12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Элеонора Варламова78
3

Комплексная универсальная модель диагностики освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по хореографии.

Комплексная универсальная модель диагностики освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по хореографии.

Хореографическое искусство всегда привлекало и будет привлекать внимание детей. Танец – это прекрасный вид искусства, в котором сочетается музыка и пластика движения, а также танец — это средство всестороннего и гармонического развития ребёнка.

На базе многих образовательных учреждений дополнительного образования детей создаётся большое количество самых разных по стилям и направлениям детских хореографических коллективов и их количество из года в год увеличивается.

Хореографическое искусство, как зрелищный вид искусства на сегодняшний день стремительно развивается. В соответствии с этим, растут и требования, предъявляемые к танцовщикам не только с точки зрения музыкальности, лёгкости и пластичности исполнения, но и повышенного внимания к физической подготовке. Кроме того, в настоящее время на первый план выходят воспитательные задачи обучения и развитие надпрофессиональных «мягких» навыков.

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, а также быстрое достижение успехов в хореографии, как танцевальном искусстве.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую и воспитывающую. Первая состоит в получении данных и корректировке образовательного процесса; вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним педагог имеет возможность оказывать воспитательное воздействие на обучающихся.

На сегодняшний день существует разнообразные диагностики для хореографических и танцевальных коллективов, но каждая из них нуждается в переработке под конкретную образовательную программу в соответствии с ее целями и задачами. Также некоторой проблемой для педагога-хореографа является отсутствие полного комплекса диагностик, охватывающего все необходимые показатели воспитанников. Анализ педагогической теоретической и практической литературы показал, что существующие методики отслеживают только отдельные показатели, например, только чувство ритма, только гибкость. Систематизация таких методик привела бы к созданию необходимого комплекса диагностик и облегчению контроля образовательного процесса на танцевальных и хореографических занятиях. Кроме этого, проблема усугубляется тем, что участники хореографических и танцевальных коллективов учреждений дополнительного образования детей в основном мотивированы на освоение определенной системы танцевальных движений, в этой связи особую актуальность представляет вариативность педагогических диагностик и применение индивидуальных тестовых заданий, способствующих своевременной оценке возможностей воспитанников, корректировке процесса обучения и точному прогнозу результатов его результатов. Целью представленной модели является систематизация и универсализация комплекса диагностик, как структурных элементов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для танцевальных и хореографических коллективов.

Поставленная цель предопределила круг решаемых задач:

-Объединить методы диагностики по трем частям модели и создать комплексную универсальную модель диагностики освоения дополнительных программ по хореографии;

-Проанализировать и обобщить образовательные задачи программ по хореографии;

-Связать задачи, ожидаемые результаты и диагностические методы;

-Облегчить поиск и подбор диагностических методик для педагогов дополнительного образования.

Описание модели



Идея универсальной диагностической модели базируется на положении о том, что невозможно представить полноценного танцовщика без: а) внутренней культуры и воспитанности, б) надпрофессиональных компетенций, необходимых для творчества и сотворчества, в) физического развития, г) знаний о танцевальном искусстве. Модель диагностики представлена в виде Пирамиды развития танцовщика (рис. 1), состоящей из четырех уровней: воспитание, надпрофессиональные компетенции (soft skills), знания и физическая форма. Расположение уровней логически обосновано и соответствует текущему законодательству РФ и современным трендам образования.

Пирамида развития танцовщика

t1641896718aa.png

Рис.1

Уровень «Воспитание» включает в себя «Личностное» и «Социальное» развитие.

В «Личностном развитии» размещены методики диагностирования индивидуальных качеств и способностей учащегося, таких как ответственность, трудолюбие, общая культура поведения, художественный вкус и других. В «Социальном развитии» – диагностика развития социальных знаний, понимания социальной реальности, позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию.

Достижения воспитанников, как отдельный показатель развития, не включены в модель диагностики, т.к. не все коллективы ставят перед собой задачи реализации на конкурсах, а также разный начальный уровень развития обучающихся, в связи с которым некоторые из них могут так и не подойти к конкурсному уровню подготовки. «Портфолио воспитанника» является отдельным диагностическим документом для коллективов, которым необходим такой мониторинг обучения.

Уровень «Надпрофессиональные компетенции» (soft skills).

На данном уровне диагностируются навыки и личные качества, которые повышают эффективность деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ключевым надпрофессиональным навыкам, которые развиваются в процессе хореографической деятельности относятся: креативность, управление своим временем, коммуникативные навыки, лидерство, навык командной работы.


3. «Знания» включают в себя общие и специальные знания. Диагностика общих знаний включает в себя тестовые методики проверки теоретических знаний, в диагностику специальных знаний включены также методы оценки исполнительского мастерства танцовщиков конкретного танцевального направления. 

4. «Физическое развитие» включает в себя общее и специальное развитие. Деление вызвано особенностями диагностических методик, общих, применимых при любой хореографической деятельности и специальных методик, позволяющих выявлять физические навыки необходимые для конкретных танцевальных направлений: классических, спортивных бальных танцев, современных и уличных танцев. Специальные физические навыки измеряются по диагностическим картам, разработанным каждым коллективом индивидуально для своего направления.

Таким образом, опираясь на Пирамиду развития танцовщика, учитывая каждый уровень, становится возможным систематизировать диагностическую работу в коллективе, расставить акценты и увидеть полную картину развития воспитанника с помощью универсальной методики диагностики, которая может использоваться любым хореографическим коллективом учреждений дополнительного образования. Систематизация проверяемых компетенций, навыков и знаний облегчает образовательный и воспитательный процесс, корректировку образовательной программы. Необходимо диагностировать воспитанника по всем четырем уровням. Достоинством данной модели диагностики является ее универсальность и возможность использования, как целиком, так и частично.

ВОСПИТАНИЕ

Принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» укрепило и расширило воспитательную составляющую образовательных программ и обозначило ведущее место воспитательных задач в образовательных программах.

Понятие «Воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, различные взгляды и позиции, отражающие его сущность и роль в образовательном процессе. Российским законодательством четко определено понятие воспитания. «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению».

В представленной модели диагностики освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по хореографии уровень «Воспитание» — это основа пирамиды развития танцовщика. Как и все остальные части, она сформирована из воспитательных задач программ художественной направленности по хореографическому искусству. Диагностика Личностного развития в процессе освоения дополнительных образовательных программ по хореографии предполагает исследование по следующим критериям:

Ответственность

Трудолюбие

Общая культура поведения

Художественный вкус

Высокая мотивация

Здоровый образ жизни

Развитие личностных качеств ребенка предусмотрено в каждой дополнительной образовательной программе, а их диагностика заключается в измерении совокупности показателей и может оцениваться по степени выраженности, наличию/отсутствию. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения, рисунка и другие.

Социальное развитие

-Патриотизм, гражданственность

-Толерантность

-Социальное самоопределение, формирование социальной осознанности.

В диагностический инструментарий включаются: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, тестирование, тренинги, анализ портфолио. Диагностика «Личностного» и «Социального» развития может проводиться как в различных формах занятий (практикум, конкурс, концерт и др.), так и на специальных мероприятиях в рамках реализации программы воспитания учреждения дополнительного образования, образовательного кластера района, города области и др. В качестве методов фиксации используются диагностические карты, которые могут видоизменяться в зависимости от потребностей конкретного педагога и конкретного коллектива. В качестве критериев оценки возможно использовать различные шкалы (3-х, 5ти, 10ти-балльной, логическая шкалы «да/нет» и др.).

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (SOFT SKILLS)

Вне зависимости от того, в каком хореографическом направлении занимается воспитанник, ему крайне важно уметь находить общий язык с другими детьми, педагогом, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать поставленные задачи, управлять эмоциями и своим временем, уметь работать в команде-хореографическом ансамбле для достижения результатов.

Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы. Использование понятия «надпрофессиональные КОМПЕТЕНЦИИ» предполагает их универсальность и важность для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет человеку повысить эффективность деятельности в какой-то определённой отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность.

В процессе занятий хореографией, помимо духовного и эстетического развития, развивается физическая сфера и сфера общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, развивают такие навыки как креативность и гибкость мышления, коммуникабельность. Занятия в составе хореографического коллектива, участие в различных конкурсах, выступлениях - создают отличные условия для формирования лидерской позиции. Регулярные репетиции вырабатывают такие навыки, как целеустремлённость и тайм-менеджмент.

Таким образом, диагностический инструментарий, позволяющий выявить степень и уровень сформированности навыков у воспитанников (с учетом их возрастных особенностей) в процессе освоения ими дополнительных образовательных программ по хореографии включает в себя исследование следующих компетенций:

Надпрофессиональная компетенция

(SOFT SKILL)

Содержание

Креативность

Умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения

Коммуникабельность

Умение успешно контактировать с другими людьми, доступно и интересно излагать свои идеи и мысли, уверенно говорить, как с группой сверстников, так и со взрослыми; выступать перед аудиторией. Один из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающий как профессиональные, так и личные отношения.

Командная работа

Умение работать в коллективе, нахождение своей роли внутри него, командное решение вопросов, умение взаимодействовать и находить общий язык с другими участниками, педагогами. Выработка и следование общекомандной дисциплине.

Лидерство

Умение влиять на окружение (мотивировать, вести за собой), наполнение собственной жизни смыслами, постановка индивидуальных целей и сознательное стремление к их достижению.

Тайм-менеджмент

Эффективное управление временем, для достижения наилучшего результата.

Креативность.

Показателями креативности у воспитанников хореографических коллективов могут служить следующие показатели (используются показатели из определения творческого мышления Дж.Гилфорда, а также показатели, непосредственно связанные с хореографическим искусством):

1. Оригинальность - характеризует своеобразие и самобытность мышления танцовщика, необычность подхода к решению творческих задач средствами хореографии.

2. Семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать и показывать его новое использование средствами хореографии.

3. Образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны средствами хореографии.

4. Семантическая спонтанная гибкость - способность вырабатывать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

5. Новаторство - креативность в процессе сочинения новых танцевальных па, идей, элементов пластического языка, композиций и т. п.

6. Пластическая импровизация, которая составляет основу танцевального искусства, является важнейшим направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнительства. развивает способность к самостоятельному творческому самовыражению, формирует способность передавать услышанный музыкальный образ в пластике.

7. Работа со сценическим пространством - умение адекватно и креативно использовать пространство, направление, расположение, перемещение и ракурс.

В качестве диагностического инструментария для исследования навыка креативности можно использовать:

1) тест креативности Торренса-Гилфорда

4) тест на импровизационные возможности (Л.Д. Ивлева);

5) тест на выявление артистических данных (Е.В. Асташкина).

Коммуникабельность.

При диагностике развития компетенции «Коммуникабельность» необходимо учитывать особенности характера, темперамент воспитанника, способы действия, уровень активности, настойчивости, агрессии, моральные качества (ценности), так как у каждого человека есть свой коммуникативный потенциал: качества, которые могут облегчать или затруднять общение.

Оценка сформированности коммуникативной компетенции может производиться по следующим показателям:

-умение договариваться и находить общее решение;

-умение аргументированно представить свою точку зрения, убеждать и отступать;

-учёт разных мнений, уважение к позиции других людей;

-способность сохранять доброжелательное отношение в ситуации конфликта интересов и мнений;

-умение взаимодействовать со сверстниками и педагогами в образовательной деятельности.

В качестве диагностического инструментария для исследования коммуникативных навыков воспитанников могут использоваться: опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина, тест-опросник В. Ф. Ряховского.

Командоориентированность.

Компетенция Командоориентированность тесно связана с готовностью к совместному творчеству и умением взаимодействовать, и хореографический ансамбль – идеальная среда для развития этого навыка. Совместное творчество включает готовность поступаться частью своей свободы и своего замысла ради общего дела, умение работать в разных культурах и средах, работать коллективно, учитывая интересы и эмоции окружающих.

Оценка сформированности компетенции командоориентированность может производиться по следующим показателям:

-желание и готовность работать в команде;

-умение как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи;

- умение добросовестно выполнять свой объем работы в общем ритме;
- ориентация на командное достижение общей цели;

-эмпатия (сопереживание), способность вдохновлять других, создание вокруг себя атмосферы дружественности и открытости;

-умение продуктивно разрешать конфликты на любом уровне (начиная от бытовых), преодолевать противоречия;

-выработка и следование общекомандной дисциплине.

Диагностика навыков командной работы проводится как в рамках группового взаимодействия (ролевые игры, кейсы), так и индивидуально (опрос). В качестве диагностического инструментария для исследования навыков командной работы могут использоваться: опросник на определение уровня эмпатии И. М. Юсупова, адаптированный тест Р.М. Белбина "Командные роли. Классификация ролей в группе»

Лидерство.

Совместная деятельность в хореографическом ансамбле включает взаимодействие в танцевальных номерах, на репетициях, конкурсах, высокий уровень контактности детей, многоплановость действий, неформальное и интенсивное общение, что является прекрасной почвой для формирования лидерских качеств. Хореографический коллектив, наряду с общими признаками, характерными для всех коллективов, обладает специфическими чертами: активное, динамическое развитие коллектива и взаимоотношений внутри; общность художественно-эстетических и нравственных взглядов обучающихся. Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие социальных навыков, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняют информационные, коммуникативные и регулятивные функции, стимулируют развитие мягких навыков.

Диагностика лидерских навыков проводится как в рамках группового взаимодействия (ролевые игры, кейсы), так и индивидуально (опрос). В качестве диагностического инструментария для исследования навыков командной работы могут использоваться: опрос «Самооценка лидерства» Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М. Мануйлов; тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий;

Тайм-менеджмент (управление временем).

Тайм – менеджмент – это навык рациональной организации времени для повышения эффективности его использования. При владении компетенцией тайм –менеджмента обучающиеся развивают в себе такие качества как, собранность, точность, целеустремленность, организаторские способности.

Сформированность навыка тайм-менеджмент позволяет воспитанникам успешно осваивать учебный материал, достигать поставленных целей, развивает способность к планированию и организации как собственной деятельности, так и других людей, что необходимо в рамках деятельности хореографического коллектива.

Оценка сформированности компетенции тайм-менеджмент может производиться по следующим критериям:

-умение планировать время и проявление самостоятельной инициативы к планированию времени;

-умение рационально использовать свое время с учётом распределении нагрузки на собственный организм;

-самоконтроль (соотнесение результатов деятельности с поставленной целью, проверка по ходу деятельности своих действий и их последовательности, обнаружение и исправление ошибок, объективная оценка своих действий и работы).

Уровни сформированности навыков тайм менеджмента:

Высокий уровень: воспитанник организован, аккуратен, собран; регулярно планирует свою деятельность, как в образовательном процессе, так и за его пределами; строго выполняет план работы, внося коррективы по мере необходимости; самостоятельно проявляет инициативу к планированию времени своего и других людей; владеет навыками самоорганизации и саморегуляции.

Средний уровень: воспитанник организован и аккуратен, но не стабильно, умеет планировать, но такие планы не являются для него руководством для самостоятельной деятельности и часто не выполняются; некоторые качества саморегуляции и самоорганизации, активная общественная позиция проявляются не стабильно.

Низкий уровень: обучающийся не организован, зачастую нарушает режим дня, опаздывает за занятия, мероприятия; не умеет планировать, выполняет задания обычно в последний день работы, «штурмом». саморегуляция и самоорганизация ситуативны, поведение регулируется в основном внешними стимулами и побудителями, положительный опыт поведения неустойчив, слабо проявляется.

ЗНАНИЯ

Диагностика знаний учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей функцией по отношению к учащимся.

Важно отметить, что именно уровень «Знание» будет особенным для каждого коллектива в зависимости от направления (бальные танцы, хип-хоп, хореография). Методики проверки будут схожими и включать в себя как одинаковые для всех направлений (тесты, опросы, викторины и т.д.) так и специфические, которые могут заключаться в сочетании теоретических и практических знаний. Уровень «Знания» условно делится на: общие и специальные.

Общие

Подраздел «Общие знания» для воспитанников танцевальных коллективов включает историю танца, виды и жанры танца и терминологию. В зависимости от глубины изучения, предполагаемой образовательной программы, может также включать в себя основы музыкальной грамотности, историю музыки и музыкальных жанров, а также основы анатомии и физиологии. Самая популярная форма оценки общих теоретических знаний – тестирование.

Специальные

К специальным знаниям для танцевальных коллективов отнесены знание позиций рук и ног в танце, знания фигур и основных элементов танца конкретного направления, эмоциональная выразительность. Диагностика специальных знаний может осуществляться как устно (знание отдельных элементов), так и на практике, включая так называемую исполнительскую подачу. Специальные знания также включают в себя теоретический материал о технической подготовке в определённых танцевальных направлениях. Она является своеобразным стержнем, на который нанизываются остальные элементы танца.

Диагностирование уровня освоения специальных знаний танцовщика возможно в форме зачета, теста, открытого занятия, конкурса и др. Диагностика проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым обучающимся или как срез практических знаний за полугодие. Как способ фиксации результатов используется диагностическая карта воспитанника, позволяющая учесть не только особенность танца, изучаемого в рамках дополнительной образовательной программы, но также знание схем и фигур танца, владение основными элементами техники, эмоциональную выразительность.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Достигнуть успеха в танцах, не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, координационных способностей невозможно. К тому же в связи с изменениями в системе образования охрана и укрепление здоровья детей приобрела особую значимость. Общефизическая подготовка включает самые разнообразные упражнения, воздействующие на все группы мышц и системы организма танцовщика и её своевременное и регулярное диагностирование способствует дальнейшему развитию танцевальных возможностей, а также сохранению и корректировке здоровья.

Общее физическое развитие

«Общее физическое развитие» включает в себя гибкость, выносливость и координацию. Эти качества были выявлены на основе анализа образовательных задач, а деление на общие и специальные выполнено по принципу необходимого для здоровья, и необходимого для успешного выступления. Для диагностирования общего физического развития используются методы наблюдения и тестирования.

Качества общего физического развития целесообразно диагностировать в процессе занятий. Можно использовать как стандартный тренаж, так и различные соревновательные формы (состязания, игры). Например, педагогом используется определенный набор упражнений, диагностирующих физическое развитие учащихся. Для проведения диагностики могут выбираться любые упражнения, позволяющие оценить то или иное качество, любая форма занятия. Неизменным останется принцип, учащемуся необходимо продемонстрировать какое-либо действие, а педагогу провести наблюдение и зафиксировать результаты. Критерии оценки могут подбираться в зависимости от потребностей. Возможно использование любой шкалы, но важно обратить внимание, что наличие критерия заключается не в его номинальном присутствии, а в расшифровке, в понимании значения каждого балла.

Специальное физическое развитие

«Специальной физическое развитие» включает в себя ритмичность, прыгучесть, скоростно-силовые качества. Специальная физическая подготовка отвечает специфическим требованиям, предъявляемым конкретным видом деятельности, например, спортивные бальные танцы, современный танец, хип-хоп, классическая, современная хореография.

Специальная физическая подготовка – это педагогический процесс, в котором используются определённые методы и приёмы, направленные на развитие и поддержание определённого уровня тех или иных двигательных качеств. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов специальной физической подготовки может привести к отсутствию динамики роста мастерства танцовщика. В упражнениях специальной физической подготовки, чаще всего используется музыка, что способствует развитию не только физических качеств, но и развитию чувства ритма и музыкальности.

Для диагностики специального физического развития используются сводные карты, в которых представлены различные варианты диагностических заданий. Каждый пункт таблицы имеет набор критериев оценки и рекомендации по проведению. При создании сводной таблицы критериев диагностики педагоги дополнительного образования, руководители хореографических коллективов представляют собственные используемые модели, а также обмениваются своими методиками, что положительно влияет на развитие диагностических возможностей дополнительного образования и совершенствует образовательный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Универсальная модель диагностики освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по хореографии требует документального оформления полученных результатов. На каждого воспитанника оформляется индивидуальная карта учета динамики развития всех 4 уровней (воспитание, надпрофессиональные компетенции, знания, физическая подготовка) по всем критериям. Это позволит последовательно фиксировать процесс всестороннего развития, а также планировать темп индивидуального развития.

Периодичность заполнения определяет педагог в каждом конкретном случае. К диагностике указанных в карте качеств может привлекаться и сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.


15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.