Публикация «Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ»
Плотникова Анна Евгеньевна
"Детский сад № 22"
г. Каменск-Уральский
Родительский клуб - нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ
Краткое описание: опыт работы по созданию семейного родительского клуба в дошкольном учреждении (группе) для эффективного взаимодействия с родителями и примерный годовой план работы клуба будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Семья и детский сад являются главными институтами воспитания ребёнка. Общественное и семейное воспитание детей должны быть единой системой как воспитательных, так и образовательных практик, реализуемых совместными силами всех участников воспитательно - образовательного процесса. Главными целями должны стать: формирование нравственной, полноценно - развитой личности, готовой к жизни в современном обществе. И перед каждым современным педагогом стоит задача по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, активное привлечение родителей к совместному развитию детей в ДОУ и семье, разработка единых требований, целей и задач для развития детей дошкольного возраста.
В связи с этим каждое ДОУ использует различные формы работы с семьёй. Можно выделить традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй. К традиционным формам можно отнести:
- родительские собрания,
- беседы, посещение семей,
- совместные праздники и развлечения,
- консультации,
- оформление стендов, папок передвижек с информацией для родителей,
- выставки семейных работ, фотовыставки,
- дни открытых дверей.
К нетрадиционным:
- проведение мастер-классов,
- совместные прогулки, развлечения, экскурсии в праздничные и выходные дни,
- круглые столы, выпуски семейных и групповых газет и плакатов,
- презентации,
- видео-конкурсы,
- совместные ИКТ-презентации,
- выпуск брошюр, листовок, буклетов,
- выставки семейных реликвий,
- создание и функционирование семейного клуба.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы создания семейного клуба в группе детского сада. Это замечательная возможность организации наиболее эффективного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном учреждении.
Цель семейного клуба: создание единого воспитательного и образовательного процесса в ДОУ и семье, активного вовлечения родителей во все мероприятия детского сада и группы, эффективного взаимодействия взрослых и детей.
Задачи Клуба:
- оказание консультативного, психолого-педагогического просвещения и помощи родителям,
- повышение педагогической культуры родителей,
- привлечение родителей к участию в жизни ДОУ,
- создание условий для полноценного общения и сотрудничества между родителями и педагогом (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Важные условия для работы клуба:
- принятие совместного решени о создании клуба на первом родительском сорании,
- увлечь родителей интересным направлением (тематикой) на год,
- определение периодичности встреч (ежемесячно, ежеквартально),
- составление плана работы клуба,
- встречи проводятся совместно с детьми и родителями с привлечением специалистов.
Предлагаю вам примерный план работы клуба в дошкольном учреждении в соответствии годовой / проектной темой.
План работы семейного клуба «Мы вместе»
Годовая тема: «Ознакомление с родным городом»
Сроки | Мероприятие | Цель |
Сентябрь | Анкетирование семей | Выявление знаний и представлений родителей и детей о родном городе, его истории, необходимости работы по данному направлению |
Первая встреча «Что мы знаем о нашей малой родине». | Заинтересовать родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, создание условий для совместного ознакомления детей с родным городом | |
Октябрь | Буклеты по наиболее актуальным запросам родитей: «Семья и компьютер», «Безопасность ребёнка на улице», «Читаем вместе о родном городе» | Формирование у родителей потребности в получении профессиональной педагогической помощи. |
Фотовыставка "Прогулка по городским достопримечательностям вместе с мамой (папой)" | Знакомство с достопримечательностями родного города. вызвать у родителей желание показать детям исторические месты и памятники. | |
Ноябрь | Вторая встреча Творческая мастерская «Семейные традиции» | Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным традициям семей |
Мини-музей: «Ремесленная мастерская» | Познакомить детей с ремеслом родного города. | |
Декабрь | Подготовка, репетиции, участие в Новогоднем празднике | Привлечь родителей к участию в празднике в различных ролях героев |
Конкурсы: «Новогодняя игрушка для городской ёлки» «Новогодняя открытка «Городская сказка» «Новогодние окна» | Совместное участие в детско-родительских конкурсах | |
В течении полугодия | Экскурсии: Пожарная часть Музей Почта Дома культуры Достопримечательности города | Привлечь родителей к совместным походам на экскурсии по городу |
Январь | Буклет для родителей «Что рассказать и прочитать детям о родном городе Авторские стихи о городе» | Рекомендации родителей по ознакомлению детей с малой родиной. Познакомить с авторскими стихами городских поэтов. |
Январь | Мини-музей «Мой город» | Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми, созданию макетов достопримечательностей города из любых материалов, оформление мини-музея в группе |
3 встреча «Встреча с интересными людьми» | Познакомить с городскими писателями, руководителями творческих и танцевальных коллективов, известными людьми города | |
Февраль | Акция «Игротека» | Привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности |
Военно-патриотическая игра «Зарничка» | Привлечь пап и дедушек к участию в зарничке. | |
Фотовыставка «Любимый папа, дедушка» | ||
Март | Весенний праздник «8 Марта» | Привлечь родителей к подготовке и проведению весеннего праздника, оформлению (русской берёзки, русской избы) |
Фотовыставка «Прогулка с мамой по родному городу» | Привлечь родителей к совместному досугу с детьми | |
Апрель | 4 встреча Экскурсия - квест «Улицы, названные в честь героев ВОВ. Памятники участникам ВОВ» | Привлечь родителей к совместной экскурсии по памятным местам, совместной разработке маршрута. |
Книга Памяти «Великий подвиг глазами детей» | Создать Книгу Памяти об участниках ВОВ. Знакомить детей с историей дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. | |
Май | 5 встреча Творческая гостиная «Жить одной семьёй» | Создание социального – педагогического пространства для творческого взаимодействия детей и взрослых |
Конкурс «Открытка ветерану» | Сплочение детей и взрослых во время совместного творчества. Воспитывать чувство уважения к тем, кто воевал. | |
Совместное оформление окон к 1и 9 мая | Создание совместными усилиями и творчеством праздничного настроения в группе | |
В течение года | Экскурсии на работу мамы, папы | Привлечь родителей к ознакомлению с предприятиями и профессиями родного города |
В течение года | 6 встреча Участие в районных семейных конкурсах | Повышение роли семьи, института семейных традиций |
В течение года | Программа выходного дня (выход на природу, лыжные соревнования и т.д.) | Организация совместного досуга детей и родителей |
В заключении: влияние семьи на воспитание детей огромно. И от организации работы с родителями, их включённости и вовлеченности в педпроцесс, эффективного взаимодействия зависит успешность в едином и цельном воспитании личности каждого ребёнка.