Комплексное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наш город"
Цель занятия: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности детей и подготовки их к будущей социальной адаптации.
Основные задачи:
Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей, на материале дидактических игр.
Продолжать работу по развитию у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение специальных упражнений.
Работать над развитием речи детей, используя игровую ситуацию.
Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения.
Познакомить детей с некоторыми учреждениями города, профессиями людей, которые там работают.
Воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к людям труда.
ХОД УРОКА
Вводная частьУчитель: какую песенку вы знаете про день рождение? Прозвучали слова "День рождения только раз в году" из известной детской песни. Скажите, дети, чей день рождения мы можем отмечать?
Дети: День рождения нашего города.
На доске: | С днём рождения, |
У: Наш город Кировград ещё совсем молодой. Раньше это был небольшой поселок Калата, которые строили очень нужный и важный для страны завод. Это строительство началось ещё в годы Великой Отечественной войны. Для людей, которые строили город, были нужны дома, больницы, театры, кинотеатры, магазины. Для их детей нужны были детские сады и школы. Поселок рос и строился, жителей становилось всё больше. И вот в июле 1954 г правительство приняло решение преобразовать поселок в город Кировград, поэтому этот день стал днем рождения города.
Наше занятие мы посвящаем дню рождения нашего города. Не выходя из класса, мы проведем небольшую экскурсию по городу, познакомимся с некоторыми городскими учреждениями и профессиями людей, которые там работают. Выполним задания и поиграем с вами.
На доске составлено слово из разрезных букв, но пока оно закрыто.
За каждое выполненное задание мы будем открывать одну букву в слове на доске. Посмотрим, какое слово получится! Итак, в путь!
Основная частьЗадание 1.
У: Для передвижения по городу мы должны выбрать вид транспорта. Выполнив правильно задание, вы узнаете, на чём мы поедем на экскурсию. Для этого проведем графический диктант. На листочке в клетку поставьте точку – начало рисунка. Далее работаем простым карандашом:
1 клеточку вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 5 клеточек вправо, 1 клеточку вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 1 клеточку вправо, 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо.
Что у вас получилось? Правильно, машина. Рис.1.
Рис.1
Задание выполнено. Открываем первую букву в слове – К.
Задание 2.
У: В нашем городе много машин, надо быть очень внимательными во время движения. Рядом с нами движутся ещё несколько автомобилей. Посмотрите на картинку.
Рис. 2. Сосчитайте, сколько их?
Д: 6 машин.
У: Верно. Открываем вторую букву в слове – И.
Задание 3.
У: Недалеко от школы – Центральная площадь города. Рядом находится большое здание почтамта. Для чего нужна почта?
Д: Люди могут отправить письма, позвонить по телефону, купить газеты.
У: Кто работает здесь?
Д: Почтальоны, телефонисты.
У: Давайте поможем почтальону разнести почту по адресам.
Учитель выставляет наборное полотно.
Здесь конверты с разными марками в виде геометрических фигур разного цвета. На конверте указан адрес-номер дома. Посмотрите внимательно и запомните: цвет, фигуру, цифру на конверте. Рис. 3.
Рис.3
Наборное полотно через 20 сек учитель убирает.
Проверим вашу память. Я показываю вам карточку определенного цвета, а вы должны показать марку-карточку с геометрической фигурой, которая была на конверте. Молодцы!
Задание 4.
У: Я показываю марку-карточку с геометрической фигурой, а вы показываете цифру-номер дома на конверте.
Все справились с заданием. Хорошо.
Открываем следующую букву в слове – Р.
Учитель снова выставляет наборное полотно с конвертами.
У: А теперь снова посмотрите на эти конверты и определите, какой конверт лишний. Почему?
Д.: У этого конверта марка в форме круга, на остальных конвертах марки в форме многоугольников и ещё здесь номер дома – нечетное число, а на конвертах – четные номера домов.
Открываем следующую букву в слове – О.
Задание 6. Игра "Какой это дом?" [3]
У: Этот конверт мы должны отнести в дом № 9.
На доске: Расположено 9 домов. Девятый дом – недостроенный.
У: Посмотрите внимательно на картинку Рис. 4. Здесь 9 домов. Из них 8 домов имеют различную форму крыши и окна. Нужно определить: форму крыши, форму и расположение окна у девятого дома. Подумайте и нарисуйте девятый дом. Объясните свой выбор.
Рис.4
Дети выполняют самостоятельно задание, затем объясняют свой выбор.
У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – В.
Физпауза.
Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем. Рядом с почтамтом расположен стадион. Выполним упражнения на стадионе.
Поднять вверх правую руку, достать левую лопатку. Опустить руку.
Поднять вверх левую руку, достать правую лопатку. Опустить руку.
Достать правой рукой левый (правый) мысок, колени не сгибать.
Попрыгать на правой (левой) ножке.
Упражнения для глаз:
сделать вращательные движения;
посмотреть влево, вправо;
зажмуриться;
быстро поморгать.
Задание 7.
У: Отдохнули и снова в путь! А теперь давайте посетим ателье. Что делают в ателье?
Д: Шьют, вяжут и ремонтируют одежду.
У: Кто там работает?
Д: Швеи, вязальщицы.
У: В нашей школе старшие девочки учатся швейному делу, а мы учимся выполнять ремонт одежды.
Чтобы сделать ремонт одежды нужно правильно подобрать по форме и рисунку заплатку.
У каждого ученика и на доске – картинка "Заплатка" [3]. Рис. 5.
Рис.5
Дети внимательно смотрят на картинку, выбирают подходящую по форме и рисунку заплатку. Объясняют свой выбор. Один ученик выполняет задание у доски.
У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Г.
Игра "Чудесный мешочек".
У: В моем мешочке кусочки различных видов ткани. Вы закрытыми глазами, на ощупь должны определить и назвать вид ткани, после этого достать её из мешочка.
Дети выполняют задание, называют вид ткани, объясняют по каким признакам они это определили.
У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Р.
Задание 9. Игра "Магазин".
У: Зайдем в магазин, где продают игрушки. Кто работает в магазине?
Д: Продавцы.
У: Какие игрушки стоят в отделе?
Д: Кукла, ежик, мячик, зайка, мишка, тигренок.
У: Выбираем продавца, остальные дети - покупатели. Покупателю нужно рассказать про игрушку, которую он хотел бы купить, не называя её. Продавец должен догадаться, о какой игрушке говорит покупатель и подать её.
Дети парами выходят к доске и разыгрывают ситуацию в магазине. Например:
Покупатель: "Здравствуйте, я хочу купить игрушку. Она резиновая, круглая, синего цвета, с красными полосками".
Продавец: "Это мяч, пожалуйста, получите".
У: Вы правильно выполнили задание. Открываем следующую букву в слове – А.
Задание 10.
У: В нашем городе много фотосалонов. Я предлагаю вам поехать на выставку фотографий в один из них. Посмотрите внимательно. Что перепутал фотограф? [2].
На доске расположены картинки. Рис. 7.
Рис.7
У: Кого же он сфотографировал? Давайте, исправим его ошибки! Возьмите ножницы, разрежьте по линии и составьте фотографии правильно.
Дети выбирают картинку, работают ножницами, а затем составляют у доски правильную фотографию.
У: Люди каких профессий изображены на фотографиях?
Д: Врач, космонавт, фотограф, пожарный, капитан.
У: Действительно, в нашем городе живут и работают люди разных профессий. Они любят свой город и стараются своим трудом сделать его ещё краше!
Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Д.
Задание 11.
У: В день рождения принято дарить подарки. Давайте, нашему городу мы подарим букет цветов и проведем игру "Собираем букет": первый ученик называет цветок, второй повторяет название первого цветка и добавляет название своего и т.д. Последний должен перечислить все названия цветов.
Дети выполняют условия игры.
У: Замечательный получился букет! Открываем последнюю букву в слове – К.
Слово открылось полностью. Давайте дружно прочитаем предложение на доске.
Д: С днем рождения, Кировград!
Ученик читает стихотворение:
Наш город, ты будешь расти вместе с нами,
Ты станешь с годами еще нам родней.
Тебя мы украсим своими делами,
Украсим трудом и любовью своей!
У: Мы заканчиваем экскурсию по нашему городу.
Скажите, где мы с вами побывали?
С какими профессиями познакомились?
Чему вы учились на занятии?
Что вам понравилось?
Дети отвечают на вопросы учителя.
У: Вы замечательно выполнили все задания. Спасибо вам за участие в нашей экскурсии.