технологий. Цифровая гигиена родителей", "Влияние психологической атмосферы в семье на физическое, умственное и морально-нравственное развитие ребенка", "О пользе заинтересованности детей в хороших книгах, классической музыке, театре и воодушевляющих добрых фильмах".

Дети-интроверты

Среди школьников есть особый род детей, которые обладают несколько иным складом ума и характера, чем большинство. Это дети-интроверты. В отличие от социально активных сверстников, получающих энергию от контактирования с внешним окружением, дети-интроверты имеют богатый внутренний мир, в связи с чем обладают совсем иной тактикой мышления и восприятия мира. В них заложен огромный творческий и умственный потенциал. Если дать правильное направление развитию такого ребенка, то в будущем он может стать выдающимся деятелем науки или искусства.

Часто при неграмотном подходе педагогов к обучению детей-интровертов и недостаточном уровне воспитания у одноклассников возникают серьезные проблемы. К сожалению, в обществе с низким уровнем культуры действуют законы, согласно которым твое отличие от большинства воспринимается негативно. А особая мнительность и ранимость детей-интровертов, в свою очередь, провоцирует у них серьезные психологические травмы. Над таким ребенком могут начать смеяться, коллективно ущемлять, унижать и проявлять иные негативные действия. Дети порой, сами того не осознавая, могут быть очень жестоки по отношению к сверстникам. При таких обстоятельствах ребенок-интроверт становится "белой вороной", а в худшем случае "изгоем", что естественно разрушает его психологическое и физическое здоровье. Ребенка мучает сознание того, что он не такой, как все. Из-за негативной реакции окружающих он считает себя каким-то ущербным, неполноценным, бестолковым.

Расскажу пример из жизни. У меня есть знакомая (назовем ее Юлия), которая в детстве была именно таким ребенком-интровертом, попавшим в социальную среду, негативно относившейся к ее особенностям. Ну, может быть, для ее сверстников эта ситуация не являлась чем-то негативным. Для них это, скорее всего, было одной из форм развлечения. Они воспринимали ее как некий объект для насмешек и шуток, порой очень злых шуток. Из-за этого Юля все больше и больше замыкалась в себе, страдая и не понимая, почему она не такая, как все, и что теперь с этим делать.

В детском возрасте она свое отличие от других воспринимала как проблему, считала себя неполноценным человеком, не имеющим право жить в этом мире. В итоге, из-за сильнейших переживаний, комплексов и отчаяния она, сама того не желая, замкнулась совсем. Любое контактирование, слово, движение, взгляд давались с огромным трудом, но чаще всего она просто не могла ничего сказать или сделать. Как бы она ни старалась, ничего не получалось - язык не слушался, тело будто сводило судорогой, глаза всего боялись. Развилась психологическая болезнь, которая проявлялась уже физиологически, и ребенок не в силах был справиться с нею самостоятельно. Вследствие этих проблем школьная успеваемость стала совсем плохой. Когда девочку вызывали к доске или требовались устные ответы, как это часто бывает на уроках, то слова просто застревали в горле, начиналось сильное сердцебиение, ужас, страх, дрожь во всем теле. То есть, сам организм уже реагировал панически на такие ситуации. Даже если Юлия прекрасно знала ответ на заданный вопрос, то в таком состоянии ответить не могла. Все мгновенно забывалось, чувство паники перекрывало все сознание, как бы блокировало его. Многие учителя относились к этому просто - ничего не ответила, значит, не знает. Были и чуткие учителя, которые жалели девочку и не вызывали ее к доске, оценивая успеваемость по письменным заданиям.

В семье не понимали сути проблемы. Родители расстраивались из-за необщительности и плохой успеваемости дочери. Окружающие, в основном, осуждали, ругали, читали нотации на тему "Как нехорошо быть таким бестолковым нелюдимым ребенком, ничего ты в жизни не добьешься, у родителей от тебя одни проблемы". Естественно, это еще больше усугубляло и без того критическую ситуацию. Девочка жила в состоянии постоянного сильнейшего стресса и отчаяния, при этом не в силах была что-либо сделать. Больше всего убивало осознание того, что у любимых ею родителей такой плохой, приносящий одни разочарования ребенок. Было также и понимание того, что если она не сможет справиться с проблемами своей психики, то жизни у нее не будет. Это была не жизнь, это было мучительное существование.

В отчаянии Юля обращалась к Богу: "Господи, пусть я буду самой плохой балованной девочкой в школе, пусть я ослепну, оглохну или стану инвалидом, но только дай мне шанс стать нормальной психологически. Только помоги мне научиться свободно ходить, говорить, дышать, смотреть, общаться с людьми. Я мечтаю только об этом, о самом малом, о том, что есть почти у каждого человека, но нет у меня - способность свободно говорить, ходить и просто жить." Нам, не побывавшим внутри проблемы, невозможно понять такое состояние. Но медицина в области психиатрии определяет данные симптомы как болезнь, называемую социофобией. Эта болезнь возникает у ребенка-интроверта в результате некорректного воспитательно-образовательного процесса. Формы и степени социофобии бывают разные. У кого-то она протекает в более легкой форме, что не сильно влияет на качество жизни человека.

У Юлии, как мы видим, была тяжелейшая, запущенная форма социофобии, с которой далеко не все могут справиться. Часто такие случаи заканчиваются очень трагично - неизлечимая психическая болезнь, алкогольная или наркотическая зависимость, смертельные болезни на нервной почве, самоубийства. Потому что это на самом деле невыносимая мука, страдания, с которыми человек не в силах справиться самостоятельно. Все мы знаем, что человек с полностью парализованным телом очень страдает и часто просто не хочет так жить. Социофобия в тяжелой форме - это такое же состояние с разницей лишь в том, что паралич не физический, а психологический. Человек парализован во всем: в действиях, в речи, во взгляде, в коммуникациях. Он не может просто пойти погулять, сходить в магазин или больницу, поговорить с кем-то, решить элементарные бытовые вопросы, не говоря уже о личной жизни, образовании и карьере. И это происходит с людьми, которые в силу своей природной одаренности могли бы стать гениями. Только потому, что когда-то в детстве их не приняли такими, какие они есть. А сколько сейчас таких детей сидят за партами, несчастных, испуганных, с бешено бьющимся сердечком. И только от нас, взрослых, зависит, кем они станут - счастливыми талантливыми людьми или инвалидами со сломанной психикой и сломанной жизнью.

Юлии путем невероятных усилий, работы над собой все же удалось справиться с этими психологическими травмами. На это потребовалось очень много сил, времени и желания жить. Сейчас ей тридцать три года и она смогла стать успешным художником, пишет стихи и прозу.

Чтобы помочь детям-интровертам, мы не должны допустить у них возникновения психологического дискомфорта, который впоследствии нарастает как снежный ком и приводит в итоге к серьезным осложнениям в виде социофобии и иных заболеваний психики. Для этого предлагаю работать в следующих направлениях:

1. Личностно-ориентированный подход в работе с детьми. Если мы видим, что ребенок стеснительный, ему трудно отвечать перед всем классом, то следует к нему применять индивидуальную методику обучения. Необходимо организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог проявить весь свой потенциал. Например, давать ему больше письменных заданий, которые он может выполнять дома в спокойной, комфортной для него обстановке.

2. При первых признаках закомплексованности у ребенка необходимо оказать ему психологическую помощь, постараться дать понять, что ему нечего бояться, не из-за чего переживать, что он ничем не хуже других детей, кто бы что ни говорил. Также важным фактором является общее настроение всего класса по отношению к такому ребенку. Именно от этого, главным образом, зависит его психологический комфорт. Ни в коем случае нельзя допускать негативных проявлений или действий одноклассников по отношению к задумчивому, спокойному ребенку. Напротив, нужно им объяснить, что этот мальчик или девочка немного отличается от них по поведению и характеру и в этом нет ничего плохого или странного. Просто он более чувствительный и ранимый.

3. Отношение родителей к ребенку-интроверту.

К сожалению, в обществе существует проблема давления экстравертного мира на интровертный. Родителям экстравертам сложно принять ребенка интроверта. Им кажется, что если их ребенок не будет проявлять социальную активность, то он вырастет неуспешным человеком, неудачно устроится в жизни. Таким образом, пытаясь навязать ребенку свое видение мира, которое, на их взгляд, является единственно верным, они подвергают его психологическому насилию, что, в свою очередь, может привести к серьезной душевной травме. Как, например, пальме нельзя сказать: "Ты являешься сосной и поэтому ты должна расти и развиваться в условиях, которые благоприятны для сосны". Пальма при таком подходе просто погибнет. Подобные переживания родителей, безусловно, необоснованны. Более того, чуткие, мудрые родители, используя правильную тактику поведения с таким ребенком, добьются колоссальных успехов в его интеллектуальном, духовном и физическом развитии. Ведь, как правило, в интровертной личности заложен огромный творческий и умственный потенциал. Поэтому нашей задачей является деликатно и грамотно объяснить родителям об особенностях их ребенка и дать рекомендации по их воспитанию.

Для интровертов очень ценно личное пространство. Ни в коем случае нельзя пытаться переделать такого ребенка и, тем более, обвинять его в том, что он не такой, как все. Его мозг работает по другому и в этом нет ничего плохого. Наоборот - далеко не всем дана такая гибкость, многогранность и глубина мышления, как интровертам. Родитель должен просто помочь ребенку комфортно полноценно развиваться и научить его себя защищать; не решать за него каждый раз проблемы, а научить его самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций. Где-то, конечно, родители должны поговорить о проблеме с конкретным учителем, если это необходимо, объяснить ему особенности своего ребенка.

Проблема детей-интровертов, или "детей индиго", как их называют в современном обществе, меня волнует особенно, так как на личном опыте столкнулась с трагизмом некорректного к ним отношения. В обществе их часто просто не замечают из-за неприметности, угловатости и чрезмерной стеснительности, у кого-то они просто вызывают раздражение. Но если бы каждый из нас знал, насколько богат, глубок и живописен их внутренний мир... И насколько он хрупок и раним.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации