Конспект занятия по русскому языку для 8 и 10 классов «Комплексный анализ текста»
Тема урока : «Комплексный анализ текста»
Класс: 8 и 10
Цель: формирование навыков комплексного анализа текста
Задачи для учащихся 10 класса: работа в парах, умение объяснить учащимся 8 класса допущенные ими ошибки.
Задачи для учащихся 8 класса: работа в парах, развитие навыков комплексного анализа текста.
План урока.
Постановка учебных задач.
Выполнение заданий комплексного анализа текста учащимися 8 класса.
Проверка заданий, объяснение неправильно выполненного, оценка работ учащимися 10 класса. Заполнение оценочного листа.
Рекомендации и пожелания учеников 10 класса ученикам 8 класса.
Итоги урока.
Текст для комплексного анализа
Общаться со стариками нелегко. Это ясно. Но общаться нужно, и нужно это общение сделать лёгким и простым.
Люди, становясь старше, кажутся молодым ворчливыми, требовательными… Конечно, молодым следует помнить, что «все будем старыми». И ещё надо помнить, что опыт старых может пригодиться: и опыт, и знания, и мудрость, и юмор, и рассказы стариков, и даже их докучливые нравоучения.
Вспомните Арину Родионовну. Молодой человек может на это сказать: «Но моя бабушка совсем не Арина Родионовна!» А я убеждён в противном: каждая пожилая женщина несёт в себе черты Арины Родионовны… Арина Родионовна стала для всех Ариной Родионовной именно потому, что рядом с ней был Пушкин… Пушкин нашёл в ней её лучшие черты, воспел эти черты. Рядом с ней Пушкину было легко и весело. (По Д.С.Лихачёву)
Определите стиль текста.
Определите тип речи.
Определите тему текста.
Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора.
Подберите синонимы к слову ДОКУЧЛИВЫЙ.
Найдите деепричастие, определите его вид.
Найдите модальную частицу в 3 абзаце.
Найдите в 1 абзаце слова, в которых одна буква обозначает два звука.
В 3 абзаце найдите предложение, в котором есть слова категории состояния.
Найдите во 2 абзаце слово, в котором правописание приставки зависит от значения.
Найдите простое безличное предложение в 1 абзаце.
Найдите во 2 абзаце сложноподчинённое(ые) предложение(я).
Найдите вводное слово.
Найдите побудительное предложение.
Оценочный лист
Фамилия, имя ученика
№ задания |
Оценка ученика |
Оценка «учителя» |
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
||
5. |
||
6. |
||
7. |
||
8. |
||
9. |
||
10. |
||
11. |
||
12. |
||
13. |
||
14. |
Рекомендации ученику
Что бы вы хотели порекомендовать ученику?
Какие темы нужно повторить?
За что можно похвалить ученика?
Напишите небольшое пожелание.
Оценка «учителю»
Понравился ли «учитель»?
Что бы ты хотел ему пожелать?
Евдакименко Ольга Юрьевна