12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Фёдорова65
Россия, Удмуртская респ., село Малая Пурга
1

Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ» (Интегрированный урок русского языка и литературы по творчеству русского поэта С. Есенина и удмуртского поэта К. Герда.)



 

Конспект урока по русскому языку в 11 классе .

Предмет: русский язык

Класс: 11 класс.

Тема: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»

(Интегрированный урок русского языка и литературы по творчеству русского поэта С. Есенина и удмуртского поэта К. Герда.)

Подготовила : учитель русского языка и литературы Фёдорова Наталья Вячеславовна

Цель урока:

1. Способствовать закреплению изученного материала по русскому языку и литературе за курс школы. Проверить качество знаний учащихся (воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, формировать нормы правильной литературной речи, навыки лингвистического анализа текста).

2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе.

3. Помочь становлению нравственной культуры.

Метод и приёмы:

- исследовательский,

- нетрадиционная форма опроса,

- задачи исследовательского характера.

Оборудование:

- орфографические словари на каждой парте,

- распечатки заданий на каждый стол

- на доске записать эпиграф урока

- проектор для показа слайд – шоу ( по теме урока и исследовательской работе)

- портрет С. Есенина, К. Герда

- удмуртская и русская песни звучат в начале урока

 

Ход урока:

1. Слово учителя. Индуктор

-Здравствуйте, ребята, начнём урок. Совсем скоро вы окончите школу, впереди у Вас вся жизнь; поднимите, пожалуйста, руки, кто бы хотел остаться жить, работать, воспитывать детей на своей малой родине в Удмуртии?

Поднимите руку те, кто бы хотел здесь учиться?

(учитель показывает слайд – шоу по теме урока)

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1454523256.pptx (11 класс. )

 

- Почему именно здесь? С чем это связано? Красота родного края, память о  добрых людях, много великих людей (здесь живут хорошие люди, много знакомых). Дети отвечают.

- Кто прославил наш родниковый край, перечислите их имена?!

- Замечательно, одним из таких людей стал К. Герд. Поэт С. Есенин оказал большую роль на формирование удмуртской литературы, взгляды удмуртского поэта, т.е. жизнь и творчество поэта России совпали с началом творческого пути К. Герда.

2. - Вспомним о великой личности удмуртского народа К. Герде. Что вам известно о нём? (был учителем, писателем, поэтом, этнографом, патриотом своей малой родины).

- Правильно, об этом свидетельствует и следующая исследовательская работа, выполненная вашей одноклассницей Семеновой Светланой «Красный клин в произведениях С. Есенин. и К. Герда».

(Выступление Светланы Семеновой с исследовательской работой по теме «Красный клин в произведениях С. Есенин. и К. Герда». 3 мин).

3. - Следующую часть урока мне бы хотелось начать с анализа эпиграфа:

И каждый в племени своём,

Своим мотивом и наречьем.

Мы всяк по-своему поём,

Поддавшись чувствам человечьим…

С. Есенин.

-Найдите ключевые слова в этом тексте…

(пламя своё, мотив, по-своему поём, человечьи).

- Как вы думаете, о чём данное стихотворение С. Есенина? Что он хотел сказать этими строками? (люди говорят на разных языках, но пишут, думают, об одном и том же – одинаково любят свою Родину…)

- Замечательно…

4. Практическая часть урока:

- А сейчас перейдем к работе с текстом, в ходе которого мы продолжаем знакомство с творчеством К. Герда и подготовку к ЕГЭ.

Учитель организует работу с отрывками текста, который раздается на каждый стол, работа проводится индивидуально и в группе. Данный вид работы проводится по трем отрывкам ( смотри приложение 1, 2, 3),

Задания к каждой части!

1. Прочитать текст.

2. Определить тему идею отрывка.

3. Определить стиль, привести доказательство.

4. Определить с помощью каких языков средств автор выражает мысли и чувства.

5. Какие языковые средства обеспечивают связь между предложениями.

6. Объяснить постановку знаки препинания в предложении.

7. Выписать словосочетания с подчиненной связью (согласование, управление, примыкание) из предложения_____.

8. Найти в предложении слово по следующей характеристике.

9. Выписать проблемную строку (можно кратко основную мысль), которая вас заинтересовала (с которой вы согласны или не согласны).

 

5. Творческая работа, рефлексия.

- Выпишите понравившиеся строки из отрывков стихотворений:

1. С. Есенина «Станок» 2. К. Герда «Родному краю»

- Из выписанных слов выберите 2 понравившихся, составьте из них словосочетание , его запишите по середине строки. Это тема вашего ЭССЭ.

Напишите текст из 5-7 предложений.

Афиширование перед классом (по желанию).

Оцените урок, свою работу и работу ваших одноклассников по схеме:

 

 

6. Домашнее задание:написать эссе  на тему " Моя малая родина".

Комментарий к уроку.

Предлагаемое занятие можно использовать для подготовки к выполнению ЕГЭ по русскому языку.

Задача учителя – научить учащихся осмысленно относиться к выполнению разного рода заданий в тестах ЕГЭ, умело использовать полученные знания по анализу отрывка лирического произведения, написания эссе. Воспитательные задачи определяются характером предложенных языковых материалов на уроке.

В настоящее время актуально использовать метод интеграции на уроках русского языка и литературы, анализ творчества русских поэтов в сопоставлении с творчеством поэтов родникового края. В ходе такой работы учащиеся учатся воспринимать чужие точки зрения, аргументировать или опровергать, дружески взаимодействовать с коллегами в процессе обсуждения.

Занятие, рассчитанное на один урок, проводится в 11 классе параллельно с изучением творчествам С. Есенина, уместно будет сопоставить ряд его стихотворений с творчеством удмуртского поэта К. Герда, поводом к этому послужила исследовательская работа ученицы Семеновой Светланы на тему «Красный клин в произведениях С. Есенин. и К. Герда».

Урок сопровождается презентацией, особенно важной для восприятия темы урока, эмоционального настроя учащихся, звучат удмуртская и русская песни, что позволяет увидеть, насколько близки внутренним миром русский и удмуртский народ. В ходе этого занятия ребята еще больше начинают испытывать гордость за прекрасный свой народ, за тех людей, которые прославляют родниковый край.

При анализе языкового материала учащиеся демонстрируют навыки анализа текста на различных уровнях, что позволяет выявить уровень их подготовки к ЕГЭ.

Занятие решает задачи развития познавательных интересов, нравственного и эстетического воспитания. Это очевидно из творческих работ учащихся ( эссе – на этапе рефлексии). По записям учеников видно, что выполнять задания большинству нетрудно, и каждый пишет в меру собственных потребностей и умений. Поскольку все прочитывается в классе, поэтому «познавательная сумма» становится общим достоянием.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.