Конспект занятия «Коми кывсэ тэд»
Конспект занятия
Тема: «КОМИ КЫВСЭ ТЭД»
Цель: Привитие интереса воспитанников к культуре коми-пермяцкого народа.
Задачи:
- Закрепить и расширить у воспитанников словарный запас на коми-пермяцком языке: о предметах быта, о животных, о кухонной утвари, о сказочных героях;
- развивать умение поддерживать диалог на коми-пермяцком языке;
-воспитывать любовь и уважение к родному языку, к родному краю.
Материалы: мультимедиапроектор, ноутбук, карточки для проведения игры, конверты со словами и картинками,
Ход занятия:
Звучит фонограмма песни на коми языке в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля «Парма».
Воспитатель приветствует детей и гостей на коми-пермяцком языке.
-Бур лун басэк ныввез, бур лун мича зоннэз! Бур лун, дона гэссез!
Ребята, вы наверняка поняли, на каком языке я поприветствовала вас. Кто может перевести на русский язык? Кто из вас может сказать на коми-пермяцком языке «доброе утро, добрый вечер, доброй ночи»?
Да, это коми-пермяцкий язык. У кого из вас папы и мамы, бабушки или дедушки разговаривают на родном коми-пермяцком языке?
(ответы)
Мы с вами живем на территории Коми-Пермяцкого округа (слайд) На нашей территории проживает много людей разной национальности. Но, основное население - это коми-пермяки. Наш народ имеет свою культуру, свой язык.
Родной язык - святой язык,
Отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоём богатстве я постиг!
Каждый народ имеет свой язык, в каждом есть особые слова, называющие важные для его жизни вещи. Родной язык - язык предков - передаётся от родителей, в нём звучит связь поколений.
Для многих россиян родные два языка.
Один государственный - русский, он объединяет всех нас, помогает понять друг друга, учиться и строить будущее страны.
Другой - язык малой родины, язык дедов, помогающий хранить и приумножать опыт и историю народа.
А как вы думаете, какой теме посвящено наше сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня будем говорить?
Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам поговорить на родном языке, вспомнить некоторые слова и познакомиться с новыми.
Занятие будет проходить в форме игры- квест. Что такое квест?
Квест (англ. «quest») - это интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи, разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их пути, для достижения общей цели.
1задание: «Тэд жэ, тэд» ( Загадки)
Отгадку говорим на коми-пермяцком языке (Картинка с отгадкой)
Летом сер, зимою бел,
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц - кӧч)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост –
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса – руч).
3.Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк – кӧин).
4.Из берлоги слышен храп –
Спит хозяин косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь – ош).
5.Юркий, маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка –ур)
Подведение итогов
2 задание: «Чёрный ящик». Достаём из ящика предмет, находим на столе карточку с названием этого предмета на коми-пермяцом языке.
Ложка это - пань
Тарелка это -бекэр
Солонка это -сов доз
Нож это –пурт
Пельняньдар- шумовка
Быгрэтчан – скалка
Игра: «Молочная каша»
А сейчас мы сварим молочную кашу.
Правила игры: Все игроки садятся в круг. Каждому участнику дается одно из
названий молочного продукта: йöв (молоко), нöк (сметана), рись (творог), ви (масло) и т.д. Ведущий стоит в центре круга. Когда он называет один из этих продуктов – названные должны поменяться местами, а ведущий должен успеть занять одно пустующее место. Если ведущий произносит «молочная каша»- все участники игры могут поменяться местами.
3 задание: «Переводчик» Представьте, что вы являетесь экскурсоводом в коми-пермяцкой избе. Ваша задача перевести слова с коми-пермяцкого на русский.
Каждый из вас будет вытягивать конверт, на котором написано слово на к-пермяцком языке. Ваша задача- прочитать это слово и переводить его на русский. Затем из конверта достать рисунок и проверить, правильно ли вы перевели слово.
Керку-дом, гор-печка, пызан-стол, эшын-окно, ыбэс-дверь, джодж-пол, джадж-полка, лабич-скамейка.
4 задание: «Тэдан ли тэ?» Знаешь ли ты?
А знаете ли вы, что у коми-пермяков есть своя нечистая сила? Предлагаю вам назвать героев сказок на коми-пермяцком языке.
1. Стоит избушка, в избушке – старушка. Морда жилиная, нога глиняная, Спина горбатая, голова косматая. Рядом с ней стоит Иванушка, Как зовётся эта бабушка..баба Яга (Ёма баба)
2. Из болота не вылазит, Там живет в трясине, грязи, Любит плавать под водой Добродушный…ВОДЯНОЙ. (Вакуль)
3. Он весь шишками оброс, На лице лишь виден нос. Может быть пуглив, как зайка, А зовут его…(В лохмотьях, заросший, седой, С вечно всклокоченной бородой. В лесу он обитает, Грибников заманивает и пугает. Ответ (Леший). (Вэрись)
4. В нашем доме, Возле печки, Старичок один живет. Носит он фуфайку, лапти И хозяйство все ведет. Может в доме прибираться, Спрятав что-нибудь твое. Может кошкой обернуться И мяукать под окном. Ну, а если разозлится, То начнет он всех пугать… И тогда уж непременно Его нужно угощать. Любит кушать он конфеты, Пить парное молоко… Успокоившись немножко, Смотрит старичок в окно.(Домовой – суседко)
Релаксация: Скажи о занятии одним словом…
Тiйэ бура тэдат коми кыв. Аттьо удж понда! Быдэс бурсо тiянлэ.(Вы хорошо знаете коми-пермяций язык. Спасибо за работу. Всего хорошего вам.)
- Адззисьлытэдз! (До свидания)