Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» (Русский язык, 6 класс)
Урок русского языка в 6 классе
Учитель: Кабикова Ирина Николаевна
Класс: 6 класс
Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».
Тип урока. Урок повторения и обобщения.
Цели как деятельность учеников:
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
Метапредметные:
- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.
Предметные:
- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;
- повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
||||
I. Оргмомент. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места учащихся. Выявление отсутствующих. |
|||||
Вступительное слово учителя Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели. II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
|
. … раз отмерь - … отрежь. Не имей … рублей, а имей … друзей. … одного не ждут. Какие части речи пропущены? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока. Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова: Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчет во всяком деле нужен Ты с числительным будь дружен. - К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением. Повторение ( в парах) Что такое имя числительное? Задание №1.На какие разряды делится числительное по составу? ( простые, составные) Задание№2. Запишите имена числительные в таблицу:
Пять, одиннадцать, сто три, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, девяносто, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, тринадцать. По значению? ( количественные, порядковые). На какие вопросы отвечают порядковые числительные? А количественные? Давайте заполним кластер до конца. Все ли слова, имеющие числовое значение, являются именами числительными? Как отличить? Цифровой диктант – Запишите номера, в которых указаны имена числительные. 1. десяток 6. пятерка 11. две пятых 2. двойной 7. тройной 12. трехсотый 3. удесятерить 8. полтора 13. пятеро 4. десять 9. единственный 14. пятерня 5. удваивать 10. первый 15. шестнадцать 16. семидесятый Самопроверка Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16. пользуясь критериями, оцените себя - на полях ставим количество ошибок. 0 ошибок - «5» 1-2 ошибки – « 4» 3-4 ошибки – « 3» Более 4 ошибок – «2» Сделайте вывод о разрядах количественных числительных, приведите примеры из выписанных числительных или приведите свои. -:
|
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). Уметь анализировать услышанное, систематизировать знания полученные на уроках при изучении темы «Числительные».
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. 3.Умение объективно, грамотно и аргументированно оценивать свою работу, проявлять сознательность и самостоятельность. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
|
||||
III. Повторение и обобщение изученного. Физминутка
|
-Немного внимания культуре речи. Собирательные числительные могут употребляться не со всеми существительными, есть правила их употребления. Прослушайте небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных идет речь. Ваня читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Ваня: « Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками». - Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, -сказал брат. Ваня удивленно посмотрел на него: - Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ? - Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность… Какую? Ответьте. ( об особенностях склонения собирательных числительных) Задание: Данные предложения взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Наведите порядок. Сестер у Толи только две, и все две окончили школу с золотой медалью. ( Сестер у Толи только две, и обе окончили школу с золотой медалью.) Четверо студенток получают повышенную стипендию. ( Четыре студентки получают повышенную стипендию). Договор подписан обоими сторонами. ( Договор подписан обеими сторонами). У меня есть двое попугаев. ( У меня есть два попугая). Мы ехали пятеро дней. ( Мы ехали пять дней) -Запишите, с какими из перечисленных существительных сочетаются собирательные числительные? В каком падеже и числе нужно употребить существительные при собирательных числительных? (Мальчик, дома, книги, сутки, девочка, Женщины, мужчины, туфли, козлята, очки). Вашим индивидуальным домашним заданием было подготовить доклад на тему: «Старинные меры длины». Выступление учащегося. Вот фрагмент из доклада по этой теме: «В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размерами тела человека. Например: сажень, локоть, пядь». «Пядь –древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17, 75 см) .Аршин равен 71 см, локоть- 48 см, верста- 1,06 км, фут-30,5 см, сажень-3 аршина, или 2,13 см, косая сажень – 2,48 м, маховая сажень -1,76 м, дюйм -2,54 см, вершок -4, 45 см.» После заслушивания докладов проводится беседа. Скажите, пожалуйста, какие числительные мы встретили в этом тексте? Количественные числительные: целые и дробные. Творческое задание - Вы, наверное, устали. Проведем языковую разминку. Соревнование по парам: Давайте вспомним пословицы, поговорки, фразеологизмы, произведения, включающие числительные |
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
||||
IV. Развитие учебноязыковых и правописных умений. |
А сейчас мы с вами совершим экскурс в историю. -Прослушайте текст: Как началась история земли Саратовской? Официальной датой основания города Саратова считается 5 июля 1590 года. Именно в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Они заложили крепость Саратов на левобережье Волги, напротив татарского городища Увек. По одной из версий, название города происходит из слияния тюркских слов: «сары» (желтый) и «тау» (гора). Общая длина городских стен составляла примерно 1650 метров. Это был острог, имевший 7 или 8 башен. В городе постоянно находилось около 350 стрельцов. В 1769 году была образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром. В 1800 году в городе было: 93 каменных дома, 108 домов из необожженного кирпича, 2334 деревянных дома. В XIX век Саратов вошел губернским городом. 11 января 1780 года Екатерина II издала указ, учреждавший Саратовское наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. К концу XIX века Саратов стал крупнейшим российским торгово-промышленным центром, поставлявшим в другие регионы России и за рубеж ткани, чугунолитейную и машиностроительную продукцию, цемент, муку, соль и зерно – именно тогда стал славиться саратовский калач. По данным первой всероссийской переписи 1897 года в Саратовской губернии проживали 2 миллиона 405 тысяч 829 жителей. Основную массу населения составляли русские-75%; немецкие колонисты -8,5%; украинцы -6,5%; мордва -6,5%, татары -3,5%. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижневолжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Задание: Прочитайте вслух текст. О чем это текст? Какое событие мы празднуем в 2016 году? (80- летие образования Саратовской области) Какие числительные употреблены в этом тексте? Какие группы количественных числительных? Как изменяются порядковые числительные? Просклоняйте по падежам 1 группа -350; 2 группа -108 . Выполните морфологический разбор числительных: 1 группа –в 1769 году; 2 группа – 1650 метров. |
Познавательные УУД 1.Выстраивать последовательность действий. 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
||||
V. Итог урока. |
- Было ли тебе интересно на уроке? - Что тебе понравилось? - Сумел ли ты показать свои знания на этом уроке? - Как считаешь, усвоил ли ты тему «Имя числительное»? - Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа. – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
||||
VI. Домашнее задание. |
Поработать над проектом по темам: «Имена числительные в загадках, пословицах, поговорках» «Имена числительные в названиях книг, кино и мультфильмов» «Народные секреты магических чисел» |
Оценочный лист ученика(цы) 6 класса :______________________________
Моя цель на уроке__________________________________________________
Описание знаний и умений |
Достигнутый уровень |
|||
плохо |
удовлетворительно |
хорошо |
отлично |
|
1. Я знаю морфологические признаки имени числительного |
||||
2. Я знаю правила правописания числительных |
||||
3. Я умею отличать числительные от слов других частей речи |
||||
4. Я умею правильно образовывать разные формы числительных |
||||
5. Я могу уместно и выразительно употреблять имена числительные |
||||
6. Я умею высказывать суждения, подтверждать их фактами |
||||
7. Я умею работать в группе |
||||
8. Я умею задавать вопросы разных видов |
Цымбалюк Светлана Александровна