Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5–8 классах
Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-8 классах
Использование текста на уроках русского языка является эффективным методическим приемом.
Комплексная работа с текстом служит формированию и развитию основных видов компетенций, предусмотренных ФГОС : языковой, лингвистической и коммуникативной, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует формированию положительной мотивации у обучающихся.
Комплексный анализ текста можно превратить в увлекательный поиск, исследование. Такая работа обеспечивает качественное усвоение программного материала, способствует продуктивной подготовке к итоговому контролю.
Данный дидактический материал рекомендован для коллективной, самостоятельной, домашней работы обучающихся.
Предлагаемые к тексту задания направлены на поиск и анализ языковых единиц, вдумчивое чтение текста, определение стилевой принадлежности и типа речи, осмысление содержания текста, выявление художественных средств выразительности, нахождение орфограмм, пунктограмм и др.
Комплексный анализ текста
аудитория- 6-7 кл.
Прочитайте текст и выполните задания
1.Жил-был огонь. 2.Был он очень опасным и задиристым.3. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд. 4. Он был злейшим врагом всего живого. 5.Повстречал огонь человека:
6. - Слушай, человек, давай померимся силой.
7. Тот согласился. 8. И начался бой. 9.Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду.
10. Огонь - за ним. 11. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.12. Взмолился огонь:
13. - Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.14. Пожалел его человек.15. Вот так и начал служить огонь людям, стал им другом.
16. Но иногда он показывает свой характер. 17.Начинает гулять пожарами по домам, улицам, полям, лесам. 18. Почему же вспыхивают пожары?
19. Чаще всего причиной пожаров становится невнимательность и неосторожность людей, некогда «приручивших» огонь. 20. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непогашенного костра в лесу. 21. Опасно пользоваться и неисправными электрическими приборами, а также оставлять их работающими без присмотра. 22. Недаром есть поговорка «С огнем не шутят». 23. И если небрежно обращаться с огнем, может случится беда!
Задания
1. Какие высказывания НЕ соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.
1. Человек тушил пламя огня мокрой тряпкой.
2. Всё живое боялось огня.
3. Огонь стал другом человеку, потому что огонь пообещал служить хорошо.
4. Причиной пожаров всегда становится неосторожность человека.
2. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.
3. Среди предложений 11-15 найдите предложение с глаголом в повелительном наклонении. Укажите номер предложения.
4. Из предложения 3 выпишите все местоимения.
5. Среди предложений 6-8 укажите распространенное предложение.
6. Из предложения 11 выпишите разносклоняемое существительное.
7. Из предложения 9 выпишите слово с приставкой.
8. Из предложения 19 выпишите слово, написание приставки в котором зависит от её значения, смысла.
9.Укажите количество существительных в предложении 19.
10. Запишите основную мысль текста.
11. Найдите среди предложений 5-11 синоним к слову « позвал».
12. Найдите среди предложений 5-11 антоним к слову « закончился».
13. Из предложения 23 выпишите слово с орфографической ошибкой. Слово запишите, исправив ошибку.
14. Найдите среди предложений 5-11 синоним к слову « сражение».
15. Из предложения 17 выпишите слово, в котором все звуки согласные звонкие.
16. Из предложения 9 выпишите глагол первого спряжения.
17. Укажите тип речи, представленный в предложениях 19-23.
18. Среди предложений 3-5 укажите слово с орфограммой « Чередование гласных в корне».
19. Из предложения 16 выпишите наречие.
20. Сколько в предложении 12 слов с нулевым окончанием. Укажите количество.
21. Он бывает у человека «вежливый, великодушный, веселый, внимательный, волевой» .Какое слово среди предложений 11-18 объединяют названные определения? Запишите это слово.
ОТВЕТЫ: 1. 1,4 2. 6 3. 13. 4. никого,всё 5.6 6.пламени 7.заманил 8. Приручивших 9.6 10. Огонь может приносить пользу и вред. 11.заманил 12.начался 13. Случиться 14. Бой 15. Домам 16. Пругнуть 17. Рассуждение 18. Сжигал 19. Иногда 20. 2 21. характер
Комплексный анализ текста
аудитория – 5-7 кл.
Прочитайте текст и выполните задания
Орёл и кошка
(1)3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2)Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.
(З)Вдруг откуда ни возьмись — огромный степной орёл. (4)Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. (5)Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. (6)Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. (7)3акипела битва насмерть.
(8)Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9)Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
(10)Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11)В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.
(К. Ушинский)
Задания к тексту
1. С какой целью автор рассказывает нам о битве насмерть кошки и орла?
1) чтобы показать силу кошки;
2) чтобы предупредить о неожиданности атак орла-хищника;
3) чтобы показать силу материнской любви;
4) чтобы рассказать о жизни животных и птиц.
2. Какой использовал автор в этом тексте тип речи?
3. Какие слова в тексте говорят о стремительности и неожиданности нападения орла? Выпишите эти слова.
4. Восстановите пропущенные пункты плана текста.
1. Счастливое семейство.
2. Неожиданное нападение.
3. …………….
4. ……………
5 В какое время года происходят действия рассказа?
6. Определите вид сложного предложения (предложение №2 )
7. Укажите средство художественной выразительности в предложении № 4
8. Из предложения № 9 выпишите наречие.
9. Из предложения № 8 выпишите все местоимения.
10. Сколько глаголов в предложении № 8 ?
11. К слову ЛОВКИЙ (предложение 10) подберите синоним.
12.Среди предложений 1-4 найдите фразеологизм и выпишите его.
13. В предложении № 6 есть 3 слова с нулевым окончанием. Выпишите эти слова.
14. Из предложения №6 выпишите слово с приставкой.
15.Из предложения № 1 выпишите слово, в котором два суффикса.
16. Из предложения № 6 выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне. Подберите проверочные слова.
17. Сколько прилагательных в предложении № 8? Напишите цифру.
18. Сколько глухих согласных звуков в слове ВЦЕПИЛАСЬ?
19. Из предложения № 2 выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
20. Какое слово из текста «рассыпалось»? ПААКЗИЕЛ
21. Прочитайте фрагмент текста о степном орле. Можно ли в текст «Орёл и кошка» вставить приведённое описание орла? Ответ обоснуйте.
Степной орёл — крупный представитель рода настоящих орлов Aquila. Вес его колеблется от 2,7 до 4,9 килограммов, размах крыльев — от 175 до 210 сантиметров. Окраска однотонная от светло до тёмно-бурой. Молодые орлы отличаются от взрослых наличием чётких полос на нижней поверхности крыльев, продольными пестри- нами на брюхе и штанах, более яркими тонами окраски оперения. Окончательный («взрослый») наряд они приобретают на пятом году жизни.
Заселяет степи, лесостепи, полупустыни и (реже) пустыни Евразии на огромных пространствах от юго-восточной Европы до юго-восточного Забайкалья, на юг вплоть до южной Аравии и Индии, а также значительную часть Африканского материка. Не только в русском, но и практически во всех европейских языках эту птицу величают одинаково — «степной орёл». Также в переводе звучит и его бурятское название «талын бургэд». Латинское название — Aquila гарах.
Степной орёл — единственный из орлов вид, устраивающий гнёзда на земле. Основной добычей ему служат различные виды сусликов, в некоторых районах важным кормом служат также сурки и пустынные грызуны — песчанки.
22. Как вы думаете, из какого источника взят текст об орле (текст задания № 21)?
1) Из другого рассказа К. Ушинского
2) Из статьи энциклопедии о птицах
3) Из сказок о животных
4) Из мифов о происхождении животных и птиц
ОТВЕТЫ: 1.3 2. Повествование 3. Откуда ни возьмись,вдруг,как молния 4. Битва насмерть; Сила материнской любви 5. Весна 6. Сложносочинённое 7. Сравнение 8. Крепко 9. Он,ей 10. 3 11. Хваткий,пронырливый и др. 12. Откуда ни возьмись 13. Хищник,бросил, схватился 14. Схватился 15. Играла 16. Котёнка, схватился 17.6 18. 4 19. Солнышко,маленькая 20. Закипела 21. Нет,т.к. этот текст научного стиля 22. 2
Комплексный анализ текста
аудитория – 5-6 кл.
Прочитай текст и выполни задания.
(1)Какими только не бывают дома! (2)Есть малюсенькие дома, они напоминают телефонную будку. (3)Такой домик построил садовник из Мордовии. (4)Но всё в этом домике, как в настоящем доме: отопление, окна, телевизор, даже есть где посидеть. (5)Скоро его владелец научит дом «ложиться на бок», тогда в нём и спать можно будет.
(6)А может, дом должен быть огромным, как у одного индийского бизнесмена? (7)В доме есть место для трёх вертолётных площадок, парковка для ста шестидесяти автомобилей и кинозал для полсотни человек. (8)Хозяин говорит, что большой дом ему необходим, чтобы в нём собиралась и отдыхала многочисленная семья.
(9)Бывают дома, похожие на ракушки, а бывают – как разноцветные коробки. (10)Есть жилища, которые не отличишь от камней или деревьев, а есть – словно летающие тарелки. (11)Но среди множества домов самый главный, самый лучший – родной дом. (12)«Обойди весь свет и вернись в свой дом», – советуют в Дагестане. (13)«Восток ли, запад, а дома лучше», – подтверждает немецкая мудрость. (14)«Свой дом – самое лучшее место», – согласны англичане. (15)Потому что «в родном доме и стены помогают» и «семья сильна, когда над ней крыша одна», – так говорят в России. (По О. Колпаковой)
Задания
1.Что хотел сказать автор читателю? Определи основную мысль текста и выпиши это предложение..
Есть множество домов,и они не похожи друг на друга
Среди множества домов самый главный, самый лучший – родной дом.
Какими только не бывают дома!
2. Восстанови план текста. Запиши пункты в соответствии с содержанием текста.
Самый большой дом.
Самый маленький дом.
Самый главный, самый лучший – родной дом.
3. Ответь на вопросы по содержанию текста.
1)Какого размера домик построил человек в Мордовии?
2)Зачем индийскому бизнесмену такой большой дом?
3)Пословицы каких народов приведены в тексте?
4. Подбери к слову «огромный» ( 6-е предложение) синоним, запиши это слово.
5. Найди в первом абзаце синоним к слову «хозяин». Запишите это слово.
6. Какая профессия человека упоминается в тексте? Укажи номер соответствующей иллюстации.
1. 2 3.
7. Укажи слово из предложения № 4, которое состоит из корня,одного суффикса и окончания.
8. Укажите из первого абзаца номер предложения, в котором есть однородные члены.
9. Из предложения № 7 выпиши прилагательное.
10. Что сравнивается с летающими тарелками в 3 абзаце? Запиши.
Как называется это художественное средство выразительности? Запиши термин(эпитет,сравнение,метафора,олицетворение).
11. Одно из слов 2 абзаца «рассыпалось». ИАНЛОЗК Установи, что это за слово?
Слово какой части речи получилось?
12.Выпишите однокоренное слово из первого абзаца к слову «дом».
ОТВЕТЫ:
1. Среди множества домов самый главный, самый лучший – родной дом.
2. 2.Самый большой дом.
1. Самый маленький дом.
3. Самый главный, самый лучший – родной дом.
3.1 малюсенький 2. Чтобы семья отдыхала 3. Дагестанская,немецкая,английская русская
4. большой,громадный
5. владелец
6. 3-садовник
7. домике
8. 4
9. вертолетных
10. дом-жилище
11. кинозал,существительное
12. домик
Горбачёва Марина Юрьевна