12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей в вопросах воспитания

Семья- начало всех начал,

Добра и верности причал...

Душой здесь каждый отдыхает,

Ребенка взрослый окрыляет!

Семья- это островок творчества, где совместный поиск пути разрешения проблем сплачивает всех ее членов и открывает горизонты для движения вперед.

Современное развитие государственной политики в области дошкольного образования важным социальным институтом называет семью, где закладываются основы для дальнейшего развития детей , а родителей рассматривает как равноправных, активных , заинтересованных участников воспитательно - образовательного процесса. Введенный ФГОС придает приоритетное значение вопросу организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания и обучения детей в рамках проведения образовательной деятельности в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители , где основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор воспитательно-образовательной деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с их родителями.

Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Взаимодействие между воспитателями и родителями начинается с прихода ребёнка в детский сад. Насколько быстро и незаметно для ребенка проходит адаптационный период , как себя чувствует малыш, какая атмосфера царит в саду- все зависит от мастерства и умения воспитателя создать благоприятные условия для нахождения дошкольника в стенах ДОУ. Все возникающие проблемы, связанные с особенностями воспитания детей определенного возраста, привлекают внимание каждого из взрослых .Это первые трудности и неудачи в воспитании, и здесь важно научиться решать конфликты по взаимному соглашению всех сторон.

Прежде, чем вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, необходимо понять воспитательный потенциал каждой семьи. Для этого воспитатель должен знать общую информацию о семье, социальном статусе , о родителях и тех, кто их заменяет, иметь представление о жилищных условиях семьи, о психологическом климате в семье, уровне образования родителей и их интересах, увлечениях, образе жизни, понимать степень воспитательного воздействия родителей на своего ребёнка, а также учитывать семейные традиции .

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Как много проблем возникает между ними, когда существует недопонимание, не хватает терпения и такта при рассмотрении различных вопросов. Все семьи очень разные, с разными ценностями, проблемами и запросами, и далеко не все родители готовы сотрудничать с педагогом, объединять усилия по воспитанию ребёнка, поэтому невозможно дать однозначный ответ, как эффективно взаимодействовать с родителями. Здесь, прежде всего, на помощь должны прийти опыт, терпение, интуиция и мастерство педагога ДОУ. Воспитатель и родители не обязательно могут быть друзьями и единомышленниками, иметь одинаковые убеждения и интересы, главное, чтобы они стали партнёрами, научились понимать и прислушиваться к друг другу, чтобы достичь наилучших результатов и реализовать общие интересы, обучая и воспитывая дошкольника, основываясь на конструктивном характере общения и взаимодействия . Очень важен позитивный настрой, определяющий положительный результат образовательного процесса, который возможно достигнуть в том случае, если все его участники находят точки соприкосновения в процессе взаимодействия . Отсутствие взаимопонимания, непонимание всей тяжестью проблематичности ложатся на плечи ребенка. Порой наблюдаешь, как некоторые родители пытаются отойти от воспитания своего ребенка, возложив все педагогов. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь понять всю ситуацию в понимании важности единых требований семьи и детского сада?

Поэтому хотелось бы на основе некоторых форм сотрудничества достичь взаимопонимания при раскрытии вопросов педагогической работы, определяющих воспитательные цели и традиции группы и детсада.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение всех в единую команду для совместных решений возникающих вопросов. От участия родителей выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего- дети. Познакомившись с реальным состоянием дел, родители порой заимствуют удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Педагог, в свою очередь, имеет возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны воспитания в домашних условиях. А значит, все это способствует дополнению семейного и общественного воспитания.

В работе с родителями можно использовать много различных форм, которые на мой взгляд сближают педагога и родителя: педагогические беседы с родителями, консультационные "пятиминутки" , совместные досуги, открытые занятия для родителей, посещение семей, Дни открытых дверей, "родительские университеты", работа с родительским комитетом, мастер- классы, начальное профориентирование, заключающееся в знакомстве с миром профессий и приглашение родителей , "Семейное чтение", внедрение родительского опыта "Что умеют наши мамы( папы. бабушки. дедушки)."

В настоящее время поколение молодых родителей, увлеченно проводящих все свободное время за мониторами компьютеров и  сидящих часами за телефонами, нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада, потому что не всегда правильно реагируют на возникающие в жизни нестандартные ситуации.. Родители должны быть союзниками воспитателя в образовании и развитии детей, а нам, воспитателям, надо помочь родителям, чтобы они пришли самостоятельно к мысли о том, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему. Родителям необходимо уделять больше времени для живого общения со своим малышом ,а не "погружать" его в ноутбуки , компьютеры, лишь бы тот не мешал "жить взрослым". Опыт показывает, насколько чаще и длительнее происходит близкое общение, настолько крепче и эмоциональнее взаимосвязь между ребенком и родителем ,а значит, воспитатель имеет основу для дальнейшего развития межличностных отношений в ходе налаживания контактов со своими воспитанниками.

Организация Дня открытых дверей также помогает найти точки соприкосновения между родителями и педагогами. В течение дня родители посещают различных специалистов ДОУ, получают индивидуальные консультации, присутствуют во время различных форм образовательной деятельности и воочию видят ,как себя ведет их ребенок, какими успехами может порадовать взрослых или узнать, над чем надо поработать дома для достижения хороших результатов .

Некоторые заинтересованные родители активно включаются в работу ДОУ и ведут мастер - классы по кулинарии, рукоделию, нетрадиционным техникам изоискусства, столярным работам, приобщая детей к совместному творчеству и личным примером вовлекая в практическую познавательную деятельность. Важно, чтобы дошколята чувствовали неподдельный интерес к созиданию чего- то необычного, нового , используй игровые элементы в развитии практических умений и навыков совместно с близкими - родителями.

Пропаганда педагогических знаний, формирование основ воспитания и образования ведется через родительские уголки, где воспитатель разрабатывает консультационные материалы, подборки методических рекомендаций. Ежедневно оформляется стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Закрепите дома вместе с детьми", "Занимательная арифметика".

Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет. Это- центр инициатив, творчества и организации всех дел. Много зависит от его мобильности и активности, ведь повести за собой получается не всегда, если некоторые родители пытаются оправдать себя нехваткой времени и возлагают ответственность за воспитание и обучение только на сотрудников ДОУ.

Выбор форм и методов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания способствует выполнению функций семейного воспитания и развития дошкольников в этом стремительно бегущем вперед современном обществе.  Важно учитывать обоюдные интересы и создавать благоприятные условия для развития каждого ребёнка, заботиться об улучшениях его жизни, проявлять доброжелательность, взаимоуважение, последовательно соотносить общие требования в дошкольной и семейной сферах жизни ребёнка, принципиально организовывать взаимодействия, направленные на реальные совместные практические действия, способствующие счастливому развитию ребёнка.

Эффективность взаимодействия между воспитателем и родителями будет в том случае, если педагог действительно будет нуждаться в родителях, в объединении совместных усилий, при этом родители станут его союзниками, постоянно нуждающимися в советах и дружеской помощи педагога.

В результате  работы с родителями необходимо помнить,, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Нам необходимо применять как можно больше интересных современных приемов и методов. Благодаря новшествам, жизнь в группе активизируется и продолжает открывать все новые возможности перед всеми членами педагогического процесса. Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями формирует у них повышенный интерес к жизни детей в группе, повышает ответственность  за воспитание ребенка в семьях, способствует развитию психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.  Родители становятся активными участниками всех дел детского сада, единомышленниками воспитателя, что ведет к новым  формам сотрудничества.

Семья- самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на доверии , взаимопонимании, заботе друг о друге. Несмотря на то, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы основательно не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного периода развития ребенка.

Семья-это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку:и слезы, и смех...

Взлет и падение...Ребенок- мечтатель!

Рядом всегда- Родитель и Воспитатель!



Список литературы

1.Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей.- М. :Сфера, 2004.

2.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации).- Оренбург: Оренбургский ИПК,2003.

3.Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание, 2002, №9.


















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.